Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

ДР Эстет воспитание с природой.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

– способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это воздействие достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и его оборудованием. Например, воспитатель ведет занятие увлекательно, в хорошем темпе, умело сочетая объяснение, вопросы и показ с иллюстрациями. Дети выполняют все задания заинтересованно, с готовностью. Оборудование занятия также должно отвечать не только учебным задачам, но и художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, если, допустим, при обучении счету пользуется пособиями красивой окраски и формы, выполненными из привлекательных современных материалов. При этом его познавательные функции активизируются. Обучение и учение – двусторонний процесс, включающий в себя:

– методы обучения, предпринимаемые воспитателем;

– способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения [10; 56].

Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». – Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск («Послушай пьесу, подумай, какого она характера. Двигайся в танце, как тебе подсказывает музыка»).

Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом – специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Например, развивает инициативу детей придумывание своих загадок, рифм, поиск синонимов. Воспитатель вызывает у ребят желание импровизировать попевки, находить оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для лучшей реализации замыслов в изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям самостоятельно находить интересные решения при выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т. д. Выполнение этих условий позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс [7; 18].

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием. Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.

Первый. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.

Второй. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например поют без фортепьянного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю [9; 11].

Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д. Методические приемы (поскольку они относятся к области художественного; воспитания) должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Эта работа начинается в раннем детстве и последовательно углубляется по возрастным ступеням [24; 12].

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования [26; 21].

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

  • слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
  • приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
  • показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
  • приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность [49; 21].

 

1.3. Психологические основы эстетического воспитания.

 

Эстетические свойства личности не являются врожденными,  но  начинают развиваться с самого раннего возраста в  условиях  социального  окружения  и активного педагогического руководства.  В  процессе  эстетического  развития происходит  постепенное  освоение  детьми   эстетической   культуры   нашего общества, формирование  эстетического  восприятия,  а  также  представлений, понятий   суждений,   интересов,   потребностей,   чувств,    художественной деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то  же, что лежит в основе характеристики моральной сферы  у  ребенка,  именно,  что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая  особой  обстановкой.  Она захватывает и чувства, и интеллект, и  активность,  и  это  значит,  что  мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым  типом  миропонимания.  Как  и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем  эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который  загорается  от этих встреч с прекрасным, в слиянии с  ним».  Но  эстетические  переживания вызывают затем сложную психическую работу,  сохраняющую  эту  определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны,  эстетическое  мышление, с  другой  стороны,  эстетическое  творчество.   Детство,   можно   сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому  творчеству,  оно  как  бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза.  У  детей слабо  развито  эстетическое  мышление  и  это  кладет   яркую   печать   на своеобразие  детской  эстетической  жизни;  не  без  связи  с   этим   стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и  большое,  и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все  восхищает  дитя,  влечет его к себе, все наполняет его радостным  волнением,  все  нравится  ему  без всякой мысли о возможном его использовании».

Можно поэтому утверждать,  что отношение ребенка  к  миру  носит  по  преимуществу  эстетический  характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь  с тем, что детство, по  преимуществу  заполнено  играми,  т.е.  деятельностью, сознаваемая  цель  которой  заключается  в  самом   процессе   деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только  близка,  но  и  можно  сказать,  идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не  выносит  трезвого  и критического отношения  к  действительности.  «Радостно  и  свободно  глядит ребенок на мир, не думая извлекать  из  него  пользы,  не  превращая  его  в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше  всего  любуясь  им,  радуясь тому  прекрасному,  что  в  нем  находит»5.   Эстетическая   жизнь   ребенка замечательна  своим  универсализмом  -  и  этим  наиболее  отлична  она   от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в  какой  бы  ни  было  форме, привлекает и увлекает ребенка.  Дошкольник  любит  и  музыку,  и  сказку,  и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая,  в  высшей степени  характерная  черта  детской  эстетической   жизни   заключается   в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться  эстетическим восприятием.

К  трем  годам  отчетливо  проявляются  эстетические  чувства.  Малыш переживает характер  музыки:  веселой  и  грустной,  плавной  и  бодрой.  Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям.  Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое  от  некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

Сначала  ребенок  выделяет  красивое,  подражая  взрослому,   который обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает  замечать  красоту  в окружающем и привлекает взрослого к  своим  переживаниям.  Чем  дальше  идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает  в  нем  эстетическая  жизнь.

Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего  детства,  но  для  нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу -  и  все  его  отношения  к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями.  Эволюция  эстетических переживаний в течение детства заключается в  том,  что  они  охватывают  все большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических  чувств  связано  со  становлением  собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей  взаимосвязаны  с  нравственными.  Ребенок одобряет  прекрасное  и  доброе,  осуждает  безобразное  и  злое  в   жизни, искусстве, литературе.  Н.А.Ветлугина  писала:  «...Нельзя  научить  ребенка правде, добру без формирования у него понятий  «красивое»  и некрасивое», «истинное» и «ложное»,  нельзя  научить  его  стремиться  к  защите  правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи,  умение ценить прекрасное и доброе в людях».

В  среднем  дошкольном  возрасте  происходит  существенное   развитие детского восприятия, его  точности  и  дифференцированности.  Вместе  с  тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться  фрагментарностью;  оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны  к  элементарной  эстетической  оценке  художественного образа,   к   осознанию   некоторых   эстетических   средств,   постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например,  в  построение произведения  искусства.  Дошкольники  замечают  связь   между   содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К  концу  старшего   дошкольного   возраста   ребенок   может   более сосредоточенно   слушать   музыкальные    и    литературные    произведения, рассматривать  произведения  изобразительного  искусства,  а  также,   более глубоко  их  воспринимать,   сопереживать,   сочувствовать   положительному, доброму и осуждать зло. У  ребенка  развивается  музыкальный  и  поэтический слух. У детей проявляются  устойчивые  предпочтения  к  определенным  жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности,  дети  сами придумывают загадки, сказки,  песни,  сочиняют  стихи,  создают  аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим  проявлениям  как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря обучению,  у  детей  формируется  эмоциональная отзывчивость  на  различные  выразительные  средства  в  их  сочетании,   на простейшие художественные образы. Дети  начинают  не  только  видеть,  но  и осознавать первоначальные эстетические качества в  произведениях  искусства.

Они  в  состоянии  заметить  более  тонкие  различия,  делать  более  тонкие сопоставления,  найти  выразительные  слова.  Дети  запоминают   поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к  различным  видам  художественной  и   игровой   деятельности.   У   детей наблюдается  яркое  выражение  эмоциональной  восприимчивости  к   поведению литературного героя,  хотя  скрытые  мотивы  его  поведения  детьми  еще  не осознаются.

Также  большой  вклад  в  эстетическое  воспитание  детей  вносят  их творческие способности. Они  проявляются  не  только  когда  они  занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного  отдыха,  становятся  радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него  положительных  эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют  все  виды  искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у  детей  эмоциональный отклик  при  восприятии  поэтического  слова,  мелодии,  изобразительных   и художественных образов.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой