Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.

1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия

1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

2.1. Содержание  эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)

       2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок

       2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)

2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Заключение

 

Введение.

Развитие эмоциональной сферы ребенка – одна из актуальных проблем дошкольного образования. Основы формирования эмоциональной культуры закладываются с самого раннего детства. Успешность человека во взрослой жизни во многом зависит от его эмоционального образования, полученного в дошкольные и школьные годы.

Эмоциональный опыт, приобретенный в детстве, ложится в основу эмоционального интеллекта, включающего способность, ответственную за понимание себя, других людей и социальных ситуаций. Исследователь эмоционального интеллекта Д.В.Люсин утверждает, что «хорошее понимание эмоций и различных социальных коллизий позволяет людям находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливыми в личной жизни».

Развитием эмоций у детей занимались такие выдающиеся ученые прошлого тысячелетия, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Г.М. Бреслав, В.В. Зеньковский, Л.И. Божович и многие другие. Они рассматривали эмоциональную сферу ребенка как одну из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики [18]. 

Сегодня проблемами эмоционального развития занимаются такие российские ученые как Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, Е.П. Ильин, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Т.А. Березина и другие.

Не смотря на то, что ученые прошлого и нынешнего тысячелетия утверждают необходимость повышенного внимания к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, современное дошкольное образование более  направлено на развитие когнитивной сферы детей. Проблема преобладания рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной обусловлена необходимостью подготовки детей к школьному обучению.

ФГТ обязуют ДОУ «обеспечить необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования», что предполагает, прежде всего, развитие когнитивных способностей, овладение навыками счета, чтения, письма, элементарными навыками работы на ПК. Именно этому в ДОУ уделяется сегодня особое внимание.

В итоге, стремясь реализовать ФГТ с точки зрения подготовки к школе, образовательный процесс часто выстраивается таким образом, что не учитываются психофизиологические особенности ребенка, возрастные этапы его развития. Преобладание в ДОУ обучающих занятий дидактического характера, жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса оставляют все меньше возможностей для овладения детьми самодеятельной игрой как ведущей деятельностью.

Исследования А.В. Запорожца и Я.З. Неверович доказывают, что «в игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт» [13].

Именно в игре, как было доказано выдающимися учеными Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и многими другими, развиваются главные новообразования дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание, произвольность и другие. Только полноценно прожив свою ведущую деятельность, ребенок переходит на следующую ступень социального развития, и у него появляется мотивация к учебной деятельности. В противном случае, мы получаем синдром «недоигравшего ребенка» не желающего учиться.

И хотя ФГТ выдвигают игру-деятельность «основной, адекватной возрасту формой построения образовательного процесса»,  игра как свободная активность ребенка, средство общения и самовыражения переносится сегодня на второй план. Ее место занимает игра как средство приобретения новых знаний и умений, необходимых для обучения в школе. Это является актуальной проблемой дошкольного образования, одним из следствий которой выступает дефицит внимания к эмоциональному развитию ребенка-дошкольника.

Сегодня очень важно создать в ДОУ такие условия, чтобы ребенок смог полноценно проживать свою ведущую деятельность и развивать все необходимые способности для успешного школьного обучения. При этом обучающие занятия и игра-деятельность должны идти «рука об руку» в образовательном процессе, подкрепляя, питая друг друга. В противном случае будет разрушена их целостность, значимость для всестороннего развития всех сфер ребенка – познавательной, социальной, эмоциональной.

Кроме этого, сегодня весьма важно уделять особое внимание созданию игровой среды ДОУ. Основными принципами ее формировании должны быть безопасность (физическая, психологическая), соответствие возрастным и гендерным особенностям детей, проблемность, многофункциональность, трансформируемость и что весьма важно – культуросообразность.

 Большой  вклад в создание игровой среды, отвечающей вышеперечисленным признакам, могут внести игрушки традиционного  характера. К сожалению, традиционные  игрушки редко используются сегодня  педагогами во время занятий  как средство эмоционального  и познавательного развития ребенка  и почти совсем не используются  в целях становления и развития  самодеятельной, сюжетно-ролевой игры.

Анализ научной литературы показал, что традиционная, русская народная игрушка изучена как:

- историко-культурный  материал (Е.А. Аркин, А.В. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский, и др.);

- педагогическое (воспитывающее) средство (Л.В. Артемова, Е.М. Гаспарова, Т.Н. Доронова, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.А. Покровский, др.);

- средство  психического развития (В.В. Абраменкова, B.C. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

Однако специальных исследований по проблеме использования традиционной игрушки как средства развития эмоциональной сферы детей в условиях дошкольного образовательного учреждения до настоящего времени проведено не было.

Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена наличием противоречия между психолого-педагогическими возможностями традиционной игрушки как средства развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника и отсутствием научного обоснования этих возможностей, а также педагогических условий их реализации в работе дошкольного образовательного учреждения.

Указанное противоречие определило проблему исследования: каковы возможности традиционной игрушки как средства развития эмоциональной  сферы дошкольников, и каковы педагогические условия ее эффективного использования в названном качестве в учебно-воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения?

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Выявить  особенности развития эмоциональной  сферы у детей среднего дошкольного  возраста, определить критерии оценки  и показатели ее сформированности.

2. Определить  влияние традиционных игрушек  на развитие эмоциональной сферы  детей данной возрастной группы  в процессе одного вида взаимодействия  с ними – организованных педагогом  занятий по эмоциональному развитию.

3. Определить влияние традиционных игрушек на развитие эмоциональной сферы детей данной возрастной группы в процессе двух видов взаимодействия – организованных педагогом занятий по эмоциональному развитию, а также в процессе дальнейшей свободной игровой активности детей.

Объектом исследования является процесс развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования – традиционная игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей в процессе различного рода взаимодействия в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 Гипотеза исследования – при взаимодействии с традиционными игрушками происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

1. Теоретический  анализ психолого-педагогических  источников по проблеме исследования.

2. Формирующий  эксперимент (в форме организованных  педагогом занятий по эмоциональному  развитию на основе традиционных  игрушек, в процессе наблюдений  за свободной игровой активностью  детей с традиционными игрушками).

3. Констатирующий и контрольный  эксперименты (оценочная шкала эмоциональных  проявлений ребенка – Г.А. Шалимова; понимание эмоциональных состояний  людей, изображенных на картинке  – Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; изучение  социальных эмоций – Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

Экспериментальная работа была проведена в дошкольном отделении ГБОУ Центр образования «Школа здоровья» №1679 ДО гор. Москвы, в трех средних группах, с детьми 4-4,5 лет. Основным средством экспериментальной работы стал игровой комплект «Жили-были, поживали…», разработанный автором данной магистерской диссертации (приложение 1).

Игровой комплект «Жили-были, поживали…», созданный на основе традиционной игрушки, успешно применяется в Центре образования в течение 5-ти лет на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, в свободной игровой деятельности детей. Благодаря сотрудничеству с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» игровой комплект распространяется по многим дошкольным образовательным учреждениям России.

Разработана авторская система работы с игровым комплектом «Жили-были… поживали», которая транслируется как опыт работы педагога в ходе городских и российских семинаров, конференций, через средства массовой информации: курсы повышения квалификации на базе ГБОУ Центр Образования №1679 (МИОО), курсы повышения квалификации на базе МЦ ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», на различных городских, всероссийских и международных конференциях и форумах (Международная конференция с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика»; «Всероссийский Форум работников системы дошкольного образования»; «Вторые бартрамовские чтения» (Художественно-педагогический Музей игрушек); Первая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» и другие).

Существует ряд публикаций в образовательных журналах «Обруч», «Современный детский сад», «Дошкольник, младший школьник», «Детский сад от А до Я», «Детский вопрос». В них автор раскрывает потенциал традиционных игрушек в развитии детей дошкольного возраста.

 

 

Однако как средство эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста игровой комплект «Жили-были, поживали…» рассматривается впервые в данной магистерской диссертации.

Данная магистерская диссертация состоит из введения, основной части (теоретическое и эмпирическое исследования), заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.

1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.

«Эмоция не менее важный агент, чем мысль. Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля». Научить владеть своими чувствами и эмоциями, по Выготскому, составляет важнейшую задачу всякого воспитания.

Эмоциональную реакцию Л.С. Выготский рассматривает как могущественный организатор поведения, в которой реализуется активность нашего организма. Важно, что являясь системой предварительных реакций, эмоции сообщают организму ближайшее будущее его поведения и организующие формы этого поведения.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста