Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

ДР Эстет воспитание с природой.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ        УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Бирская государственная социально-педагогическая академия»

 

 

Факультет педагогики детства

Кафедра педагогики и методики дошкольного и музыкального образования

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Эстетическое воспитание дошкольников в процессе

их общения с природой»

 

                                                                               

                                                                            

                                                                                  

                                                                              Выполнила: студентка III курса                                  

                                                                                    ОЗО факультета ПД

                                                                                                   Шарипова Р.М.

                                                                                                   Проверил: к.п.н., доцент

                                                                                     Исхакова Г.Т.

 

 

                                               

                                                              

                                                Бирск  2012

                                                Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников

    1. Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8

1.2. Задачи и методы эстетического  воспитания дошкольников………..18

1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29

Вывод по первой главе………………………………………………………….35

Глава 2.  Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников

2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36

2.2. Содержание и принципы организации  педагогического процесса ознакомления  детей с природой………………………………………………..42

2.3. Методы и приемы эстетического  воспитания при ознакомлении  с природой …………………………………………………………………………49

Вывод по второй главе………………………………………………………….35

Глава 3. Опытно-экспериментальная  работа по формированию эстетической воспитанности  детей старшего дошкольного  возраста в процессе общения с природой

3.1.Методики  диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………

3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64

3.3. Результаты  опытно-экспериментальной работы  по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..

Вывод по третьей главе…………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42

Введение

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.

Основными задачами на современном этапе являются формирование духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения [4; 110].

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе их общения с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: формирование эстетических чувств дошкольников в процессе их общения с природой.

Цель исследования: изучить особенности эстетического воспитания дошкольников в процессе их общения с природой.

Гипотеза исследования: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе их общения с природой реализуется на основе:

  • организации целостного эстетико-педагогического процесса с учетом интеграции познавательной, гуманистической, эмоциональной его  
    направленности;
  • формирования системы знаний о природе, включающей представления о многообразии факторов среды, связи растений со средой;
  • включения детей в эстетически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для нормальной жизнедеятельности растений с учетом их происхождения, принадлежности  
    к определенной экологической группе, роста и развития, сезонных изменений в их жизни и т.д.

Задачи исследования:

1. Изучить и литературу по  проблеме эстетического воспитания  детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать и обобщить  классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить роль природы в системе эстетического воспитания

3. Разработать и апробировать  экспериментальную методику эстетического  воспитания старших дошкольников в процессе их общения с природой.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опросник количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский,  Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников эстетического осознания прекрасного (Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие.).

Теоретическая значимость  заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей в процессе их общения с природой в условиях дошкольного образовательного учреждения; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций природы, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам природы и действительности, чувствам других людей определены педагогические условия успешности эстетического воспитания; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.

Практическая значимость заключается в разработке и экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников в процессе их общения с природой, которая может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: МОБУ детский сад «Сказка» с.Бакалы РБ.

Объем и структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников

1.1. Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников

 

Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие. [42; 105]

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. По мнению В.Н. Шацкой предлагается формулировка: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства» [48; 74].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. [33;44].

Д.Б. Лихачев определяет эстетическое воспитание – как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [18; 98].

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой