Кейс-метод в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Что же делать? Жить в квартире вместе с Николаем и Аллой? Но это не жизнь! Продать? Но как? Менять…? Бросить всё…?». [15, С.204]  

Значительны возможности политологии для применения кейс-метода. Политическая наука относится к числу тех наук, в которых значительную роль играют ситуационные теории. Например, широко применяется ситуационная концепция политического лидерства, которую сформулировали и развили Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер, Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. Хартли. «Ситуационная теория, – справедливо подчеркивает В.П. Пугачёв, – не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. Однако центральные для ситуационной теории утверждения о ведущей роли ситуации в формировании лидерства подтверждаются далеко не полностью» [12, С.278].

Ситуационная теория может быть эффективна при построении кейсов, анализирующих продвижение в  политическую элиту, ситуации на выборах, становление партий. Они могут помочь при осмыслении биографий известных политических деятелей.

Ситуационный подход в настоящее  время выступает одним из методологических принципов и методов политической науки, которая становится ближе к политической практике, поскольку оперативно реагирует на происходящие политические процессы. Такие понятия, как «политическая ситуация», «конфликтная ситуация», «экстремальная ситуация» наиболее популярны в выступлениях в СМИ различных политических обозревателей, которые публично анализируют политические ситуации.

Интересный материал для кейсов, конечно же, дает сама жизнь. При этом наиболее продуктивны следующие политические процессы:

  1. Происходящее в поставторитарных странах формирование многопартийной системы, партийное строительство. Эти процессы отличаются политической и психологической напряженностью, конфликтностью и многовариантностью.
  2. Выборы президентов, депутатов парламентов, депутатов местных органов власти и мэров городов. Они показывают происходящие в обществе дифференциацию и интеграцию различных политических сил, драматизм выбора.
  3. Работа законодательных, судебных и исполнительных органов власти, которая дает сотни примеров сложных юридических, правовых и судебных ситуаций, беспомощности нынешнего законодательства.
  4. Функционирование и развитие местного самоуправления, которое характеризуется появлением законодательных актов местного уровня, например, уставов городов, постепенным и противоречивым нарастанием активности местных общин, конфликтами между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
  5. Конфликты в обществе и миротворческая деятельность, которые проявляются во многих сферах жизни поставторитарных стран, требуют выработки не только принципов, законодательства, но и стратегий их регулирования.
  6. Кризисные процессы, преодоление которых требует овладения антикризисными технологиями, применения кейс-метода с целью своевременной диагностики кризисов.
  7. Политические и избирательные технологии, которые приобретают значительное разнообразие, проявляет себя их нетворческое заимствование, не соответствующее природе избирательной ситуации.

Нарастающая динамика политической жизни  дает богатый материал для кейсов. Довольно велик потенциал публицистики, СМИ, художественной литературы, научных публикаций, которые отражают многообразные аспекты политики.

Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что ситуационный анализ в его бытовой форме в последние годы получает широкое распространение в деятельности средств массовой информации. На телеэкранах появились телепередачи, в основе которых лежат бытовые кейсы. Наиболее рельефно проявляется тенденция использования кейсов в «Пусть говорят» А. Малахова и других программах. Ситуационные разборки в них оказывают воспитательное воздействие на телезрителей: заставляют внимательнее относиться к проблемам жизни, показывают их сложность и неоднозначность.

 

2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании  естественнонаучных и технических дисциплин

 

Естественнонаучное и техническое образование оперирует детерминированным знанием, а поэтому говорить о применении кейс-метода здесь нельзя, или, по крайней мере, очень затруднительно. Так ли это на самом деле? Естественнонаучные дисциплины представляют знание, которое отражает природные явления и процессы. Его нельзя считать однозначно детерминированным, т.е. построенным по принципу строгой причинности.

Одним из наиболее общих понятий, которые  применяются в естественных науках, является понятие «состояние». В физике оно служит для обозначения многообразия конкретных физических состояний, примерами которых выступают фазы вещества, устойчивость и динамический характер механических и различных других физических систем, различные тепловые, электрические и магнитные состояния, состояния возбуждения (или отсутствие такового) у квантово-механических систем и т.д. В химии существенное значение имеет анализ состояния химического равновесия. В теории растворов важнейшее значение имеет анализ состояний диссоциации и гидратации ионов, которые характеризуются соответствующими параметрами и константами. Живой организм, как целое, характеризуется состоянием метаболизма; живые системы (биоценозы) находятся в состоянии динамического равновесия: определенные состояния характеризуют поведение животных и человека. Состояние материальной системы задается с помощью пространства состояний, каждое из которых характеризуется своими параметрами.

Для каждого объекта свойственна  некоторая совокупность возможных его состояний. Это свойство объектов У.Р. Эшби определил как принцип необходимого разнообразия. Реализация этого принципа для объектов различной природы отличается определенной спецификой. Для механических объектов состояние отличается минимумом всего многообразия состояний системы, а для объектов микромира картина несколько иная. Здесь господствует принцип максимума одновременной реализации действительных состояний системы [13, С.296].

Теперь становится понятным, что  утверждение о всеобщем господстве жесткого причинно-следственного детерминизма является неверным. Мир объектов природы определяется не только причинно-следственной детерминантой, но и связью состояний, корреляцией.

Немаловажную роль играет и вероятностно-стохастический характер целого ряда явлений и процессов природы. При этом одни её объекты описываются исключительно в категориях однозначности детерминации и минимума разнообразия, как, например, объекты классической механики. Другие имеют значительное многообразие состояний, отличаются вероятностным характером поведения, что свойственно, например, объектам микромира. Так, это характерно для электрона, открытого в 1897 году Дж. Дж. Томсоном и рассматривавшегося им как элементарная частица с отрицательным элементарным зарядом. В 1924 году Л. де Бройль высказал предположения о наличии у электрона еще и волновых свойств, что было подтверждено в 1925 году С. Галудсмитом и Дж. Уленбеком [18, С.420]. Таким образом, понимание электрона стало дуалистичным. Рассматривать его только как частицу или волну стало возможным лишь в определенных исследовательских ситуациях.

Значительная часть естественнонаучного  знания базируется на теории сложных систем. Деление систем на простые и сложные довольно условно. Дело в том, что сложность понимается как объективное, так и субъективное явление. Объективная сложность присуща системам независимо от познающего их субъекта. Субъективная же сложность обусловлена характером восприятия системы субъектом, недостатком знаний и интеллекта. Конечно, эти два типа сложности тесно взаимодействуют друг с другом, особенно тогда, когда та или иная система только включена в познавательный процесс. Но базисной основой выступает объективная сложность систем.

Признаки сложных систем многообразны. Для них свойственно наличие  большого числа элементов и их связей, их разнообразие, автономия  подструктур, наличие иерархии, диффузия, невозможность точно описывать системы и прогнозировать их поведение и т. д.

Имеются три типа определения сложных  систем. Согласно первому подходу сложные системы представляет собой системы с плохой организацией:

  • Диффузные системы, в которых большое число переменных, нельзя установить перегородки, разграничивающие одни компоненты от других.
  • Функции зависят от окружающей среды.
  • Имеется большое число связей и их большое разнообразие, большое число автономных систем и наличие иерархии.
  • Зависимость системы от условий существования.

При втором подходе под сложными системами понимаются такие системы, которые не могут быть точно математически описаны. Здесь проявляется познавательный, гносеологический аспект. Но он имеет под собой и аспект объективный, онтологический, поскольку описанию не поддаются вариативные, стохастические многоуровневые системы.

При третьем подходе сложными системами считаются системы целенаправленного поведения, т.е. социальные системы. В этом случае сложные системы совпадают с человеком, его социальной организацией, что не всегда оправданно, ибо сложность не тождественна целенаправленности.

Сложные системы характеризуются  тем, что они одновременно интегрируют  в себе природные и социальные составляющие, естественное и искусственное. Например, телефонная сеть включает в себя значительное число абонентов, телефонные станции, коммуникации, обслуживающий персонал и т.п. Они очень многообразны и многолики. Это касается технических, кибернетических, человеко-машинных систем, сложных явлений природы и общества.

В функционировании и развитии сложных  систем проявляются ситуационные аспекты. Их состояния выступают результатом  взаимодействия многих факторов. При этом каждая ситуация может определяться своим набором и силой действующих факторов. Понять все ситуации и все варианты факторов просто не представляется возможным, поэтому лучше всего подвергнуть анализу типичные, например, ситуации равновесия, кризиса, перестройки и т.п.

Их изучение, при котором затруднительно строгое математическое описание, требует использования кейс-метода, который позволяет прочувствовать специфику этих систем. Кейс в этом случае представляет собой некоторое описание сложной системы. Его анализ предполагает ознакомление студентов с реальными сложными системами.

Отсюда можно сделать вывод о том, что кейс-метод как метод обучения пригоден далеко не для всех изучаемых в вузах естественнонаучных и технических дисциплин. А лишь для тех, которые отходят, с одной стороны, от принципов классической науки с её однозначностью истины, а, с другой стороны, дают описания таких объектов, которые отличаются многообразием состояний. Именно в этих случаях для того чтобы понять действительное, настоящее состояние объекта или процесса, его будущее, и применяется кейс-метод.

Среди физических дисциплин наиболее благоприятными для применения кейс-метода являются термодинамика, физика микромира. В химии существенный интерес представляет аналитическая химия. Само решение аналитических химических задач, когда студент должен выяснить все катионы и анионы, содержащиеся в пробирке, представляет собой специфическую разновидность кейса. При этом аналитическая деятельность основывается на знании особенностей тех или иных химических реакций и представляет собой определенную последовательность шагов аналитика.

Кейс-метод применим также и в тех случаях, когда недостаточно сведений о состоянии системы. Это состояние получило название в кибернетике «черного ящика», когда сведения о строении системы отсутствуют, и «серого ящика», когда сведения о системе представлены не полностью. Кейс здесь может быть построен на основной идее теории систем – взаимообусловленности содержания, структуры и функций.


При этом могут быть два варианта построения. Первый предполагает восстановить её структуру по заданным функциям технической или кибернетической системы. Такой подход называется конструктивным, и на нём основываются все инженерные дисциплины. А второй подход предполагает построение или оптимизацию функций, которые базируются на заданной структуре.

Современный инженер работает со сложными техническими системами. Его деятельность связана с их конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Все эти виды деятельности отличаются многовариантностью осуществления, неоднозначностью результата, взаимодействием между собой факторов различной природы, силы и длительности действия. Важно то, что инженерные системы создаются и функционируют в аспекте интересов людей.

Широкое развитие в современном  обществе получили различные виды инженерной или технической диагностики, которая основывается на дефектоскопии инженерных конструкций: мостов, путепроводов, плотин и других сооружений, разрушение которых грозит значительными потерями и даже гибелью людей. По всей видимости, проблема техногенных катастроф является проблемой нашего времени, свойственной всем странам. По причине недостаточного вложения средств в основные фонды в поставторитарных странах эта проблема особенно обострится в 2005–2015 годах. Поэтому уже сегодня в образовании, особенно при подготовке кадров высшей квалификации, необходимо обращать особое внимание на кейсы, имитирующие техногенные и природные катастрофы и способы уменьшения и преодоления их негативных последствий. Логико-аналитическая деятельность здесь должна дополняться воспитанием воли, стремлением брать на себя ответственность, способностью к оперативной деятельности в экстремальной ситуации. Естественнонаучное образование представляет собой разветвленную систему профессиональной подготовки. Выпускники естественнонаучных факультетов университетов и технических вузов заняты практически во всех сферах производства и жизнедеятельности общества. При этом наиболее важными областями их деятельности выступают: научно-исследовательская и инженерная деятельность, управление, политика, образование, сфера информации, услуг и предпринимательства. В каждой из этих сфер возникает потребность в соответствующих качествах специалистов.Конечно, представленная на схеме упрощенная трехзвенная модель основных качеств специалистов может вызвать дискуссии. Она держится на логике здравого смысла и некотором упрощении реальной картины жизни. Однако в существенных характеристиках эта схема отражает как практику естественнонаучного и технического образования, так и саму жизнь. Модель не претендует на отражение всех запросов общества к личности специалиста: она отражает лишь существенные запросы.

Информация о работе Кейс-метод в образовании