Кейс-метод в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная научная картина мира резко отличается от той, которая  была сформирована в доиндустриальном обществе. Мир, который окружает нас, в большей степени хаотичен, чем  упорядочен, поэтому в нем трудно построить жизнь, опираясь на готовые рецепты, алгоритмы, технологии. Приоритетной задачей профессионального обучения, должна стать подготовка «технолога-аналитика», человека, умеющего создавать технологии, приспосабливаться к новым условиям меняющегося мира, «производить» знания.

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Компетентностный подход к обновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.

Внедрение компетентностно-ориентированного подхода в практику образования  требует поиска особых организационных  форм, адекватных для формирования ключевых компетентностей. Встраивание  в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения, индивидуализация, дифференциация, применение проектно-исследовательских методов способствует развитию ключевых компетентностей. Для решения обозначенной проблемы предлагается применять в профессиональной подготовке специалистов кейс-метод обучения (case study). Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

Общепризнанной родиной кейсового  метода является Гарвардская школа  бизнеса (20-е гг. ХХ в.).

В России впервые кейс-метод был  внедрен в МГУ в 70-х гг. ХХ в.

Применение кейс-метода позволяет  развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования. Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам. Гуманитарное образование является естественной сферой применения данного метода, в то время как его применение в обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам, в том числе и информатике, вызывает затруднения, т.к. требует создания специфических разновидностей кейсов. Можно рекомендовать при изучении информатики и информационных технологий в ВУЗе использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера и т.д. Наиболее эффективным  представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов.

Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
  2. Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
  3. Рассмотреть использование   кейс-метода  в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.

Предмет – кейс-метод в системе профессионального обучения

Объект - кейс-метод

1. ПОНЯТИЕ О  КЕЙС-МЕТОДЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ  В   ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ  ОБУЧЕНИИ

 

Кейс-метод  (Case study) — это техника  обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира — его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов». В последние годы по  кейс-методу  появилось очень много материалов в Интернете, в литературе по менеджменту и по  профессиональному   образованию.

Кейс-метод  — довольно сложная  многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую  разновидность исследовательской  аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Он выступает как способ коллективного  обучения, важнейшими составляющими  которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.

 Кейс-метод  можно рассматривать  как синергетическую технологию, Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т. п.[11, С.158.]

 Кейс-метод  интегрирует в  себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального,  группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

Данный метод представляет собой  специфическую разновидность проектной  технологии. В обычной обучающей  проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в  кейс-методе  формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

 Кейс-метод  концентрирует  в себе значительные достижения  технологии «создание успеха».  Для него характерна активизация  обучающихся, стимулирование их  успеха, подчеркивание достижений  участников. Именно ощущение успеха  выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.

По отношению к другим технологиям  обучения  кейс-метод  можно представить  как сложную систему, в которую  интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.

Необходимость внедрения  кейс-метода  в практику  образования  обусловлена  двумя тенденциями.

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых  особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

Кейс-технология позволяет более  успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность. Кейс-метод  особенно эффективен в дополнительном  профессиональном   образовании  взрослых. С одной стороны, учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения, поскольку это образование «не на пустом месте». Но, с другой стороны, здесь могут негативно проявить себя консерватизм мышления учащихся и их нежелание меняться. В то же время взрослые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к имеющейся. Кейс-технология в наибольшей мере соответствует уровню и типу подготовки взрослых, чья мотивация связана со стремлением быстро развить или модернизировать знания. Воздействие  кейс-метода  на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, уже можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего профессионала, в которых нуждается рыночное общество.

  Теперь можно сформулировать задачи, которые приходится решать в процессе реализации кейс-метода:

 1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

  1. Определение характеристик, структуры ситуации, её функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).
  2. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий её развертывания (причинно-следственный анализ).
  3. Диагностика содержания деятельности в ситуации, её моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).
  4. Построение системы оценок ситуации, её составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).
  5. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).
  6. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).
  7. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода

в бизнес-образовании

Бизнес-образование является старейшей  сферой применения кейс-метода: именно он наибольшей мерой отвечает задачам  управленческого образования. Кейс-метод оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Он развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.

В некотором смысле этот метод оказывает  содействие формированию личностных свойств. Он формирует чувство уверенности в себе, способствует преодолению излишней боязливости или избыточной самоуверенности.

Бизнес-образование  представляет ныне в поставторитарных странах одну из наиболее интенсивно развивающихся отраслей образования. Отсутствие своего собственного опыта такого образования как массового и многопланового институционального явления приводит к тому, что, вполне естественно, наблюдаются копирования зарубежного опыта бизнес-образования, как в аспекте его организации, учебного планирования, так и технологий обучения.

В копировании  зарубежных методических схем и подходов есть смысл только с точки зрения овладения передовым опытом. Далее неизбежно возникает проблема «исторической памяти», т.е. осмысление хотя и не столь масштабного, но своего собственного опыта такого образования с использованием анализа ситуаций и деловых игр.

Наконец, стратегической задачей, которую  предстоит решить в ближайшем  будущем, следует считать выработку  своей собственной модели бизнес-образования, исторически преемственной и  учитывающей достижения мировых лидерских вузовских центров.

Специфика работы менеджеров, финансистов  в современных условиях требует существенным образом изменить процесс их подготовки в высших учебных заведениях. Речь идет, в частности, об использовании разнообразных методов обучения, гибкости преподавания, учете состава аудитории, состояния духа и реакций, способности воспринимать тот или другой материал. От преподавателей требуется применение импровизаций в учебном процессе, максимальное приближение студентов к реальным ситуациям и принятие адекватных управленческих решения.

Важнейшим недостатком в становлении  бизнес-образования является то, что медленно идёт определение его целей, специфики форм и методов.

Цель любого обучения можно сформулировать таким образом: подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат нему конкурентоспособность на рынке труда.

Но для бизнес-образования этого  мало. Для менеджеров и предпринимателей важно не только умение определиться на рынке своего собственного труда, пройдя через специфическую, по сравнению с работниками других профессий, конкуренцию, но и завоевание некоторого рыночного сегмента для осуществления производственной, организационно-управленческой, финансово-экономической и коммерческой работы.

Деятельность современного предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. характеризуется тем, что определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они характеризуются полиструктурностью и полифункциональностью, находятся в зависимости от активности действующих субъектов. Не менее важно и то, что для предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности. Конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру и естественного способа поведения в изменчивой среде, которая развивается в направлении глобализации.

Информация о работе Кейс-метод в образовании