Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42
Каждое необходимое для
Довольно значительной является потребность во многих сферах деятельности в умении представить, презентовать проект, результаты работы, саму личность. Возникает также необходимость выразить в процессе разработки и применения кейсов специфику презентации в той сфере деятельности, в которой собираются работать студенты после окончания вуза.
К числу наиболее ценных качеств специалистов относятся способность к анализу, принятию решений и продвижению. Способность к анализу позволяет специалисту любой сферы разобраться в потоках информации и выработать наиболее эффективный вариант поведения в той или иной ситуации. Способность к принятию управленческих решений выступает как базовая характеристика управленца. Вместе с тем это качество ценно практически во всех сферах. Дело в том, что в бизнесе и предпринимательстве, например, выделяются в соответствии с целями и методами, средствами, технологиями принятия, контроля и реализации три группы решений:
Как видим, владение многообразием управленческих решений предпринимательской сферы создает для специалиста определенные возможности деятельности и в других сферах. Например, в науке, где каждый день приходится иметь дело с принятием гносеологических решений в условиях неоднозначных ситуаций и информационной неопределенности.
Что касается способности к продвижению, то она включает в себя две составляющие: способность к развитию и продвижению своей личности, а также способность к продвижению дела, его результатов.
Основная проблема здесь заключается в том, чтобы добиться гармоничности этих составляющих. Ведь все люди, с точки зрения этой способности, делятся на три группы:
Другой аспект применения кейсов обусловлен спецификой запросов сферы самореализации специалиста. Для формирования навыков научного исследования эффективны кейсы, которые имитируют структуру и процесс научного исследования, применение тех или иных методов к решению задач.
Инженерная деятельность трудно представима без проектировочной и конструирующей деятельности. Кейсы довольно широко применяются различными инженерными вузами при выработке навыков проектировочной деятельности. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специализирующих кейсов, которые помогают формированию специальных качеств выпускников.
Таким образом, преподавание естественнонаучных и технических дисциплин, несомненно, более эффективно при использовании кейс-метода, который позволяет повысить интерес к учебе, сформировать те качества специалистов, потребность в которых нарастает в соответствующих сферах деятельности специалистов.
В целом же, для любых дисциплин, цели кейс– метода заключаются в:
– активизации студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
– повышении мотивации к учебному процессу;
– овладении навыками анализа ситуаций и нахождение оптимального количества ситуаций;
– отработке умений работы с информацией,
в том числе умения затребовать
дополнительную информацию, необходимую
для уточнения ситуации;
– моделировании решений данных ситуаций
и в соответствии с заданием, представлении
различных подходов к разработке планов
действий, ориентированных на конечный
результат;
– принятии правильного решения
на основе группового анализа ситуации;
– приобретении навыков четкого и точного
изложения собственной точки зрения в
устной и письменной форме, убедительно
отстаивать и защищать свою точку зрения;
– выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения.
Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей
направленности развития
- вторая вытекает из развития
требований к качеству
Место метода case-study в российской системе профессионального образования далеко не однозначно. Можно сформулировать стратегические принципы развития метода case-study и внедрения его в образовательные программы:
1. Метод case-study необходимо как
можно быстрее внедрить в
2. Активизировать использование
метода case-study в системе дополнительного
профессионального образования,
3. Метод case-study необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы.
4. Применение метода case-study должно
быть методически обосновано
и обеспечено. Это необходимо
как на уровне организации
учебного процесса по
Опыт по реализации кейс-метода показал, что такая форма групповой и коллективной работы студентов имеет достаточно много преимуществ. Самым значимым результатом явилась корреляция использования кейс-метода и повышение креативности мыслительной деятельности студентов и преподавателей. Такие возможности данной технологии, как
Кейс-метод готовит студентов к решению типовых задач, обозначенных в требованиях государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионального образования. Практический образовательный эффект заключается не только в получении новых знаний и умений, но и в приобретении навыков общения, что особенно значимо для будущих специалистов. Еще одним результатом использования кейс-метода является гуманизация взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Таким образом, использование кейс-метода способствует творческому развитию потенциала личности, учит студента решать поставленные задачи, активизирует мыслительную деятельность, формирует новое мышление.