Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа
Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40
Результаты контрольного исследования уровня эстетического развития детей в процессе восприятия произведений искусств о природе 7 (70%) детей на высоком уровне, а у 3 (30%) детей – на среднем, детей с низком уровнем отсутствует.
На основании показателей контрольной диагностики можем сделать вывод, что в результате проведения формирующего эксперимента: повысился количество детей с высоким уровнем эстетического развития на 40% детей, средним уровнем уменьшился на 5% детей, а низкий уровень уменьшился на все 35% .
Как видно из таблицы № 5 и диаграммы в результате проведения формирующего эксперимента по эстетическому воспитанию детей в процессе общения с природой уровень развития детей на высоком уровне, что делает возможным использовать разработанную систему занятий по эстетическому воспитанию в процессе общения с природой в практике.
Контрольная диагностика показала, что у детей стала более развита воображение детей, восприятие природы, переживание эстетических эмоций. С высоким уровнем развития дети раскрывают эстетические характеристики «красивое – некрасивое», дают название выполненному рисунку, охотно рассказывают о нарисованном, проявляют индивидуальность и оригинальность в рисунке. Дети адекватно воспринимают выразительность в пейзаже, определяют эмоциональный тон, настроение произведения. Дети стали проявлять творческое воображение.
У детей со средним уровнем затрудняются в передаче эстетической характеристики, но стараются проявить индивидуальность и самостоятельность в рисунке. Ответы детей отличались большей образностью, дети используют сравнения к восприятию произведений искусств.
Характеризуя ответы детей с низким уровнем развития, следует отметить следующее, испытуемые часто «уходили» от ответов. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях. Трудности, которые испытывали дети с низким уровнем развития, обусловлены недостаточным уровнем развития воображения, эстетических эмоций, фантазий дошкольников.
Таким образом, все рассмотренные выше данные показывают, что дошкольники могут проявлять индивидуальность и самостоятельность, адекватность к заданию, уметь чувствовать эмоциональный характер, настроение произведения.
Вывод по третьей главе
В данной главе были описаны основные методические пути и приемы, которые используются на занятиях в детских садах для работы по эстетическому воспитанию средствами природы. Смогли убедиться, что в практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.
Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1. На основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей невысок. Это связано с тем, что работа по эстетическому воспитанию в процессе общения с природой проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
2. Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое воспитание детей.
3. Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.
Заключение
Понятие эстетического развития рассмотрено с точки зрения философского, психологии и педагогики во взаимосвязи. Выделены главные характеристики эстетически развитой личности: эстетические потребности (потребность в эстетическом восприятии, в создании эстетических ценностей) и эстетические способности (способность к эстетическому восприятию, эстетической оценке, эстетической деятельности).
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для эстетического воспитания, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Эстетическое развитие ребенка – дошкольника, как процесс, позволяющий ребенку научиться самому создавать прекрасное и почувствовать постоянную потребность творчества в любом виде деятельности, основывается на эстетическом воспитании как процессе, помогающем ребенку увидеть, понять прекрасное и научиться получать от этого эстетическое наслаждение. Также обосновывается положение о занятиях рисованием как о важном условии успешного эстетического развития детей.
Использование природы в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, поскольку только в природе можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.
Разные виды искусства (живопись, музыка, литература) облегчают детям в отражении образов природы через выразительности, присущие только одному виду искусства, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Особенности творческих проявлений детей дошкольного возраста в изображении образов природы.
Занятия рисованием природы направлены на поэтапное формирование у детей преставлений об природы в искусстве, эмоционально – чувственное освоение детьми средств выразительности живописи, музыки и литературы, активизацию потребности детей в творческой самореализации. Каждый вид искусства имеет свои особенности в отражении образов природы. В живописи цвет, свет, линия, форма, ритм мазков, композиция служат видимому воспроизведению явлений окружающего мира. Сочетание этих средств выразительности, их сплетение создают не только зрительный образ, но и несут информацию о настроении картины при ее восприятии. Звук, его интонация, высота, громкость, ритмические повторения, как основное средство выразительности музыки, способен стимулировать чувства, эмоциональные переживания человека, вызывать в воображении различные ассоциации. Искусно воспетая в стихах образность природы (с помощью эпитетов, метафор, сравнений, описания, ритма) помогает ребенку понять и почувствовать всю красоту окружающего мира, в процессе восприятия произведений искусства внимание ребенка акцентируется как на содержание произведения, так и на средстве выразительности, т.к. чем лучше ребенок умеет расшифровать язык выразительности произведений искусства, тем полнее и глубже их понимает.
В процессе реализации предложенных нами этапов предполагается постепенное приобщение детей к миру искусства, знакомство со средствами выразительности создания художественного образа природы в отдельных видах искусства, развития умения понимать особенности интеграции искусств в изображении природы, формирование потребности и способности использовать полученные знания в собственной творческой деятельности.
Экспериментальная работа проводилась с детьми старшей группы МДОУ «Сказка» в с.Бакалы Бакалинского района Республики Башкортостан.
Целью констатирующего эксперимента было выявление особенностей эстетического развития детей в процессе восприятия произведений искусства о природе и рисования природы. Детям предлагались следующие тесты:
1.Тест В.С.Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое».
2.Тестовое задание О.М.
3.Тест Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой «Пейзаж».
На основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей невысок. Это связано с тем, что работа по эстетическому воспитанию в процессе общения с природой проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
На формирующем эксперименте был разработан проект педагогической технологии эстетического воспитания старших дошкольников в процессе общения с природой. Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое воспитание детей. Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.
Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к познанию.
Список литературы
Приложение 1
Занятие №1
ТЕМА: «Знакомство с творчеством художника, поэта, композитора»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Познакомить детей творчеством художника, поэта, композитора.
Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение образного языка, использованного художником для передачи смысла картины. Уметь видеть в музыке картины природы.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин, музыкальных произведений, стихотворений: радость, удивление, эстетическое удовольствие и т.д. Способствовать умению соотношения увиденного с собственными чувствами и переживаниями. Поощрять в творчестве фантазию, воображение интерес к самостоятельной деятельности, инициативу.
МАТЕРИАЛ:
Репродукции художественных картин И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», И.Шишкина «Зима».
Произведения П.И.Чайковского «Времена года», фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев».
Стихи Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:- Дети, посмотрите, пожалуйста, люди какой профессии забыл все эти предметы? ( дети рассматривают предметы: краски, кисти, листы, перо, карандаш, ноты, музыкальные инструменты)
Дети:- Эти предметы оставили художник, композитор и поэт
Воспитатель:- Правильно – художник, композитор и поэт
- Дети, кто такой художник, композитор и поэт?
Дети:- Художник- это внимательный человек, который всё видит и запоминает.
- Композитор – это человек, который пишет музыку.
- Поэт – человек, который сочиняет стихи.
Воспитатель:- Капельки росы, первые листья, радугу, бурю, убранство природы летом, зимой осенью и весной - обо всём этом художник рассказывает в красках и цвете, композитор обо всем этом рассказывает в нотах, а поэт обо всем этом рассказывает словами.
- Как называются картины, в которых изображена природа? (Эти картины называются пейзаж). Кто такие художники – пейзажисты? (Это художники, которые рисуют о природе).
Воспитатель: - Сейчас мы рассмотрим картину И.Шишкина. Называется она «Зима». Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Дети слушают музыку.
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину?
Дети: Стало немного грустно.
Дети: Печально.
Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.
Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?
Дети: Серой краской, голубоватой.
Дети: Кажется, что лес спит.
Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой