Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа
Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40
3 (30%) детей проявили средний уровень. Например, Марат Л. Затруднялся определить настроение произведения, после того как он охарактеризовал картину как грустную, в которой холодно, в ответ на вопрос «Почему ты считаешь, что эта картина грустная, там пасмурно, холодно?» пожимал плечами. Катя С. Верно определила настроение, изображенное в картине, ее эмоциональный фон, но с помощью эмоций, жестов, мимики, звуков, однако, объяснить свои впечатления затруднилась.
2 (20%) не справились с заданием, они показали низкий уровень. Например, Эльза А. не смогла выбрать подходящие определение настроения в картине, отвечала положительно на вопросы «Как ты думаешь, настроение в картине грустное?, «Почему?», - «Не знаю». Диана Ч. Не замечала признаков ветра, переданных в произведении, не смогла определить настроение картины, только перечислила нарисованные объекты.
Исходя из анализа результатов, можно утверждать что уровень эстетического развития детей невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
На основании полученных результатов на формирующем эксперименте был разработан проект педагогической технологии эстетического воспитания старших дошкольников в процессе общения с природой.
Анализ литературы позволяет определить теоретические положения, касающиеся феномена педагогической технологии, и сделать выводы применительно к проблеме эстетического воспитания старших дошкольников:
Педагогическая технология – это система модулей, которая спланирована на определенный промежуток времени и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства. (Таблица 4)
Таблица 4.
Схема педагогической технологии эстетического воспитания детей старшего возраста в процессе общения с природой.
Целевой модуль |
Цель: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные |
Содержательный модуль |
1. Цикл «Настроение» 2. Цикл «Разнообразие ландшафтов» 3. Цикл «Юные художники» |
Процессуально-деятельностный модуль |
Этапы работы: Первый этап – обучающий; Второй этап – развивающий; Третий этап – творческий. Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет Средства: обучение в ходе экскурсий, совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей; предметно – развивающая эстетическая среда; разные виды искусств (музыка, живопись, литература). Методы: наблюдение, рассказ воспитателя, рассматривание репродукций, создание поисковой ситуации и др. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока (формирование представлений, отношения к объектам природы, анализ своего поведения в природе; активизация эмоциональной сферы; проектирование экологически целесообразной деятельности по взаимодействию с природой).
|
Диагностико- результативный модуль |
Результат: повышение уровня эстетического развития детей. Диагностические методы: тестовые задания: Тест В.С.Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое»; Тестовое задание О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру»; Тест Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой «Пейзаж». |
Первый этап – обучающий, в процессе которого реализуется цикл «Настроение», который включает следующие темы: «Знакомство с творческой деятельностью художника, поэта, композитора», «Звучание картины», «Цвет в поэтических произведениях», «Что – то грустно нынче»,
«Вот она какая, осень золотая», «Буря».
На этом этапе ставятся следующие задачи:
1.Обучать детей умению
2.Знакомить детей с
3. Развивать эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические переживания, эстетические чувства.
Методика занятия. Работа по эстетическому развитию детей средствами природы начинается с ознакомления детей с образным языком живописи, музыки и литературы, освоения выразительности изобразительных средств. На занятии «Знакомство с творческой деятельностью художника, поэта, композитора» дети знакомятся с предметами, необходимыми для творчества художника (кисть, холст, краски), поэта (перо, карандаш), композитора (ноты, музыкальные инструменты), помогающими им создавать свои произведения. Происходит знакомство с творчеством мастеров и восприятие художественных произведений в следующей последовательности:
- сначала детям предлагается рассказ о творчестве художника, сопровождающийся рассматриванием репродукции И.Левитана «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», И.Шишкина «Зима»;
- затем прослушивается
- далее рассказ о творчестве поэта подкрепляется чтением стихотворений В. Авдеенко «Осень», И.Суриков «Лето», Ф.Тютчева Чародейкою зимою…».
Рассказы помогают детям
понять, с помощью каких материалов,
выразительных средств каждый
мастер создает свои
Почему нравится произведение?
Какое настроение передано?
Как художнику, поту, музыканту удалось предать ощущение определенного настроения?
Последовательно детям даются установки:
- при рассматривании картины – обратить внимание на центр пейзажа, детали, цветовую гамму;
- при прослушивании музыкальных
произведений – обратить
- в стихотворениях – на описание природы, перечисления, на использование эстетических слов (сравнений, определений, эпитетов, метафор).
На занятии ребята слушают педагога и жестами, мимикой выражают свое отношение, определяют вид искусства. У детей от темы к теме развивается интерес к образу природы, отраженному в разных видах искусства и пробуждается эмоционально – эстетическая отзывчивость на средства выразительности живописи, музыки и литературы. Детям предлагается дать оценки тому или иному произведению, высказаться о том, какое настроение оно вызвало у них. (Приложение 1)
Второй этап – развивающий. Этому этапу соответствует цикл «Разнообразие ландшафтов», в который включены следующие темы: «Лес. Дерево», «Идет, гудит зеленый шум», «Дождь и радуга», «Морские просторы», «Горы», «Образы неба», «Зимнее деревце», «Краса береза».
На данном этапе ставились следующие задачи:
1. Формировать умение детей
2. Учит понимать специфику и многообразие средств выразительности в искусствах, объяснять их, давать свою интерпретацию воспринимаемому.
3. Развивать у детей
Методика занятия. Цикл начинается с занятия на тему «Лес. Дерево» (интеграция живописи и музыки).
- восприятие произведений
- для рассматривания детям
- с детьми проводится
Третий этап – творческий. Этому этапу соответствует цикл занятий «Юные художники», который представлен следующими темами: «Синий вечер», «Лесная чаща», «Мозаика», «Улыбка весны, «Зеленое кружево», «Рисуем солнечное тепло», «Время суток», «Времена года». Цикл назван так потому, что дети выступают в роли художников, применяя знания о природе, средствами выразительности в искусствах.
На третьем этапе решались следующие задачи:
1. развитие у детей потребности в создании эстетических ценностей, в творческой самореализации.
2. Развитие чувств активного преобразователя, самостоятельности, смелости в процессе художественно – творческой деятельности детей.
Методика занятия. Предлагается создать условия, побуждающие детей к использованию накопленного опыта восприятия и живописи, музыки и литературы, приобретенного умения выделять и понимать их средства выразительности, освоенных новых техник рисования, особенностей использования разнообразных изобразительных материалов при реализации потребности в активной художественно – творческой деятельности.
- на занятии «Лесная чаща» прослеживается проявление детской самостоятельности в художественно – творческой деятельности. Детям предлагают для восприятия следующие произведения искусства: живописи – И.Шишкин «Зима» (темный снежный сосновый бор, на переднем плане поваленные деревья под сугробами, маленькие ели в снежных шапках, на дальнем плане лесная чаща с большим просветом между стволами, в котором видно белое небо), С.Жуковский «Иней» (произведение с обилием голубого и белого цвета, в центре картины санный путь, уходящий в лес, слева и справа окраина смешанного снежного леса, большие солнечные блики на снегу и длинные синие тени деревьев); музыки – М.Мусорского «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках» (музыка таинственная, спокойная, перекаты низких звуков), П.И.Чайковский «Времена года» - декабрь (музыка прозрачная, спокойная, светлая, мечтательная мелодия); поэзия – И.Суриков «Зима», Т.Золотухина «Метель», С.Есенин «Пороша» (отрывок). Интеграция этих произведений создает в воображение детей образы зимнего леса:
-снежный сосновый бор (И.Шишкин «Зима», М.Мусорский «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках», Т. Золотухина «Метель»;
-окраина леса в солнечный морозный зимний день (С.Жуковский «Иней», П.И.Чуковский «Времена года» - декабрь, И. Суриков «Зима», С.Есенин «Пороша»). (Приложение 3)
Процесс восприятия
3.3. Результаты опытно-экспериментальной
Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня эстетического развития детей в процессе восприятия произведений искусств о природе. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. В ходе контрольной диагностики мы получили следующие результаты. (Таблица 5)
Таблица 5.
Результаты контрольной диагностики
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Задания |
Уровень | ||
1тест |
2 тест |
3тест | |||
1 |
Света Н. |
Высокий |
6 тип |
Высокий |
В |
2 |
Тимур К. |
Высокий |
5 тип |
Высокий |
В |
3 |
Илья Ш. |
Высокий |
5 тип |
Высокий |
В |
4 |
Эльза А. |
Средний |
3 тип |
Средний |
С |
5 |
Динар И. |
Высокий |
6 тип |
Высокий |
В |
6 |
Ирина У. |
Средний |
3 тип |
Средний |
С |
7 |
Катя С. |
Высокий |
5 тип |
Высокий |
В |
8 |
Марат Л. |
Средний |
4 тип |
Средний |
С |
9 |
Диана Ч. |
Высокий |
6 тип |
Высокий |
В |
10 |
Вова Б. |
Высокий |
4 тип |
высокий |
В |
Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой