Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

ДР Эстет воспитание с природой.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Обозначенные параметры позволили выделить три типа уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий – ребенок положительно относится к заданию, выполненный рисунок раскрывает эстетические характеристики «красивое-некрасивое», ребенок мотивирует их, проявляя эмоционально положительный настрой; дает название выполненному рисунку, охотно рассказывает о нарисованном; проявляет индивидуальность, оригинальность в рисунке, композиция отличается логичностью; в соответствии с отношением к изображаемому самостоятельно использует разнообразие оттенков цвета, использует выразительность цвета для создания образа и настроения в рисунке.

Средний – ребенок проявляет положительное отношение к заданию, но затрудняется в передаче эстетической характеристики изображаемого, эмоционально – личностное отношение выражено слабо; не достаточно мотивирует свой выбор соответствующего содержания; название рисунку ребенок дает не всегда, рассказ о содержании выполненного рисунка сводится к перечислению изображенного; использует разнообразные цвета, стремиться передать настроение, но не всегда проявляет самостоятельность, инициативу, композиции не отличаются оригинальностью.

Низкий – ребенок затрудняется в изображении на заданную тему, рисунок может не соответствовать теме задания; ребенок затрудняется выразить свое отношении е к собственной деятельности; название своим рисункам не дает, рассказывает о нарисованном неохотно; композиция не сложная, подражательная; в рисунке использует одни – два цвета, изображение характеризуется небрежностью.

2. Тест 2. О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру»: детям предлагалась каждому карточка со схематически изображенными элементами пейзажных силуэтов, линий, напоминающих горизонт, недорисованное дерево и т.д., и давалось задание дорисовать так, чтобы получилась картина о природе.

Анализировались детские работы по шести типам решения задач:

1.Ребенок не принимает задачу  на построение изображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом свое (свободное фантазирование).

2.Ребенок дорисовывает фигуру  на карточке так, что получается  изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное.

3.Ребенок изображает отдельный  объект, но с разнообразными деталями.

4.Ребенок изображает отдельный  предмет, но уже включает его  в какой-нибудь воображаемый сюжет.

5.Ребенок изображает несколько объектов, но по воображаемому сюжету.

6.Фигура изображает качественно  по-новому.

Если с 1 по 4 тип заданная фигура выступала  как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то в последнем типе она включается как элемент в воплощаемый образ.

3. Тест 3. Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой «Пейзаж». Задание «Пейзаж» фиксирует умение детей чувствовать общий эмоциональный характер, доминирующее настроение произведения. Ребенку демонстрируется репродукция произведения пейзажной живописи, предлагается внимательно посмотреть на репродукцию и определить настроение произведения. Задаются следующие вопросы: «Как ты думаешь, эта картина веселая или грустная, спокойная или тревожная? По-твоему там тепло или холодно? Почему ты так думаешь?» Если ребенок затрудняется ответить, то предлагается другой вариант: «представь, что ты оказался внутри картины, посмотри по сторонам, какое настроение у тебя возникает? Тебе там весело или грустно? Почему?». При произведения теста была использована репродукция картины И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники». В произведении изображено мрачное настроение, преддождевая ветреная погода, холодно; оно исполнено в темных тонах.

Для оценки результатов теста используются следующие критерии:

1.Восприятие выразительности пейзажа.

2.Мотивация выбора.

3.Проявление эмоций.

    Выделенные критерии, оценивались  по уровням:

- ребенок адекватно воспринимает  выразительность пейзажа, верно  определяет общий эмоциональный  тон, настроение произведения, мотивирует  ответ – высокий уровень развития  способности к восприятию выразительности произведений искусства;

- ребенок затрудняется определить  настроение, эмоциональный фон произведения, после наводящих вопросов дает  определение, но не может мотивировать  ответ – средний уровень развития  способности к восприятию произведений искусства;

- ребенок неверно определяет  настроение, не чувствует эмоциональную  выразительность пейзажа – низкий  уровень  развития способности  к восприятию произведений искусства.

Результаты, полученных в ходе проведения вышеперечисленных методик были занесены в сводные таблицы по каждой методике в отдельности и в сводные таблицы, отражающие итоговый показатель детей.

Анализ результатов выполнения теста В.С.Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое»  (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты выполнения первого теста

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Уровень

1

Света Н.

Высокий

2

Тимур К.

Средний

3

Илья Ш.

Средний

4

Эльза А.

Низкий

5

Динар И.

Высокий

6

Ирина У.

Средний

7

Катя С.

Низкий

8

Марат Л.

Средний

9

Диана Ч.

Низкий

10

Вова Б.

Средний

Высокий – 20%; средний – 50%; низкий – 30%


 

По данным, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что дети красивое в природе изображали, как правило, с использованием чистых, светлых, ярких красок. Самое красивое представлено в виде образов, вызывающих положительные эмоциональные переживания детей: яркие большие цветы, деревья, радуга, голубое небо, солнечная погода, если изображался дождь, то он был цветной. Примерный перечень названий рисунков: «Радуга», «Дерево в поле», «Цветной дождь» и другие.

Некрасивое в природе дети изображали в темных тонах: преобладал черный, темно-синий цвет, темные тучи, молния, черная дыра в космосе, завядшие цветы, голые деревья. Задание нарисовать некрасивое в природе вызвало затруднение у большинства детей, поскольку природа как объект наблюдения, наслаждения, любования, изображения оценивается изначально как красивое в окружающей жизни. Перечень названий рисунков: «Молния и дерево», «Цветочки завяли», «Туман», «Ночь».

Дети, рисунки которых были отнесены к высокому уровню творческих проявлений, положительно отнеслись к заданию, процесс работы над изображением сопровождали положительными эмоциональными реакциями, проявляли увлеченность рисованием, дети охотно рассказывали о нарисованном. Например, в рисунке Светы Н. красивое – «Лес» (три дерева разной величины, цветы рядом, птичка, оранжевый фон), объяснила нарисованное, так «…я думаю, что деревья, цветы и птицы – это самое красивое в природе, еще оранжевый цвет очень красивый»; и некрасивое – «Красный дождик» (красные и синие капли падают на пни деревьев), мотивация: «когда рубят деревья – это плохо, потому, потому и некрасиво так, что даже небо плачет». В работе девочка свободно использовала цвет, композиция рисунка отличается оригинальностью, подробно разработанными деталями, использованием фона. 

Средний уровень развития отмечался положительным  восприятием задания, но слабовыраженным эмоционально-личностным отношением. О содержание рисунки и мотивации красивого и некрасивого изображения отвечают перечислением нарисованного. Например, Илья Ш. «Осень» - красивое (на охровом фоне дерево с красными листьями, рядом голубая лужа, в небе коричневая туча) в процессе рисования спрашивал,  можно ли нарисовать одно дерево, можно ли тучу на небе; название рисунку дал почему это красиво, сказать не мог. Т.е. ребенок стремился передать настроение цветом, но затруднялся самостоятельно определить композицию рисунка. Та же ситуация с «некрасивым в природе» (фиолетовый фон, красные, желтые и зеленые мазки на всем пространстве листа) – цветом эмоционально выразил, но композиция отсутствует, название рисунка нет.

Низкий уровень развития, возникли затруднения, неуверенность вопросы – Эльза А.: «Я незнаю что рисовать. Помогите мне». Например, Диана Ч. (красивое – радуга, подсмотренная у соседа, из четырех беспорядочно повторяющихся цветов, расположенная посередине листа; некрасивое (черное основное пространство листа,  сверху оранжевая полоска) нарисовала быстро, небрежно, говорить о рисунке отказалась.  

Анализ результатов выполнения тестового задания О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру»  (таблица 2).

Таблица 2.

Результаты выполнения второго теста

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Тип

1

Света Н.

6 тип

2

Тимур К.

2 тип

3

Илья Ш.

1 тип

4

Эльза А.

2 тип

5

Динар И.

5 тип

6

Ирина У.

3 тип

7

Катя С.

1 тип

8

Марат Л.

4 тип

9

Диана Ч.

1 тип

10

Вова Б.

3 тип


 

Анализ выполненных рисунков по второй методике позволил выявить наличие следующих типов решения задач: - по 1 типу дорисовали карточки 3 (30 %) детей. Например, нарисован элемент (круг, овал, прямая линия, волнистая линия, либо силуэт ветки, ели, галочки, силуэт кустарника, холма) дети повторяли (обводкой) силуэт этих элементов с множеством наслоением повторяющихся линий, либо рисунок на карточке не соотносили с нарисованным элементом, рисовали расположенный отдельно от него свой рисунок, при этом тему задания не соблюдали.

По 2 типу дорисовали карточки 2 (20%) детей. Например, нарисован элемент – круг, ребенок дорисовывает лучи, «это солнце»; элемент – линия, ребенок рисует рядом еще одну – «дорога». 

По 3 типу дорисовали карточки 2 (20%) детей. Например, нарисован круг, ребенок дорисовывает лучи, глаза, нос, улыбку «солнце», силуэт ветки дополняется листьями, мелкими цветами, яблоками.

По 4 типу дорисовали карточки 1 (10%) детей. Например, из элемента –  овала на карточке ребенок рисует  тучку, из которой капает дождь.

По 5 типу дорисовали карточки 1 (10%) детей. Например, силуэт ели дорисовывается полностью и включается в сюжет с домиком. Т.е. ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету.

По 6 типу дорисовали карточки 1 (10%) детей. Например, элемент – волнистая линия дорисована в дорогу, по которой едет автомобиль.

По данным, представленным в таблице 2 можно сделать вывод, что 50% детей, не поняли задачу с использованием предложенных элементов, либо дорисовывали так, что получилось изображение контурное и схематичное.

Анализ результатов выполнения теста Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой «Пейзаж» (таблица 3).

Таблица 3.

Результаты выполнения третьего теста

№ п/п

Имя, фамилия

ребенка

Уровень

1

Света Н.

Высокий

2

Тимур К.

Средний

3

Илья Ш.

Высокий

4

Эльза А.

Низкий

5

Динар И.

Высокий

6

Ирина У.

Высокий

7

Катя С.

Средний

8

Марат Л.

Средний

9

Диана Ч.

Низкий

10

Вова Б.

Высокий

Высокий – 50%; средний – 30%; низкий – 20%


По данным, представленным в таблице 3 можно сделать вывод, что 5 (50%) детей успешно справились с заданием – они уверено определяют общий эмоциональный тон произведения, настроение произведения, мотивируя ответ, они показали высокий уровень проявлений. Например, Ирина У. сразу, глянув на репродукцию, не дожидаясь вопросов, сказала: «Ой, какая картина холодная и совсем не веселая», при этом выражая свое впечатление от репродукции жестами и мимикой, объяснила свое впечатление тем, что «очень видно как ветер дует, небо темное, скоро дождь пойдет». Также Вова Б. определил настроение как тревожное, потому что «нарисована погода ветреная перед дождем, еще такими красками: коричневыми, синими, серыми, что даже холодно смотреть».

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой