Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:52, дипломная работа
Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания..............................8
1.2. Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников………..18
1.3. Психологические основы эстетического воспитания…………….....29
Вывод по первой главе………………………………………………………….35
Глава 2. Практические аспекты организации процесса общения с природой в эстетическом воспитании дошкольников
2.1. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников………....36
2.2. Содержание и принципы организации педагогического процесса ознакомления детей с природой………………………………………………..42
2.3. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой …………………………………………………………………………49
Вывод по второй главе………………………………………………………….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой
3.1.Методики диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
3.2. Педагогическая технология эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с природой ………..64
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста …………………………..
Вывод по третьей главе…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40
Воспитатель:
«Чародейкою зимою…
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит».
Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?
Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.
Дети: Чтобы показать лес спящим.
Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?
Дети: Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба.
Дети: Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.
Рассмотрев эту картину, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художником для изображения природы. Глядя на эту картину, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидел ее художник.
Воспитатель: А сейчас послушайте еще одно произведение П.И.Чайковского фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев».
- Вы готовы поделиться
Дети: Я представила заснеженный лес.
Дети: Я услышала, как начинается буря: сначала первые легкие снежинки кружатся в воздухе, затем ветер дует все сильнее и сильнее.
Дети: А мне послышалось завывание вьюги. И все вокруг занесено белым пушистым снегом.
Воспитатель: Мы с вами прослушали произведение и услышали, как композитор хотел нам показать зимнюю природу музыкой.
Воспитатель:- Значит можно сделать
вывод что, с помощью цвета
художник может вызвать у
Приложение 2
Занятие №2
ТЕМА: «Лес. Дерево» (интеграция живописи и музыки)
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обогащать эмоционально-эстетическое восприятие при знакомстве детей с музыкой, живописью. Развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, средства музыкальной выразительности.
Развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи. Развивать творческие способности дошкольников в различных видах художественной деятельности, умение отображать в рисунке впечатления от эмоционально-образного содержания картин.
МАТЕРИАЛ:
Произведение М.Мусоргского «Избушка на курьях ножках»
Картины И.Левитана «Дуб», И.Шишкин «Дубы».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:- Мы с вами сейчас прослушаем музыкальную пьесу.
(Звучит музыка «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского)
Воспитатель:- Что можете рассказать об услышанной музыке?
Дети:- Музыка осторожная, отрывистая, подкрадывающаяся, колючая
Воспитатель:- Что вы представляете, слушая эту пьесу?
Дети:- Это идет избушка на курьих ножках. У нее грустное настроение.
Дети:- Она грязная. Избушка стала жаловаться лесным жителям, что ей живется одиноко, у нее нет друзей, и никто о ней не заботится.
Дети:- Только звери навели порядок, избушка стала веселая. Баба-Яга увидела чистую, опрятную, веселую избушку и задумалась.
Воспитатель:- Вот какою избушку изобразил композитор М.П.Мусорский.
-А сейчас мы с вами
- Что вы можете рассказать о картинах?
Дети: - На одной картине изображено одно дерево дуб
Дети:- У него толстые ветки, сильные корни, он сам очень сильный
Дети:- Там еще есть другие деревья, но он здесь главный.
Воспитатель:- На этой картине И.Левитан изобразил один дуб.
-А на этой картине? (И.Шишкин «Дубы»)
Дети:- Здесь художник нарисовал три дуба.
Дети:- Они смотрятся как великаны, как богатыри.
Воспитатель:- Художники показали нам, что в природе тоже есть богатыри. Очень сильные, красивые дубы.
- А сейчас мы с вами поиграем
в дидактическую игру «
Дети:- Большие дубы, огромный дуб, сильный, ветвистый, могучий и т.д.
Воспитатель:- Молодцы! Сейчас вы будете сами художниками, вы должны нарисовать на выбор одиноко стоящего могучего дерева или леса.
Рассматривание детских рисунков.
Занятие №3
ТЕМА: «Лесная чаща»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: развивать у детей потребность в создании эстетических ценностей, в творческой самореализации; развивать чувства активного преобразователя, самостоятельности, смелости в процессе художественно – творческой деятельности.
МАТЕРИАЛ: живопись – И.Шишкин «Зима», С.Жуковский «Иней»
Музыка – М.Мусоргского «Избушка на курьих ножках», П.И.Чайковский «Времена года»
Поэзия – И.Суриков «Зима», Т.Золотухин «Метель», С.Есенин «Пороша» (отрывок).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель создает поисковую ситуацию, ориентированную на выделение теплой и холодной цветовой гамме произведения. Рассматривание картины И.Шишкина «Зима».
Воспитатель: Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину?
Дети: Стало немного грустно.
Дети: Печально.
Воспитатель: Художник грустит.
Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?
Дети: Серой краской, голубоватой.
Дети: Кажется, что лес спит.
Воспитатель:- Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?
Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.
Дети: Чтобы показать лес спящим.
Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?
Дети: Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба.
Дети: Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Т.Золотухина «Метель»
Воспитатель: А теперь вы представьте, что в лесу была метель и выполните творческое задание «Где спряталась метель?
Прослушав произведение М.Мусоргского «Избушка на курьих ножках» помогает прочувствовать настроение зимнего снежного леса как сказочное, лесное, тихое, таинственное. Дети мимикой, жестами, позой движениями выражают эмоциональное состояние образа зимнего леса.
В пейзаже С.Жуковского «Иней» дети отмечают яркость красок, холодную цветовую гамму, цветные солнечные блики на снегу; композицию – санный путь, уходящий в даль, большое пространство неба; использованную художникам технику рисования снега отдельными мазками, облако снежной пыли, летящий с дерева.
Строки стихотворения И.Сурикова «Зима»
Белый снег, пушистый/ В воздухе кружится/…/И на утром снегом/ Поле забелело,/ Точно пеленою все его одело/…/Темный лес – что шапкой/ Принакрылся чудной/ И заснул под нею крепко, непробудно.
Помогут детям точнее отобразить образ природы в рисунке.
Самостоятельная работа детей (рисование)
Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в процессе их общения с природой