Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить условия, при которых будет эффективно проводиться эстетическое воспитание дошкольников в процессе обучения правилам этикета. Задачи работы:
1. определить значение этикета в жизни детей дошкольного возраста;
2. изучить теоретические основы эстетического воспитания и обучения детей дошкольного возраста правилам этикета;
3. определить уровень эстетической воспитанности детей до и после проведенной работы.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1.Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников при обучении правилам этикета.
1.1 Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников 5-12
1.2 Методика эстетического воспитания. 13-20
1.3 Значение этикета. 21-22
Глава 2.Педагогическая работа по эстетическому воспитанию дошкольников при обучении правилам этикета.
2.1 Определить уровни знаний детьми правил этикета. 23-24
2.2 Педагогическая работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе обучения правилам этикета. 25-26
2.3 Диагностика эстетического воспитания детей при обучении правилам этикета. 27-28
Выводы. 29
Библиография. 30

Файлы: 1 файл

План.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

1.3 Значение «этикета».

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости  и вежливости, принятые в том или  ином обществе.

Особенностью того, что  называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что  он дает возможность людям без  особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая  предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов. Элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

Большое значение для  общения людей имеет их внешний  вид, одежда, умение правильно вести  себя в общественных местах, в различных  ситуациях. Благоприятное впечатление  производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также  немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует  о воспитанности и хороших  манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

В этикете высоко цениться внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Педагогическая работа по обучению дошкольников правилам этикета.

          2.1 Определить уровень знаний детьми правил этикета.

Работа по проведению констатирующего этапа эксперимента осуществлялась в старшей группе д./ с. №933 ВОУО. В этом эксперименте было задействовано 10 детей от 5 до 6 лет.

Цель констатирующего  этапа эксперимента: выявить ошибки и подсказать, что не так сделано и выявит положительные работы эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета.

   Первая часть экспериментальной работы представляла диагностику, результаты которой заносились в специально созданные таблицы. Каждая буква соответствует определенному уровню овладения детей этикетными нормами и правилам.

   Нами были определены 3 уровня:

1 высокий : дети хорошо  знающи правила этикета, осознают  необходимость их соблюдение. С  удовольствием ведут себя в  соответствии с правилами этикета;

2 средний : дети знающи правила, но не всегда осознают необходимость их соблюдать. Не всегда поступают в соответствии с правилами;

3 низкий : дети не знают  правил этикета, либо не осознают  необходимость их соблюдения.

 В таблицу заносились  на каждого ребенка. Результаты эксперимента показали: на высоком уровне -нет детей; на среднем уровне -8 детей; низком уровне -2 ребенка.

 Таким образом, эксперимент выявил, что наиболее низкие результаты дети показали по следующим показателям:

-наблюдение за детьми;

-беседа;

-сюжетная игра.

 

 

 

таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Педагогическая работа по эстетическому воспитанию детей   дошкольного возраста правилам этикета

При процессе обучения дошкольников правилам этикета было эффективно тогда, когда использовались разнообразные  методы обучения. А именно приучение, упражнения, различные ситуации, наблюдение, беседы, разъяснения, игры, чтение детской литературы.

     Были проведены занятия, в которых детей знакомили с правилами искусства нравиться, гигиенические навыки и внешний вид.                      Игры, в которых дети запоминают правила этикета: «Поменяйтесь местами», «Солнышко в доме», «Веселые переглядки», «Бояри», «Выбери костюм», «Оцени костюм друга».

Так же читались стихотворения  А. Барто «Любочка», А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Ш.Перро «Золушка», обращалось внимание на единство внешней красоты и внутреннего содержания человека, а так же на общение в различных ситуациях. А.Барто «Девочка чумазая»,К.Чуковский «Мойдодыр», хорошо помогает для закрепления правил личной гигиены. Читая А.Батро «Модница», «Сто одежек», обращаем свое внимание на красивые и добрые поступки.     

     Воспитатель для дошкольника- первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие  с другими людьми. Воспитатель постоянно обращает свое внимание на красоту поведения каждого ребенка, оценивает доброжелательно, педагог делает детям комплименты по их внешнему виду и по поведению. Например: Какая у тебя добрая улыбка или какой у тебя красивый внешний вид. Воспитатель должен показать ребенку, что он уважает личность ребенка, предоставить не только правильно поступать, но и ошибаться. Воспитатель так же обращает внимание на отдельные детали, например есть ли у ребенка платок, может он им пользоваться, есть ли своя расческа, вытирает руки и лицо, спускает ли ребенок воду в унитазе и т.д.

Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни, обязательно рассказать детям, что  одежда человека дает  другим людям  сведения о нем, важно чтобы одежда была чистой и опрятной, одежда должна соответствовать возрасту, а так же сезону. Надо обязательно детей приучать к порядку в шкафчике, складывать аккуратно свои вещи.

    Работа с родителями.

Педагог всегда взаимодействует, сотрудничает, работает с родителями. Воспитатель и родитель, как коллеги, каждый на своем месте делает работу с ребенком. Родитель в свою очередь индивидуально действует на своего ребенка.                                                                                          Цель воспитателя в работе с родителями:                                                -чтобы родители поняли важность и необходимость в обучение детей правилам этикета;                                                                                      - чтобы родители сами захотели участвовать в этой работе;                               -чтобы знали чему обучать.                                                                                    Для этого обычно проводятся собрания, досуги, индивидуальные работы. Воспитатель обязательно обращает внимание родителей на умения детей быть красивыми, опрятными, аккуратными, внимательными. Следует обратить внимание на то, что ребенок должен слышать от них больше добрых слов, похвалу, меньше критиковать.

Педагог обязательно  обсуждает с родителями гигиенические навыки ребенка, напоминает им о том что это надо формировать у ребенка.

Дома давать возможность  ребенку самому подбирать вещи, ухаживать  за обувью, чистотой лица и тела, оценивать  свой внешний вид. Ребенок должен сам следить за порядком в своих  шкафах. Обязательно выделить удобное место в прихожей для верхней одежды. Ребенку нужна такая родительская помощь, которая не ограничивала его в выполнении обязанностей, а создавала предпосылки его самостоятельности.

Педагог должен внушать  родителям простую истину: не отчаиваться, если ребенок не обращает внимание на свой внешний вид. Лучше сего помогают добрые слова, личный пример, терпение. Это будет первым делом в воспитании у ребенка вкуса к красивой и опрятной одежде, бережное отношение к вещам, самостоятельность в

 создании своего  имиджа.

 

2.3 Диагностика эстетического воспитания детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета.

Целью контрольного этапа  эксперимента является проверка знаний детей правил эстетического воспитания  и изменений, произошедших в их развитии.

Все результаты, показанные детьми, заносились в таблицу №2.Для  заполнения диагностической таблицы  была проведена та же работа, что  и в констатирующем этапе эксперимента.

Анализ полученных результатов  показал:

-на высоком уровне- 3 ребенка;

-на среднем уровне- 7 детей;

-на низком уровне-0 детей.

Сравнительный анализ констатирующего  и контрольного этапов эксперимента показал:

 

констатирующий                                контрольный этап

этап эксперимента                             эксперимента

 

высокий-о                                          высокий-3

средний-8                                          средний-7

низкий-2                                            низкий-0

 

Из анализа результатов  следует, что дети повысили уровень знаний правил эстетического воспитания при обучении правилам этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Выводы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы:

     1.   Целю  исследования ставилось: определить условия, при которых будет эффективно проводиться эстетическое воспитание дошкольников в процессе обучения. Она выполнена.

2.   Задачи исследования  реализованы:

- определить значение этикета в жизни детей дошкольного возраста;

-изучить теоретические  основы эстетического воспитания  и обучения детей дошкольного  возраста правилам этикета;

-определить уровень  эстетического воспитания детей  до и после проведенной работы.

    3.   Исследование  подтверждает правомерность гипотезы. Было установлено, что обучение детей происходит наиболее успешно,если использовать:

-используются разнообразные  методы обучения;

-воспитатель постоянно  обращает внимание на красивое  поведение детей;

-проведение работ  с родителями

    4.   В результате  проведенной работы по обучению детей правилам этикета, можно заметить следующие изменения в поведение детей:

-дети стали аккуратнее  складывать свои вещи в шкафчиках;

-у всех детей появились  в кармашках носовые платки;

-аккуратно относятся к красивой и опрятной одежде,

- бережно относиться  к вещам;

- самостоятельности в  создании своего имиджа.

    5.   Таким  образом, использование нами разнообразных  методов, занятий способствует  эффективному овладению эстетического воспитания детьми старшего дошкольного возраста при обучении правилам этикета.

 

Библиография.

1.Ветлугина Н.В.  Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду",под ред. Н.В. Ветлугиной  М., 1978                                   

2. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» : метод. пособие для педагогов. – М. : Просвещение,2007.

 3. Курочкина И.Н. «Как научить ребенка поступать нравственно» - М.: «Флинта»,2001.

 4. Курочкина И.Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»: Учеб. пособие для студентов высшего учебного заведения-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.

5. Курочкина И.Н. «Этикет  для детей и взрослых».: Учеб. пособие  для студентов высш. пед. учеб. заведений- М. :Издательский центр  «Академия»,2001.

6. Курочкина И. Н. «Этикет для дошкольников» :- пособие для родителей-М.: Просвещение,2007.

 7. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста»: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.Под редакцией Е.А.Дубровской, С.А.Козловой –М. : Издательский центр «Академия»,2002.

8. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. "Дошкольная педагогика". Под редакцией  
"Просвещение", Москва, 1978 .

9. Островская «Беседы с родителями  о нравственном воспитании дошкольников»-  М.:Флинта,2001.

10. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Книга для воспитателя д./с.-М.: Просвещение,1986          

 

 

.




Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета