Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность и особенности этической беседы как метода нравственного воспитания старших дошкольников.
Объект процесс воспитания старших дошкольников
Предмет: этическая беседа как метод нравственного воспитания
Задачи исследования:
- раскрыть понятие нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать методы нравственного воспитания дошкольников;
- определить роль этической беседы в нравственном воспитании старших дошкольников;
- выявить особенности проведения этической беседы.
Введение 3
1 Теоретические основы методов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Сущностная характеристика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
2Анализ педагогической работы в сфере применения этической беседы как средство воспитания старших дошкольников
2.1 Роль этической беседы в нравственном воспитании старших дошкольников
2.2 Особенности проведения этической беседы.
Заключение
Список литературы.
Если все же возникает необходимость наказать ребенка (лишить удовольствия, общения со сверстниками или взрослыми), то надо прежде всего выяснить причины поступка или плохого поведения. Может оказаться, что надобность в наказании отпадет, если педагог устранит причины, вызывающие плохое поведение ребенка. Частые наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя.
Итак, воспитание у старших дошкольников нравственных чувств — сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т. п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. Методы нравственного воспитания разнообразны и включают такие методы, как приучение, использование примера взрослого или других детей, показ действия, беседа на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач.
Выводы по первой главе
Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано не мало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения. При формировании нравстевнно-этических качеств дошкольников важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.
В процессе нравственного воспитания используют комплекс методов. Все методы нравственного воспитания можно условно поделить на 2 группы:
- первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения (метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек, игра, пример взрослого или ребенка, показ действия и т.д.);
- вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (этические беседы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач). Таким образом, этическая беседа в ходит во вторую группу методов – этот метод направлен на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Данный метод сочетается с рядом частных методик, например, с методом вопросов к детям, побуждающих к выбору, методом выбора и обсуждения картинок и т.д.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004г. 128с.
2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985г.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2009г.
4. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. / Под ред. Марковой Т.М. М.: Просвещение, 1987г.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2006. 512с.
6. Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Изд-во «Просвещение», М., 1983 .
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 352с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. 176с.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. М.: издательский центр Академия, 2007. 416с.
10. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. Балашов: Изд-во Николаев, 2005.- 76с.
11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – электронный ресурс. – режим доступа: http://antmakarenko.narod.ru/
12. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. Пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 280с.
13. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1989г.
14. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986г.
15. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду (занятия для 2-7 лет). М.: Просвещении, 1986.
16. Петрова В.И., Стульник Т.Д.Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006г. 372с.
17. Подласый Л.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – с. 133.
18. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, - 2007.
19. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 2003.
22
[1] Зинькова Н.К. История педагогики. - Гриф МО Республики Беларусь, 2008. – С. 188.
[2] Пискунов А. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 томах. – Том 2. – М., 2009. – С. 314.
[3] Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М. 2002.- С. 186.
[4] Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. . Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. – С. 173.
[5] Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. – С. 204.
[6] Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. – С. 204.
[7]Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 2007. – С. 213.
[8] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. – С. 84.
[9] Мухина В.С. Психология дошкольника. - М, - 1975. – С. 81.
[10] Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - С.64.
[11] Петрова В.И., Стульник Т.Д.Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 12.
[12] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. М.: издательский центр Академия, 2007. – С. 117.
[13] Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2009. – С. 42.
[14] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. – с. 83.
[15] Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – электронный ресурс. – режим доступа: http://antmakarenko.narod.ru/
[16] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. - М.: издательский центр Академия, 2007. – С. 274.
[17] Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во Николаев, 2005.- с. 32.
[18] Подласый Л.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – с. 133.
[19] Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Изд-во «Просвещение», М., 1983 . – С. 219.
[20] Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, - 2007. – С. 79.
Информация о работе Этическая беседа как метод нравственного воспитания старших дошкольников