Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42
СОДЕРЖАНИЕ
Современная научная картина мира резко отличается от той, которая была сформирована в доиндустриальном обществе. Мир, который окружает нас, в большей степени хаотичен, чем упорядочен, поэтому в нем трудно построить жизнь, опираясь на готовые рецепты, алгоритмы, технологии. Приоритетной задачей профессионального обучения, должна стать подготовка «технолога-аналитика», человека, умеющего создавать технологии, приспосабливаться к новым условиям меняющегося мира, «производить» знания.
Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Компетентностный подход к обновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.
Внедрение компетентностно-
Общепризнанной родиной
В России впервые кейс-метод был внедрен в МГУ в 70-х гг. ХХ в.
Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования. Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам. Гуманитарное образование является естественной сферой применения данного метода, в то время как его применение в обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам, в том числе и информатике, вызывает затруднения, т.к. требует создания специфических разновидностей кейсов. Можно рекомендовать при изучении информатики и информационных технологий в ВУЗе использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера и т.д. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов.
Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод.
Задачи:
Предмет – кейс-метод в системе профессионального обучения
Объект - кейс-метод
Кейс-метод (Case study) — это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира — его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов». В последние годы по кейс-методу появилось очень много материалов в Интернете, в литературе по менеджменту и по профессиональному образованию.
Кейс-метод — довольно сложная
многоаспектная технология обучения,
которая представляет собой специфическую
разновидность
Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
Кейс-метод можно
Кейс-метод интегрирует в
себя формы развивающего
Данный метод представляет собой
специфическую разновидность
Кейс-метод концентрирует
в себе значительные
По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями.
Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.
Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность. Кейс-метод особенно эффективен в дополнительном профессиональном образовании взрослых. С одной стороны, учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения, поскольку это образование «не на пустом месте». Но, с другой стороны, здесь могут негативно проявить себя консерватизм мышления учащихся и их нежелание меняться. В то же время взрослые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к имеющейся. Кейс-технология в наибольшей мере соответствует уровню и типу подготовки взрослых, чья мотивация связана со стремлением быстро развить или модернизировать знания. Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, уже можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего профессионала, в которых нуждается рыночное общество.
Теперь можно сформулировать задачи, которые приходится решать в процессе реализации кейс-метода:
1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).
Бизнес-образование является старейшей сферой применения кейс-метода: именно он наибольшей мерой отвечает задачам управленческого образования. Кейс-метод оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Он развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.
В некотором смысле этот метод оказывает содействие формированию личностных свойств. Он формирует чувство уверенности в себе, способствует преодолению излишней боязливости или избыточной самоуверенности.
Бизнес-образование представляет ныне в поставторитарных странах одну из наиболее интенсивно развивающихся отраслей образования. Отсутствие своего собственного опыта такого образования как массового и многопланового институционального явления приводит к тому, что, вполне естественно, наблюдаются копирования зарубежного опыта бизнес-образования, как в аспекте его организации, учебного планирования, так и технологий обучения.
В копировании зарубежных методических схем и подходов есть смысл только с точки зрения овладения передовым опытом. Далее неизбежно возникает проблема «исторической памяти», т.е. осмысление хотя и не столь масштабного, но своего собственного опыта такого образования с использованием анализа ситуаций и деловых игр.
Наконец, стратегической задачей, которую предстоит решить в ближайшем будущем, следует считать выработку своей собственной модели бизнес-образования, исторически преемственной и учитывающей достижения мировых лидерских вузовских центров.
Специфика работы менеджеров, финансистов в современных условиях требует существенным образом изменить процесс их подготовки в высших учебных заведениях. Речь идет, в частности, об использовании разнообразных методов обучения, гибкости преподавания, учете состава аудитории, состояния духа и реакций, способности воспринимать тот или другой материал. От преподавателей требуется применение импровизаций в учебном процессе, максимальное приближение студентов к реальным ситуациям и принятие адекватных управленческих решения.
Важнейшим недостатком в становлении бизнес-образования является то, что медленно идёт определение его целей, специфики форм и методов.
Цель любого обучения можно сформулировать таким образом: подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат нему конкурентоспособность на рынке труда.
Но для бизнес-образования
Деятельность современного предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. характеризуется тем, что определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они характеризуются полиструктурностью и полифункциональностью, находятся в зависимости от активности действующих субъектов. Не менее важно и то, что для предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности. Конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру и естественного способа поведения в изменчивой среде, которая развивается в направлении глобализации.