Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.
Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52
К таким параметрам в
первую очередь относятся особенности
характера межличностных
В среднем возрасте у детей совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребёнка рождается субъективное отношение к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности, без которого «играть не интересно». Интенсивно развивается осознание ребёнком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно - ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата.
Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Неуспех ребёнка в выполнении этого требования детерминирует его «напряжение» в игровых микрообъединениях. Поэтому, не смотря на стремление ребёнка к обществу сверстников, ему не всегда удается наладить благоприятное отношение. Одни дошкольники становятся активными, уверенными в себе, другие - робкими, замкнутыми. Однако взаимоотношения детей в этом возрасте ещё неустойчивы, могут часто меняться. Иными словами, дети определяют своё отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая не столько личность, сколько конкретные поступки другого: поделился игрушками - «хороший», не поделился - «жадина».
Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно - ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма [41.с. 104].
Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растёт от младшего дошкольного возраста к старшему. И если дети не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случаи нарушения правил — это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.
Социально - психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной, Антоновой, Рояк и Ивашовой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.
Группа детского сада для ребёнка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др. [41.с.108].
Взаимоотношение - это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данной общности. От них зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать поставленные, задачи.
По отношению к детям, отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игр, трудовой деятельности, на занятиях и др. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, что отношения в группе детского саде не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребёнка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребёнка. Связанное с нарушением общение отрицательное [41.с.109].
Таким образом, совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчением, переживаниями за общее дело.
В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает» свою куклу). Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребёнка рождается субъективное отношение к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности, без которого «играть не интересно». Интенсивно развивается осознание ребёнком себя как субъекта совместной деятельности, особенно сюжетно – ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но на сверстника. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата.
Стремление к сотрудничеству
в конце четвертого опосредует развитие
деловой коммуникативной
Основным составляющим совместной деятельности являются, с одной стороны общий продукт, с другой – взаимодействие по поводу общего продукта, взаимодействие с партнерами в процессе создания частных продуктов (согласование действий, показ, объяснение, помощь, контроль, требования и т.д.).
Участвуя в совместной деятельности ребёнок учится уступать желаниям сверстникам, или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. В совместной деятельности реализуются отношения детей к друг другу, опредмечиваясь в конкретных действиях, обмене информацией, взаимопомощи.
Содержательные характеристики совместной деятельности, то есть то, ради чего, во имя каких ценностей она осуществляется, опосредует проявление межличностных отношений и формирования личности. Деятельностное опосредование межличностных отношений в детской группе, то есть то, какие взаимоотношения возникнут и укрепятся в ней, какой будет сама эта группа, в какой мере она будет формировать личность ребёнка, определяется тем, какая совместная деятельность объединяет детей в группу, каковы её цели, каково её содержание (социально-позитивное или негативное), какова степень ответственной зависимости всех её участников.
Только через совместную деятельность особым образом организованную взрослым, возможно создать и преобразовать сами отношения между детьми.
К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. А.С. Залужный дал классификацию социального взаимодействия и взаимоотношений детей и указал на существование трудностей в них. Детьми дошкольного возраста специально занимался В.Н. Мясищев, один из методологов исследований "трудного" детства. Подчеркивая, что личность формируется в коллективе, он утверждал, что ее развитие и воспитание - вопрос организации взаимоотношений с коллективом [5,c.67].
Особенно яркую страницу в историю изучения проблемы вписал Л.С. Выготский [10]. Он отмечал, что в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, так как человек дает на те или иные воздействия среды специфически свои, индивидуальные реакции. Специфические реакции на однотипные воздействия среды будут зависеть, прежде всего, от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Воздействия среды, писал Л.С. Выготский [10], сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.
Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение в работе А.И. Анжаровой [44]. Наряду с вопросами дружбы и товарищества она изучала некоторые трудности в отношениях детей, и в первую очередь явления детской замкнутости, в основе которой, по мнению А.И. Анжаровой [44], лежат глубокие нарушения процесса общения. Предмет исследования Т.Н. Счастной [44] - детская непопулярность. Необходимость ее коррекции автор связывает с важностью для развития ребенка потребности в признании, которая в условиях непопулярности фрустрируется.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду [44,c.5].
Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему ранняя диагностика
и коррекция симптомов
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта. Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников [44,c.6].
Таким образом, следует рассматривать два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах.
Необходимо также четко обозначить понятие самого внутреннего психологического конфликта, так как в литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания [44,c.7].