Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42
Другой особенностью деятельности предпринимателя и менеджера является высокая активность образа жизни. Наиболее успешные предприниматели – это суперактивные люди, которые отличаются не только высокой скоростью деловой жизни, но и ведением её на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам, что увеличивает роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, повышают её эффективность. Конечно же, это невозможно достигнуть традиционными методами обучения, которые пока доминируют в российском и украинском бизнес-образовании.
«Проблема абсолютного большинства бизнес-школ, – считают П. Шеремета и Г. Канищенко, – заключается в том, что они традиционно сосредотачивают свои усилия лишь на преобразовании вербальных знаний преподавателя или вербальных знаний, сформулированных в учебнике, в вербальные знания студента. При этом, в лучшем случае, применяется лишь одна форма передачи знаний – лекции, и две формы контроля за уровнем «поглощения» информации – семинарские занятия и экзамены» [19, С.38].
Теперь можно сформулировать основные задачи бизнес-образования, которые заключаются в следующем:
В бизнес-образовании
Формы ситуационного обучения |
Дисциплины |
Игровые приемы Бизнес-ситуации Анализ конфетных ситуаций Имитационные упражнения Деловые игры Управленческие тренинги Метод "мозгового штурма", анкетирование, интервьюирование. |
Менеджмент Стратегический менеджмент Финансовый менеджмент Менеджмент Управленческое Экономический анализ |
Кейс-метод органически вошел в практику обучения современных дисциплин, в частности «Менеджмента», «Управления персоналом», «Основ предпринимательской деятельности». Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода.
Следует, однако, подчеркнуть, что использование кейса-метода в таком объеме, как, например, в США (где 75% учебного материала подается путем анализа ситуаций), в нашей системе обучения невозможно по ряду причин. Основной из них есть необходимость корректирования учебных программ и педагогической нагрузки.
Поэтому кейс-метод используется пока лишь по отдельным темам курсов. По мере того, как реформирование общества начинает все сильнее захватывать социальную сферу и сказываться на потребностях гражданина в социальном знании, нарастает и потребность в качественном обновлении социологического образования. Оно должно пойти по следующим направлениям:
Как видим, в структуре совершенствования преподавания социологии ключевую роль играет кейс-метод. Это ощущают наиболее перспективно мыслящие преподаватели-социологи. Начинают появляться учебные пособия, построенные с использованием ситуационного анализа.
Вместе с тем применение кейс-метода в бизнес-образовании обнаружило определенные особенности и проблемы, а именно:
1.Развитие бизнес-образования осуществляется стихийно, без какой-либо стратегии, важной составляющей которой должна быть концепция методических предпочтений. В этой концепции необходимо обосновать возможности и направления интерактивных методов обучения, и в том числе кейс-метода. Этот метод довольно часто выступает как представитель методической контркультуры, а преподаватель считается сумасшедшим инициатором, который нарушает нормативы обучения и мешает учиться студентам.
2.Кейс-метод должен органически согласовываться с общей методикой преподавания. И самое главное в том, что он должен иметь легитимный статус в учебном процессе.
3.Чрезвычайно полезными являются использование сквозных, интегративных кейсов, которые охватывают ряд тем учебной дисциплины. Объемные кейсы, предусматривающие заблаговременную подготовку преподавателя и студентов, целесообразно объединять с мини-ситуациями, которые следует использовать постоянно: в каждой лекции, на каждом практическом занятии. Привлекательность мини-ситуаций состоит в том, что они всегда не запланированы, рождаются на глазах у студентов, а часто – самыми студентами. Любой вопрос преподавателя, реплика или воспоминание могут привести к созданию своеобразного мини-кейса. Опыт показывает, что на экзаменах студенты скорее вспоминают эти мини-ситуации, чем учебные вопросы.
4.Важным требованием должно быть следующее: кейс-метод может оказывать содействие углублению и лучшему усвоению учебного материала. Кейс – этот всегда подарок, который преподаватель дарит студентам и себе. Тем не менее, есть опасность получить от студентов восхищение подарком и превратить проведение кейсов в самоцель. Кейс теряет свою целесообразность, если отвлекается от программы, выпадает из логики курса. Если студенты просто «поиграли» и даже не поняли, зачем был нужен кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели, то кейс останется яркой, но бессмысленной игрушкой. Поэтому «золотым правилом» будет вывод о том: достигает ли кейс учебных целей? Кейс-метод – типичная именно для американского бизнес-образования учебная методика.
В связи с этим целесообразно привести некоторые общие замечания относительно особенностей условий поставторитарных стран, которые могут иметь влияние если не на процесс внедрения новых методик, то, по крайней мере, на бизнес-образование в целом.
Как видно из схемы, содержание менеджмента как системы управления [17, С.141.]. предопределяет наличие у менеджера вполне определенного двухуровневого набора качеств, большинство из которых сформировать весьма затруднительно посредством традиционалистских методов обучения.
Особенно ценным на современном этапе качеством менеджера является владение методами анализа информации, инновационным подходом к технологиям, современными принципами управления, ориентацией на оптимизацию структур управления, приемами повышения эффективности функционирования организации, а также накопления и реализации человеческого капитала. Важен не только сам факт наличия этих качеств, но и уровень их сложности. Например, владение анализом предполагает его системность, объективность, конкретность, количественную определенность, сопоставимость показателей; владение множеством конкретных методов анализа; понимание конкретных задач; и, самое главное, умение использовать результаты анализа в практической деятельности.
Отсюда можно выделить основные темы кейсов, которые могут помочь, на наш взгляд, формированию выделенных качеств:
Кейсы в концептуальных границах антикризисного управления и антикризисного менеджмента.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что важными характеристиками современного менеджера являются его моральные, ценностные, мировоззренческие характеристики, которые в условиях использования технологий человеческого и интеллектуального капитала все сильнее «впрессовываются» в профессионализм. Поэтому особую ценность в бизнес-образовании приобретают не узкопрофессиональные кейсы, а те, которые воздействуют на морально-психологическую структуру личности, вырабатывают навыки поведения в усиливающейся динамике коммуникаций, роста различных нагрузок.
Образ жизни современного успешного предпринимателя столь сложен и ситуативен, что требует специального освоения. Это особенно важно потому, что традиция образа жизни предпринимателя оказалась в бывших социалистических странах прерванной. По сути дела, с нуля начали формироваться его стандарты, ценности, мотивы и установки. Специфика условий исторического развития такова, что происходит медленное становление предпринимательской этики, в обществе утверждается далеко не веберовский тип рационального и морального предпринимателя. Отсюда следует, что воспитательная составляющая кейсов в бизнес-образовании, по всей видимости, даже более значима, чем их обучающее воздействие.
Гуманитарное образование
Наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогической науке. При этом все педагогические ситуации могут быть трех видов: ситуации, в которые попадает педагог, ситуации, в которых оказывается учащийся и смешанные ситуации. Классификация педагогических ситуаций.
«Ситуации учителя», среди которых выделяются ситуации по оценке поведения учащихся, и ситуации выбора варианта поведения, используются для обучения будущих педагогов. Что касается «ситуаций учащихся», то они применяются учителями в учебно-воспитательном процессе. При этом учителя моделируют отношения между самими учащимися, их отношения к родителям и отношения к другим людям. Наконец, смешанные ситуации включают отношения между учителями и учащимися, а также отношения между учителями, учащимися и другими людьми.
С точки зрения содержания мир педагогических ситуаций очень многообразен. К наиболее интересным среди них относятся такие: