Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

ДР Эстет воспитание с природой.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

    3 (30%) детей проявили средний  уровень. Например, Марат Л. Затруднялся определить настроение произведения, после того как он охарактеризовал картину как грустную, в которой холодно, в ответ на вопрос «Почему ты считаешь, что эта картина грустная, там пасмурно, холодно?» пожимал плечами. Катя С. Верно определила настроение, изображенное в картине, ее эмоциональный фон, но с помощью эмоций, жестов, мимики, звуков, однако, объяснить свои впечатления затруднилась.

    2 (20%) не справились с  заданием, они показали низкий  уровень. Например, Эльза А. не смогла выбрать подходящие определение настроения в картине, отвечала положительно на вопросы «Как ты думаешь, настроение в картине грустное?, «Почему?», - «Не знаю». Диана Ч. Не замечала признаков ветра, переданных в произведении, не смогла определить настроение картины, только перечислила нарисованные объекты.

Исходя из анализа результатов, можно утверждать что уровень  эстетического развития детей невысок. Многие дети плохо справились  с  заданием. Выявленный в ходе исследования уровень  развития является  недостаточным,  т.к.  работа   осуществлялась   без   комплексного подхода,  мало  места  уделялось  экскурсиям,  наблюдениям  и   практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.

3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой

 

На основании полученных результатов на формирующем эксперименте был разработан проект педагогической технологии эстетического воспитания старших дошкольников в процессе общения с природой.

Анализ литературы позволяет определить теоретические положения, касающиеся феномена педагогической технологии, и сделать выводы применительно к проблеме эстетического воспитания старших дошкольников:

Педагогическая технология – это система модулей, которая спланирована на определенный промежуток времени и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства. (Таблица 4)

Таблица 4.

Схема педагогической технологии эстетического воспитания детей старшего возраста в процессе общения с природой.

Целевой модуль

Цель: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные

Содержательный модуль

1.  Цикл «Настроение»

2.  Цикл «Разнообразие  ландшафтов»

3.  Цикл «Юные художники»

Процессуально-деятельностный модуль

 Этапы работы: Первый этап –  обучающий; Второй этап – развивающий; Третий этап – творческий.

Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет

Средства: обучение в ходе экскурсий, совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей; предметно – развивающая эстетическая среда; разные виды искусств (музыка, живопись, литература).

Методы: наблюдение, рассказ воспитателя, рассматривание репродукций, создание поисковой ситуации и др.

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока (формирование представлений, отношения к объектам природы, анализ своего поведения в природе; активизация эмоциональной сферы; проектирование экологически целесообразной деятельности по взаимодействию с природой).

 

Диагностико- результативный модуль

Результат: повышение уровня эстетического развития детей.

Диагностические методы: тестовые задания: Тест В.С.Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое»; Тестовое задание О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру»; Тест Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой «Пейзаж».


 

Первый этап – обучающий, в процессе которого реализуется цикл «Настроение», который включает следующие темы: «Знакомство с творческой деятельностью художника, поэта, композитора», «Звучание картины», «Цвет в поэтических произведениях», «Что – то грустно нынче»,

 «Вот она какая, осень золотая», «Буря».

На этом этапе ставятся следующие задачи:

1.Обучать детей умению воспринимать  произведения искусства, изображающие природу, способствовать развитию их эстетических потребностей.

2.Знакомить детей с многообразием выразительных средств живописи, музыки и литературы, характерными особенностями каждого вида искусства в создании образов природы.

3. Развивать эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические переживания, эстетические чувства.

Методика занятия. Работа по эстетическому развитию детей средствами природы начинается с ознакомления детей с образным языком живописи, музыки и литературы, освоения выразительности изобразительных средств. На занятии «Знакомство с творческой деятельностью художника, поэта, композитора» дети знакомятся с предметами, необходимыми для творчества художника (кисть, холст, краски), поэта (перо, карандаш), композитора (ноты, музыкальные инструменты), помогающими им создавать свои произведения. Происходит знакомство с творчеством мастеров и восприятие художественных произведений в следующей последовательности:

- сначала детям предлагается  рассказ о творчестве художника, сопровождающийся рассматриванием репродукции И.Левитана «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», И.Шишкина «Зима»;

- затем прослушивается музыкальное  произведения П.И.Чайковского «Времена  года», пьеса «Осенняя песнь –  октябрь», пьеса «Июнь», фрагмент из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев», которое сопровождается рассказом о творчестве композитора;

- далее рассказ о творчестве  поэта подкрепляется чтением стихотворений В. Авдеенко «Осень», И.Суриков «Лето», Ф.Тютчева Чародейкою зимою…».

    Рассказы  помогают детям  понять, с помощью каких материалов, выразительных средств каждый  мастер создает свои произведения  искусства, неповторимые, прекрасные, понятные зрителю, выразительные  в отражении образов природы, в передаче настроения. При восприятии художественных произведений используются вопросы к детям, раскрывающие эстетическую ценность произведений:

Почему нравится произведение?

Какое настроение передано?

Как художнику, поту, музыканту удалось предать ощущение определенного настроения?

    Последовательно детям  даются установки:

- при рассматривании картины  – обратить внимание на центр  пейзажа, детали, цветовую гамму;

- при прослушивании музыкальных  произведений – обратить внимание  на силу звука, темп, мелодичность, ритм;

- в стихотворениях – на описание природы, перечисления, на использование эстетических слов (сравнений, определений, эпитетов, метафор).

На занятии ребята слушают педагога и жестами, мимикой выражают свое отношение, определяют вид искусства. У детей от темы к теме развивается интерес к образу природы, отраженному в разных видах искусства и пробуждается эмоционально – эстетическая отзывчивость на средства выразительности живописи, музыки и литературы. Детям предлагается дать оценки тому или иному произведению, высказаться о том, какое настроение оно вызвало у них. (Приложение 1)

Второй этап – развивающий. Этому этапу соответствует цикл «Разнообразие ландшафтов», в который включены следующие темы: «Лес. Дерево», «Идет, гудит зеленый шум», «Дождь и радуга», «Морские просторы», «Горы», «Образы неба», «Зимнее деревце», «Краса береза».

На данном этапе ставились следующие задачи:

1. Формировать умение детей воспринимать  образ природы, созданный на основе  трех видов искусств (музыка, живопись, литература).

2. Учит понимать специфику и многообразие средств выразительности в искусствах, объяснять их, давать свою интерпретацию воспринимаемому.

3. Развивать у детей эстетическое  отношение, эстетические переживания, эстетический вкус.

Методика занятия. Цикл начинается с занятия на тему «Лес. Дерево» (интеграция живописи и музыки).

- восприятие произведений искусств  можно начать с прослушивания  музыкальной пьесы «Избушка на  курьих ножках» из альбома  М.Мусорского «Картина с выставки» (преобладание низких звуков, не  быстрый темп, включение в мелодию  высоких звуков переливами, присутствует некая загадочность). После прослушивания детям предложили определить характер музыкального произведения, пофантазировать и придумать образ природы, вызывает эта музыка. В процессе обсуждения пьесы детям задаются вопросы: Что можете рассказать об услышанной музыке? Что вы представляете, слушая эту пьесу? Какие звуки (фрагменты мелодии) помогают определить характер пьесы? Как вы думаете, что будет изображено на картине, которую мы будем рассматривать? Что изобразили бы вы?

- для рассматривания детям предлагается  репродукции И.Левитана «Дуб», И.Шишкина  «дубы». Внимание детей обратили на композиционное решение пейзажей: «Дуб» - изображен один на первом плане, могучий, с толстыми ветками, сильными корнями, на дальнем плане видны другие деревья – он здесь самый главный; в картине «Дубы» - изображены три огромных дуба о корней и до начала кроны, нижние толстые ветки видны, вся крона за пределами холста; на особенности изображения деревьев (ствол, ветви, корни, листья.

- с детьми проводится дидактическая  игра – соревнование «Придумай  больше слов», направленную на  развитие умения детей найти  поэтические слова, отражающие визуальные  особенности живописного образа (строение, величина, цвет), эстетические, эмоциональные характеристики образа леса, созданного интеграцией пейзажа с музыкальными произведениями. Например, «большие дубы, огромный дуб, сильный, ветвистый, могучий, с золотой корой и др.» (Приложение 2)

Третий этап – творческий. Этому этапу соответствует цикл занятий «Юные художники», который представлен следующими темами: «Синий вечер», «Лесная чаща», «Мозаика», «Улыбка весны, «Зеленое кружево», «Рисуем солнечное тепло», «Время суток», «Времена года». Цикл назван так потому, что дети выступают в роли художников, применяя знания о природе, средствами выразительности в искусствах.

На третьем этапе решались следующие задачи:

1. развитие у детей потребности в создании эстетических ценностей, в творческой самореализации.

2. Развитие чувств активного  преобразователя, самостоятельности, смелости в процессе художественно – творческой деятельности детей.

Методика занятия. Предлагается создать условия, побуждающие детей к использованию накопленного опыта восприятия и живописи, музыки и литературы, приобретенного умения выделять и понимать их средства выразительности, освоенных новых техник рисования,  особенностей использования разнообразных изобразительных материалов при реализации потребности в активной художественно – творческой деятельности.

- на занятии «Лесная чаща»  прослеживается проявление детской самостоятельности в художественно – творческой деятельности. Детям предлагают для восприятия следующие произведения искусства: живописи – И.Шишкин «Зима» (темный снежный сосновый бор, на переднем плане поваленные деревья под сугробами, маленькие ели в снежных шапках, на дальнем плане лесная чаща с большим просветом между стволами, в котором видно белое небо), С.Жуковский «Иней» (произведение с обилием голубого и белого цвета, в центре картины санный путь, уходящий в лес, слева и справа окраина смешанного снежного леса, большие солнечные блики на снегу и длинные синие тени деревьев); музыки – М.Мусорского «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках» (музыка таинственная, спокойная, перекаты низких звуков), П.И.Чайковский «Времена года» - декабрь (музыка прозрачная, спокойная, светлая, мечтательная мелодия); поэзия – И.Суриков «Зима», Т.Золотухина «Метель», С.Есенин «Пороша» (отрывок). Интеграция этих произведений создает в воображение детей образы зимнего леса:

-снежный сосновый бор (И.Шишкин «Зима», М.Мусорский «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках», Т. Золотухина «Метель»;

-окраина леса в солнечный  морозный зимний день (С.Жуковский «Иней», П.И.Чуковский «Времена года» - декабрь, И. Суриков «Зима», С.Есенин «Пороша»). (Приложение 3)

    Процесс восприятия предложенных  репродукций, прослушивание стихотворений, выделение в них наиболее выразительных  строк, последующий поиск образов, представляющих эти поэтические  строки в картинах, сопровождающееся  прослушиванием музыкальных произведений, отражающих эмоционально – эстетические характеристики образов зимнего леса, вызовет у детей особое приподнятое настроение, радостные чувства, оживление. Дети попробуют описывать образы зимнего леса, опираясь на впечатления, полученные в процессе наблюдений, восприятия произведений искусств.

 

3.3. Результаты  опытно-экспериментальной работы  по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

 

Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня эстетического развития детей в процессе восприятия произведений искусств о природе. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. В ходе контрольной диагностики мы получили следующие результаты. (Таблица 5)

Таблица 5.

Результаты контрольной диагностики

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Задания

 

Уровень

1тест

2 тест

3тест

1

Света Н.

Высокий

6 тип

Высокий

В

2

Тимур К.

Высокий

5 тип

Высокий

В

3

Илья Ш.

Высокий

5 тип

Высокий

В

4

Эльза А.

Средний

3 тип

Средний

С

5

Динар И.

Высокий

6 тип

Высокий

В

6

Ирина У.

Средний

3 тип

Средний

С

7

Катя С.

Высокий

5 тип

Высокий

В

8

Марат Л.

Средний

4 тип

Средний

С

9

Диана Ч.

Высокий

6 тип

Высокий

В

10

Вова Б.

Высокий

4 тип

высокий

В

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой