Кейс-метод в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Другой особенностью деятельности предпринимателя и менеджера является высокая активность образа жизни. Наиболее успешные предприниматели – это суперактивные люди, которые отличаются не только высокой скоростью деловой жизни, но и ведением её на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам, что увеличивает роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, повышают её эффективность. Конечно же, это невозможно достигнуть традиционными методами обучения, которые пока доминируют в российском и украинском бизнес-образовании.

«Проблема абсолютного большинства  бизнес-школ, – считают П. Шеремета и Г. Канищенко, – заключается  в том, что они традиционно  сосредотачивают свои усилия лишь на преобразовании вербальных знаний преподавателя или вербальных знаний, сформулированных в учебнике, в вербальные знания студента. При этом, в лучшем случае, применяется лишь одна форма передачи знаний – лекции, и две формы контроля за уровнем «поглощения» информации – семинарские занятия и экзамены» [19, С.38].

Теперь можно сформулировать основные задачи бизнес-образования, которые заключаются в следующем:

  • Обретение студентами необходимого системного комплекса профессиональных знаний.
  • Подготовка энергичных специалистов, ориентированных на успех.
  • Поощрение конструктивного и критического мышления.
  • Ознакомление обучаемых с практической деятельностью предприятий.
  • Получение студентами практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных), которые потребуются им в дальнейшей карьере.
  • Наращивание и активизация человеческого, интеллектуального и социального капиталов.
  • Формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.

В бизнес-образовании используются следующие формы ситуационного обучения.

Формы ситуационного  обучения

Дисциплины

Игровые приемы

Бизнес-ситуации

Анализ конфетных ситуаций

Имитационные упражнения

Деловые игры

Управленческие тренинги

Метод "мозгового штурма",

анкетирование,

интервьюирование.

Менеджмент

Стратегический менеджмент Финансовый менеджмент

Менеджмент внешнеэкономической  деятельности

Управленческое консультирование

Экономический анализ




 

 

 

 

Кейс-метод органически вошел в практику обучения современных дисциплин, в частности «Менеджмента», «Управления персоналом», «Основ предпринимательской деятельности». Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода.

Следует, однако, подчеркнуть, что использование кейса-метода в таком объеме, как, например, в США (где 75% учебного материала подается путем анализа ситуаций), в нашей системе обучения невозможно по ряду причин. Основной из них есть необходимость корректирования учебных программ и педагогической нагрузки.

Поэтому кейс-метод используется пока лишь по отдельным темам курсов. По мере того, как реформирование общества начинает все сильнее захватывать социальную сферу и сказываться на потребностях гражданина в социальном знании, нарастает и потребность в качественном обновлении социологического образования. Оно должно пойти по следующим направлениям:

  1. Создание учебников, написанных в свете требований вузовской дидактики, их ориентации на формирование не только знаний, но и навыков оценки и анализа социальных явлений и процессов.
  2. Разработка ситуационных заданий, упражнений и полноценных кейсов по основным, ключевым темам социологии.
  3. Подготовка WEB-учебников по социологии, которые обеспечили бы дистанционное обучение.
  4. Включение в учебный процесс обучения и участия студентов в реальных социологических исследованиях с целью выработки соответствующих умений и навыков.
  5. Увеличение объемов вузовских курсов социологии, введение дополнительных социологических спецкурсов, которые обеспечивали бы социологически соответствующие специальности.

Как видим, в структуре совершенствования  преподавания социологии ключевую роль играет кейс-метод. Это ощущают наиболее перспективно мыслящие преподаватели-социологи. Начинают появляться учебные пособия, построенные с использованием ситуационного анализа.

Вместе с тем  применение кейс-метода в бизнес-образовании  обнаружило определенные особенности и проблемы, а именно:

1.Развитие бизнес-образования осуществляется стихийно, без какой-либо стратегии, важной составляющей которой должна быть концепция методических предпочтений. В этой концепции необходимо обосновать возможности и направления интерактивных методов обучения, и в том числе кейс-метода. Этот метод довольно часто выступает как представитель методической контркультуры, а преподаватель считается сумасшедшим инициатором, который нарушает нормативы обучения и мешает учиться студентам.

2.Кейс-метод должен органически согласовываться с общей методикой преподавания. И самое главное в том, что он должен иметь легитимный статус в учебном процессе.

3.Чрезвычайно полезными являются использование сквозных, интегративных кейсов, которые охватывают ряд тем учебной дисциплины. Объемные кейсы, предусматривающие заблаговременную подготовку преподавателя и студентов, целесообразно объединять с мини-ситуациями, которые следует использовать постоянно: в каждой лекции, на каждом практическом занятии. Привлекательность мини-ситуаций состоит в том, что они всегда не запланированы, рождаются на глазах у студентов, а часто – самыми студентами. Любой вопрос преподавателя, реплика или воспоминание могут привести к созданию своеобразного мини-кейса. Опыт показывает, что на экзаменах студенты скорее вспоминают эти мини-ситуации, чем учебные вопросы.

4.Важным требованием должно быть следующее: кейс-метод может оказывать содействие углублению и лучшему усвоению учебного материала. Кейс – этот всегда подарок, который преподаватель дарит студентам и себе. Тем не менее, есть опасность получить от студентов восхищение подарком и превратить проведение кейсов в самоцель. Кейс теряет свою целесообразность, если отвлекается от программы, выпадает из логики курса. Если студенты просто «поиграли» и даже не поняли, зачем был нужен кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели, то кейс останется яркой, но бессмысленной игрушкой. Поэтому «золотым правилом» будет вывод о том: достигает ли кейс учебных целей? Кейс-метод – типичная именно для американского бизнес-образования учебная методика.

В связи с этим целесообразно  привести некоторые общие замечания  относительно особенностей условий  поставторитарных стран, которые могут  иметь влияние если не на процесс  внедрения новых методик, то, по крайней  мере, на бизнес-образование в целом.

  1. Россия и Украина традиционно являются странами, где ощущается довольно значительное влияние разнообразных государственных учреждений на экономические процессы. Экономика этих стран представляет собой, по сути дела, институциональную экономику. Правовое поле еще не прочно. Поэтому предпринимательство на постсоветском пространстве – деятельность на собственный страх и риск. И сегодня, и завтра, и в долгосрочной перспективе государство будет иметь влияние на экономику в таких масштабах, которых никогда не знала экономика, например США. Поэтому рациональные ситуации и их решения из управления бизнесом у нас часто бывают непохожими на решения в аналогичных ситуациях в тех же США.
  2. Нельзя недооценивать сложность процесса становления менеджмента как системы знания. Это точно подмечают И.И. Тимошенко и А.С. Соснин: «К сожалению, ряд ученых и практиков в сфере управления пошли по упрощённому пути. Они просто поменяли термины, понятия и сущность теории и практики управления, существовавшие у нас ранее, на термин «менеджмент», совершенно не осмыслив, что менеджмент – это одно из направлений общей науки – теории управления, которое совершенно отличается от существовавшей в нашей стране ранее. В менеджменте своя философия, своя технология, принципы, методы, средства, которые значительно отличаются от прошлых теорий и практик управления» [17, С.22 ].
  3. Довольно распространенное мнение, что вскоре во всем мире воцарится один тип бизнеса – американский. Это мнение, кстати, является своеобразным отображением идеологии процесса глобализации на современном этапе. Но есть и другая мысль. Российский или украинский бизнес никогда не станет полностью похожим на американский. От национальной специфики, как доказывает история, уйти никогда не удается без потерь для общества. Можно согласиться с точкой зрения о том, что «освоить и внедрить менеджмент сходу и с чужого плеча очень трудно и это многим не удается сделать» [17,С.63]. Национальный бизнес формируется очень медленно, сталкиваясь с целым комплексом проблем: значительное господство административно-командной системы в государственном секторе, высокий возраст руководителей, склонных к авторитарному стилю управления, поверхностное восприятие ими зарубежного менеджмента, реальные препятствия для карьеры молодых специалистов и менеджеров.
  4. Национальное бизнес-образование сосредоточено преимущественно в высших учебных заведениях как государственной, так и негосударственной форм собственности. Абсолютное большинство этих учреждений проводят образовательную деятельность в рамках регламентированной правительством программы подготовки специалистов с высшим образованием по бизнес-специальностям (менеджмент, маркетинг, управленческий учет и т.п.). Этой программой предусмотрен довольно жесткий учебный план. Учебные заведения имеют ограниченные права и возможности относительно формирования образовательных параметров. Если учебное заведение захочет большей свободы в этих вопросах, его может не аккредитовать Министерство образования и, соответственно, оно не будет иметь права выдавать государственные дипломы. В России престижность диплома определяется не на основе конкуренции между высшими учебными заведениями – решающее значение имеют гарантии государства в виде диплома государственного образца. Это – правило. Из него есть, конечно, исключения, но незначительные.
  5. Значительное количество преподавателей менеджмента и маркетинга – бывшие преподаватели технических дисциплин. Они имеют высокий уровень квалификации, хорошую научную подготовку, но, в некоторой мере, критические подходы и к преподаванию, и к видению курсов бизнеса в целом. И это не вредит преподаванию деловых дисциплин, а, наоборот, привносит четкую научную ориентированность и исследовательскую скрупулезность. В данном случае кейс-метод хорошоп ослужит полной реализации потенциала этой категории преподавателей. Гораздо хуже, если преподают бизнес-дисциплины преподаватели – выходцы из марксистско-ленинских учебных предметов: истории КПСС, научного коммунизма и политэкономии. Далеко не все из них способны к мировоззренческим переменам, смене своего мировоззрения как относительно содержания, так и особенно методов преподавания.
  6. Есть определенные трудности, связанные с написанием кейсов на базе отечественного материала. Сам отечественный материал очень неустойчив, поскольку отражает не столько рыночную, сколько переходную к рыночной экономику. Это создает значительные трудности для создания «долгоиграющих» кейсов, которые можно было бы применять в течение нескольких лет, постоянно методически совершенствуя их содержание. Кроме того, существенно мешает конструированию кейсов нежелание руководителей и собственников предприятий в ряде случаев предоставлять фактический материал для их написания. Это приводит к тому, что нередко называют кейсом то, что на самом деле им не является, а представляет собой некоторую умозрительную модель предприятия. Рассмотрим тот перечень качеств, которыми должен обладать современный менеджер, исходя из потребностей менеджмента как системы управления.

Как видно из схемы, содержание менеджмента как системы управления [17, С.141.]. предопределяет наличие у менеджера вполне определенного двухуровневого набора качеств, большинство из которых сформировать весьма затруднительно посредством традиционалистских методов обучения.

Особенно ценным на современном этапе качеством менеджера является владение методами анализа информации, инновационным подходом к технологиям, современными принципами управления, ориентацией на оптимизацию структур управления, приемами повышения эффективности функционирования организации, а также накопления и реализации человеческого капитала. Важен не только сам факт наличия этих качеств, но и уровень их сложности. Например, владение анализом предполагает его системность, объективность, конкретность, количественную определенность, сопоставимость показателей; владение множеством конкретных методов анализа; понимание конкретных задач; и, самое главное, умение использовать результаты анализа в практической деятельности.

Отсюда можно выделить основные темы кейсов, которые могут помочь, на наш взгляд, формированию выделенных качеств:

  1. Поведение менеджера в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры.

Кейсы в концептуальных границах антикризисного управления и антикризисного менеджмента.

  1. Конфликты в организации и внешней среде.
  2. Инновационные процессы и их осуществление.
  3. Реализация человеческого капитала.
  4. Процессы структурно-функциональной оптимизации.
  5. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности.
  6. Особенности деятельности менеджера в условиях переходной экономики.
  7. Деятельность менеджера в конкретных и весьма специфических сферах (производство, сбыт, финансы, торговля, сфера услуг, социальная защита и рекреация и т.п.).
  8. Кейсы по составным элементам совокупной деятельности менеджера (управление, контроль, организация, работа с персоналом и т.п.).


Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что важными характеристиками современного менеджера являются его моральные, ценностные, мировоззренческие характеристики, которые в условиях использования технологий человеческого и интеллектуального капитала все сильнее «впрессовываются» в профессионализм. Поэтому особую ценность в бизнес-образовании приобретают не узкопрофессиональные кейсы, а те, которые воздействуют на морально-психологическую структуру личности, вырабатывают навыки поведения в усиливающейся динамике коммуникаций, роста различных нагрузок.

Образ жизни современного успешного  предпринимателя столь сложен и ситуативен, что требует специального освоения. Это особенно важно  потому, что традиция образа жизни предпринимателя оказалась в бывших социалистических странах прерванной. По сути дела, с нуля начали формироваться его стандарты, ценности, мотивы и установки. Специфика условий исторического развития такова, что происходит медленное становление предпринимательской этики, в обществе утверждается далеко не веберовский тип рационального и морального предпринимателя. Отсюда следует, что воспитательная составляющая кейсов в бизнес-образовании, по всей видимости, даже более значима, чем их обучающее воздействие.

2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода

 

Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс-метода. Оно ориентировано на обучения знаниям о человеке и среде его обитания. Среди гуманитарных вузовских дисциплин выделяются философия, политология, социология, педагогика, психология, культурология, исторические, правовые и литературоведческие дисциплины. Особенность этих дисциплин заключается в том, что их знание характеризуется отсутствием жесткой обусловленности. Для него свойственна неоднозначность и ситуативность. Действительно, человеческая и общественная жизнь отличается вероятностью, стохастичностью, многовариантностью реализации.

Наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогической науке. При этом все педагогические ситуации могут быть трех видов: ситуации, в которые попадает педагог, ситуации, в которых оказывается учащийся и смешанные ситуации. Классификация педагогических ситуаций.

«Ситуации учителя», среди которых  выделяются ситуации по оценке поведения учащихся, и ситуации выбора варианта поведения, используются для обучения будущих педагогов. Что касается «ситуаций учащихся», то они применяются учителями в учебно-воспитательном процессе. При этом учителя моделируют отношения между самими учащимися, их отношения к родителям и отношения к другим людям. Наконец, смешанные ситуации включают отношения между учителями и учащимися, а также отношения между учителями, учащимися и другими людьми.

С точки зрения содержания мир педагогических ситуаций очень многообразен. К наиболее интересным среди них относятся такие:

  • ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений; самооценки; самокритики и самосозерцания;
  • ситуации выдержки и проявления вежливости в отношениях, пренебрежения и неуважения других;
  • ситуации выбора профессии; стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам; стимулирования самостоятельности в разрешении конфликта; воспитания самостоятельности принятия решений; стимулирования к самовоспитанию; стимулирования ко лжи; соперничества;

Информация о работе Кейс-метод в образовании