Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель: определить условия, при которых будет эффективно проводиться эстетическое воспитание дошкольников в процессе обучения правилам этикета. Задачи работы:
1. определить значение этикета в жизни детей дошкольного возраста;
2. изучить теоретические основы эстетического воспитания и обучения детей дошкольного возраста правилам этикета;
3. определить уровень эстетической воспитанности детей до и после проведенной работы.
Введение 3-4
Глава 1.Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников при обучении правилам этикета.
1.1 Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников 5-12
1.2 Методика эстетического воспитания. 13-20
1.3 Значение этикета. 21-22
Глава 2.Педагогическая работа по эстетическому воспитанию дошкольников при обучении правилам этикета.
2.1 Определить уровни знаний детьми правил этикета. 23-24
2.2 Педагогическая работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе обучения правилам этикета. 25-26
2.3 Диагностика эстетического воспитания детей при обучении правилам этикета. 27-28
Выводы. 29
Библиография. 30
Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов. Элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.
Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.
Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
В этикете высоко цениться внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Глава 2. Педагогическая работа по обучению дошкольников правилам этикета.
2.1 Определить уровень знаний детьми правил этикета.
Работа по проведению
констатирующего этапа
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить ошибки и подсказать, что не так сделано и выявит положительные работы эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета.
Первая часть экспериментальной работы представляла диагностику, результаты которой заносились в специально созданные таблицы. Каждая буква соответствует определенному уровню овладения детей этикетными нормами и правилам.
Нами были определены 3 уровня:
1 высокий : дети хорошо
знающи правила этикета,
2 средний : дети знающи правила, но не всегда осознают необходимость их соблюдать. Не всегда поступают в соответствии с правилами;
3 низкий : дети не знают
правил этикета, либо не
В таблицу заносились на каждого ребенка. Результаты эксперимента показали: на высоком уровне -нет детей; на среднем уровне -8 детей; низком уровне -2 ребенка.
Таким образом, эксперимент выявил, что наиболее низкие результаты дети показали по следующим показателям:
-наблюдение за детьми;
-беседа;
-сюжетная игра.
таблица
2.2 Педагогическая работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста правилам этикета
При процессе обучения дошкольников правилам этикета было эффективно тогда, когда использовались разнообразные методы обучения. А именно приучение, упражнения, различные ситуации, наблюдение, беседы, разъяснения, игры, чтение детской литературы.
Были проведены занятия, в которых детей знакомили с правилами искусства нравиться, гигиенические навыки и внешний вид. Игры, в которых дети запоминают правила этикета: «Поменяйтесь местами», «Солнышко в доме», «Веселые переглядки», «Бояри», «Выбери костюм», «Оцени костюм друга».
Так же читались стихотворения А. Барто «Любочка», А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Ш.Перро «Золушка», обращалось внимание на единство внешней красоты и внутреннего содержания человека, а так же на общение в различных ситуациях. А.Барто «Девочка чумазая»,К.Чуковский «Мойдодыр», хорошо помогает для закрепления правил личной гигиены. Читая А.Батро «Модница», «Сто одежек», обращаем свое внимание на красивые и добрые поступки.
Воспитатель для дошкольника- первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие с другими людьми. Воспитатель постоянно обращает свое внимание на красоту поведения каждого ребенка, оценивает доброжелательно, педагог делает детям комплименты по их внешнему виду и по поведению. Например: Какая у тебя добрая улыбка или какой у тебя красивый внешний вид. Воспитатель должен показать ребенку, что он уважает личность ребенка, предоставить не только правильно поступать, но и ошибаться. Воспитатель так же обращает внимание на отдельные детали, например есть ли у ребенка платок, может он им пользоваться, есть ли своя расческа, вытирает руки и лицо, спускает ли ребенок воду в унитазе и т.д.
Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни, обязательно рассказать детям, что одежда человека дает другим людям сведения о нем, важно чтобы одежда была чистой и опрятной, одежда должна соответствовать возрасту, а так же сезону. Надо обязательно детей приучать к порядку в шкафчике, складывать аккуратно свои вещи.
Работа с родителями.
Педагог всегда взаимодействует,
сотрудничает, работает с родителями. Воспитатель и родитель, как коллеги,
каждый на своем месте делает работу с
ребенком. Родитель в свою очередь индивидуально
действует на своего ребенка.
Педагог обязательно обсуждает с родителями гигиенические навыки ребенка, напоминает им о том что это надо формировать у ребенка.
Дома давать возможность ребенку самому подбирать вещи, ухаживать за обувью, чистотой лица и тела, оценивать свой внешний вид. Ребенок должен сам следить за порядком в своих шкафах. Обязательно выделить удобное место в прихожей для верхней одежды. Ребенку нужна такая родительская помощь, которая не ограничивала его в выполнении обязанностей, а создавала предпосылки его самостоятельности.
Педагог должен внушать родителям простую истину: не отчаиваться, если ребенок не обращает внимание на свой внешний вид. Лучше сего помогают добрые слова, личный пример, терпение. Это будет первым делом в воспитании у ребенка вкуса к красивой и опрятной одежде, бережное отношение к вещам, самостоятельность в
создании своего имиджа.
2.3 Диагностика эстетического воспитания детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета.
Целью контрольного этапа эксперимента является проверка знаний детей правил эстетического воспитания и изменений, произошедших в их развитии.
Все результаты, показанные детьми, заносились в таблицу №2.Для заполнения диагностической таблицы была проведена та же работа, что и в констатирующем этапе эксперимента.
Анализ полученных результатов показал:
-на высоком уровне- 3 ребенка;
-на среднем уровне- 7 детей;
-на низком уровне-0 детей.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал:
констатирующий
этап эксперимента
высокий-о
средний-8
низкий-2
Из анализа результатов следует, что дети повысили уровень знаний правил эстетического воспитания при обучении правилам этикета.
таблица
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Целю исследования ставилось: определить условия, при которых будет эффективно проводиться эстетическое воспитание дошкольников в процессе обучения. Она выполнена.
2. Задачи исследования реализованы:
- определить значение этикета в жизни детей дошкольного возраста;
-изучить теоретические
основы эстетического
-определить уровень
эстетического воспитания
3. Исследование
подтверждает правомерность
-используются разнообразные методы обучения;
-воспитатель постоянно обращает внимание на красивое поведение детей;
-проведение работ с родителями
4. В результате проведенной работы по обучению детей правилам этикета, можно заметить следующие изменения в поведение детей:
-дети стали аккуратнее
складывать свои вещи в
-у всех детей появились в кармашках носовые платки;
-аккуратно относятся к красивой и опрятной одежде,
- бережно относиться к вещам;
- самостоятельности в создании своего имиджа.
5. Таким
образом, использование нами
Библиография.
1.Ветлугина Н.В. Сборник статей "Эстетическое воспитание
в детском саду",под ред. Н.В. Ветлугиной
М., 1978
2. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» : метод. пособие для педагогов. – М. : Просвещение,2007.
3. Курочкина И.Н. «Как научить ребенка поступать нравственно» - М.: «Флинта»,2001.
4. Курочкина И.Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»: Учеб. пособие для студентов высшего учебного заведения-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.
5. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых».: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений- М. :Издательский центр «Академия»,2001.
6. Курочкина И. Н. «Этикет для дошкольников» :- пособие для родителей-М.: Просвещение,2007.
7. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста»: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.Под редакцией Е.А.Дубровской, С.А.Козловой –М. : Издательский центр «Академия»,2002.
8. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. "Дошкольная
педагогика". Под редакцией
"Просвещение", Москва, 1978 .
9. Островская «Беседы с
10. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Книга для воспитателя д./с.-М.: Просвещение,1986
.
Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при обучении правилам этикета