Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Актуальность исследования.

Эффективность обучения детей  в школе во многом определяется уровнем  их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском  саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет  школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой  социально - психологической позиции  школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. Подготовительная группа занимает особое место в системе  работы детского сада. Она завершает  дошкольное детство и предваряет переход детей на школьную ступень. В подготовительной группе завершается  длительная работа детского сада по всестороннему  воспитанию детей и подготовки их к школе. Вся воспитательно-образовательная  работа в данной группе подчинена  единой цели - обеспечивать высокий  уровень общей и специальной  готовности детей к школе. Исходя из современного воспитания готовности к школьному обучению, учитывая возросшие  возможности детей седьмого года жизни, «Программа воспитания в детском  саду» предусматривает дальнейшее усложнение содержания воспитательной и учебной работы в данной группе и повышение требований к поведению  и деятельности детей. Главное внимание воспитателя направляется на то, чтобы  все дети в полном объеме освоили  программу, так как это является образовательным условием формирования полноценной готовности к обучению в школе.

Современные ученые познавательный интерес рассматривают: как источник умственной активности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская, М.Н.Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей  действительности (В.Б.Бондаревский, Л.М.Матюшкин, Н.Н.Поддьяков).

Во многих исследованиях  развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.) 

Характерной особенностью жизни  детей данной группы является активное вовлечение воспитанников в ее организацию. У детей формируется чувство  ответственности за сохранение оборудования, игрушек, пособий, за порядок в группе. С этой целью дети ежедневно участвуют  в коллективной уборке в помещении  группы, систематически ремонтируют  пособия и книги, дежурят, участвуют  в оформлении уголка книги, выставок детских работ, в оформлении группы к праздникам. В этой работе развиваются  также эстетические чувства детей: они приучаются ценить эстетику обстановки, заботиться о ее сохранении, проявляют  творчество в оформлении группы.

Воспитатель подготовительной группы осуществляет широкую программу  физического воспитания: поддерживает в группе активный двигательный режим, совершенствует все виды движений, вовлекает детей в разнообразные  спортивные упражнения, организует спортивные развлечения и соревнования, постоянно  контролирует осанку детей, использует разнообразные способы закаливания. Правильно поставленное физическое воспитание - залог активной работоспособности  детей в школе.

Важной задачей в подготовительной группе является воспитание у детей  активного интереса и стремления к обучению в школе. Решение этой задачи способствует общей направленности работы в данной группе на формирование готовности детей к школе, а также  специальная работа, предусмотренная  программой: экскурсии в школу, беседы с учителем, присутствие на торжественных  сборах. Вся эта многогранная работа приводит к формированию у детей к концу дошкольного возраста настойчивого стремления к поступлению в школу, стремление к новому, почетному в их глазах положения школьника.

Таким образом, вся система  воспитательной - образовательной работы с детьми в подготовительной группе направлена на постепенную перестройку  сознания, поведения, деятельности и  личности старшего дошкольника в  целях формирования активной всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.

Объект исследования воспитание интереса к школе у старших дошкольников в условиях ДОУ

Предмет исследования особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Цель исследования выявить  особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе

Гипотеза исследования воспитание у старших дошкольников интереса к школе будет проходить успешно, если воспитатель соблюдает условия:

- организует эффективно  педагогический процесс в подготовительной  к школе группе;

- создаёт благоприятный  психологический климат;

- учитывает индивидуальные  особенности старших дошкольников;

- использует разнообразные  методы  и средства в воспитании  старших дошкольников

 

Задачи исследования

  1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
  3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
  4. Определить эффективные методы и средства  воспитания интереса к школе у старших дошкольников

 

 

Методы исследования

Теоретические методы исследования  анализ научный, учебный, методической литературы по теме исследования, сравнение, выделение главного, выводы

Эмпирические методы исследования наблюдение, беседа «Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежновой), тестирование по методикам М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения» и «Общее эмоциональное отношение к школе

 

Методологическая  основа исследования А.Л. Венгер,

М.Р. Гинзбург, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Скрипенко, С.А. Лукомской, Е.И. Степанова, Л.А. Головей, Н.А. Грищенко, Л.Н. Кулешова

 

Теоретическая значимость исследования

    1. Проанализирована организация педагогического процесса старших дошкольников;
    2. Дана психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

 

Практическая значимость исследования

    1. Подобраны диагностические методики по выявлению уровня сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
    2. Определены эффективные методы и средства в воспитании интереса к школе у старших дошкольников
    3. Даны рекомендации педагогам и родителям по воспитанию интереса к школе у старших дошкольников

 

База исследования  Проведение исследования осуществлялось на базе ДОУ №79 «Мечта» с детьми подготовительной к школе группе в возрасте от 6 – 7 лет, в количестве 20 человек.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования воспитания у дошкольников интереса к школе.

    1. Организация педагогического процесса в подготовительной к школе группе

Педагогический процесс  в данной группе, обусловленный задачами подготовки детей к школе, своеобразен. Это своеобразие состоит не в  копировании учебно-воспитательной работы школы, а в особой организации  деятельности и поведения детей, направленной на неуклонное формирование у них качеств, необходимых для  успешного обучения в школе. Это  проявляется в усложнении содержания всех видов детской деятельности, в овладении детьми более сложными способами их осуществления, в освоении новых форм сотрудничества в процессе деятельности, в развитии коллективистической направленности деятельности и поведения детей, в выдвижении общественно полезной мотивации детской деятельности и пр. Педагогический процесс в подготовительной группе характеризуется неуклонным нарастанием требований к поведению и деятельности детей с учётом их формирующихся возможностей и будущих школьных обязанностей. На первое место по своей значимости выступают требования самостоятельности детей, их организованности, качеству и результативности основных видов деятельности: игры, обучения, труда. [1, с. 75]

Организация педагогического  процесса в подготовительной группе отличаются более четким, приближающимся к школьному деловым ритмом. Сокращается время на выполнение детьми отдельных режимных процессов, быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности и самоорганизации детей. Постепенно изменяется стиль общения воспитателя с детьми, приобретая некоторые особенности, характерные для отношения учителя к учащимся. [2, с. 9]

Характерной особенностью педагогического  процесса в подготовительной группе является увеличение удельного веса занятий. На занятиях ведется интенсивная  работа по дальнейшему расширению представлений  детей о различных областях действительности и формированию правильного миропонимания. Важнейшая задача подготовительной группы состоит в дальнейшем обобщении  и систематизации знаний детей на основе выделения главных, существенных признаков и отношений в изучаемых  предметах или явлениях. Умение обобщить и дифференцировать в соответствующих  категориях предметы и явления окружающего  мира - одна из значимых сторон готовности детей к обучению в школе.

Задача взрослого состоит  в том, чтобы с помощью занятий, организованных в определенной системе, раскрывающей существенные зависимости, обеспечить становление у детей  таких обобщенных представлений  и элементарных понятий, которые  будут способствовать формированию основ теоретического подхода к  данным вопросам в школе. [2, с.55]

Современные научные исследования (А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург и др.) показывают, что основой систематизации знаний детей о природе в подготовительной группе должна стать связь организма с условиями существования: к примеру, зависимость строения тела животного от условий существований. В формировании знаний детей о труде взрослых основой систематизации становиться понимание связи преобразования предмета труда в продукт труда для удовлетворения потребности людей.

В формировании математических представлений исходным положениям должно стать установление причинных  связей и взаимозависимостей между  целым и частью, между мерками  и измеряемым количеством. [3, с.17]

Большое внимание на занятиях подготовительной группе уделяется  вопросам совершенствования специальной  готовности детей к школе. Проводится интенсивная работа по подготовке детей  к усвоению математики и грамоты  в школе. Знание детей в области  математике и родного языка поднимаются  на новую, более высокую ступень. Основы программы по математике приводят к осознанию детьми о важных для их последующего математического развития положений о закономерностях натурального ряда чисел, об измерительной деятельности как новом для детей способе познания количественной стороны деятельности, о функциональных зависимостях между частью и целым, меркой измерением и т.п. Все это обеспечивает сознательное, активное освоение детьми содержания математических занятий в первом классе.

На занятиях по родному  языку происходит элементарное осознание  детьми строения речи, ее словесного и  звукового состава, формируется  первоначальное представление о  слове как языковой действительности. Дети овладевают соответствующей терминологией: предложение, звуки, слоги, буквы, состав слова. Эта работа имеет существенное значение для усвоения грамоты и  изучения родного языка в школе. [4, с. 88]

Постоянное внимание на занятиях уделяется развитию аналитико - синтетической деятельности детей, совершенствованию способов анализа, обобщения, сравнения, простейшей классификации, простейшей сериации. В этом процессе большую роль выполняет перевод детей от непосредственного к опосредствованному познанию действительности. Дети 7 года жизни учатся устанавливать количественное соотношение величин с помощью измерения, пользоваться схемами наблюдения при рассматривании или сравнении предметов, применять общественно-выработанные эталоны в оценке свойств и качеств предметов и т.п.

В подготовительной группе проводится интенсивная работа по дальнейшему  развитию познавательных интересов  детей, стремления к знаниям. Настойчиво преодолевается пассивность отдельных  детей так как данные научных исследований и опыт работы показывают, что в числе неуспевающих учащихся чаще всего оказываются интеллектуально - пассивные дети, у которых при общем нормальном умственном развитии отсутствует привычка активной умственной работы. [5, с.32]

Значительно расширяется  в подготовительной группе область  общественных явлений с которыми воспитатель знакомит детей: дети получают знания о родной стране, о жизни и труде народов разных национальностей и т.п. Вместе с воспитателем дети обсуждают важные текущие события в жизни нашей станы. Вся эта работа развивает интерес детей к общественным событиям и формирует основы гражданских чувств: патриотизм, уважение к трудящимся, любовь к народам нашей страны.

Таким образом, знания и умения, приобретаемые на занятиях, связываются  с практической деятельностью детей. Способы измерения дети используют в игровой и трудовой деятельности, знания о растениях и способов ухода за ними применяют во время  дежурства по уголку природы, знания о свойствах и качествах о различных материалов дошкольники воплощают в разнообразной игровой и конструктивной деятельности.[5, с.48]

Подготовка к школе – сложный  период в жизни дошкольника. Поступление  в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький  человек находится в состоянии  ожидания: предстоит что-то очень  значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад  жизни ребенка меняется радикально. [6, с.21]

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе