Кейс-метод в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать один из наиболее сложных и глубинных методов анализа ситуаций, известном как кейс-метод. Задачи:
Раскрыть понятие кейс-метода, его возможности в профессиональном обучении.
Показать особенности реализации кейс-метода в профессиональном обучении
Рассмотреть использование кейс-метода в системе повышения квалификации руководителей среднего и начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие кейс-метода…………………………………………………………...5
2. Особенности применения кейс-метода в профессиональном образовании..9
2.1. Опыт и тенденции развития применения кейс-метода
в бизнес-образовании……………………………………………………………..9
2.2. Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода………...19
2.3. Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин……………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Каждое необходимое для успешной практической деятельности качество специалиста  требует специального его «выращивания»  в системе образования. Возможности использования здесь кейс-метода очень велики. Данные сферы деятельности требуют развитых навыков коммуникации. Обеспечивается она как специальными коммуникативными кейсами, так и увеличением ее роли при анализе любых кейсов. Так, научная коммуникация представляет собой обмен информацией в научном сообществе, политическая – предполагает выражение интересов людей, управленческая – ориентирована на организацию и подчинение людей в реализации управленческого решения, образовательная – выступает средством обучения и социализации и т.д. Здесь важно показать специфику коммуникации в каждой сфере и помочь формированию навыков не просто коммуникации, а коммуникации конкретной природы.

Довольно значительной является потребность  во многих сферах деятельности в умении представить, презентовать проект, результаты работы, саму личность. Возникает также необходимость выразить в процессе разработки и применения кейсов специфику презентации в той сфере деятельности, в которой собираются работать студенты после окончания вуза.

К числу наиболее ценных качеств  специалистов относятся способность  к анализу, принятию решений и  продвижению. Способность к анализу позволяет специалисту любой сферы разобраться в потоках информации и выработать наиболее эффективный вариант поведения в той или иной ситуации. Способность к принятию управленческих решений выступает как базовая характеристика управленца. Вместе с тем это качество ценно практически во всех сферах. Дело в том, что в бизнесе и предпринимательстве, например, выделяются в соответствии с целями и методами, средствами, технологиями принятия, контроля и реализации три группы решений:

  1. организационные решения, принимаемые в основном на рутинном уровне;
  2. системные и ситуационные решения стратегического характера или принимаемые для рационального решения глубоких проблем на адаптационном и инновационном уровнях;
  3. аналитические, прогностические и вынужденные, компромиссные решения, принимаемые в условиях рисков, текущей и перспективной неопределенности на селективном, адаптивном и инновационном уровнях [17, С.311].

Как видим, владение многообразием  управленческих решений предпринимательской  сферы создает для специалиста  определенные возможности деятельности и в других сферах. Например, в  науке, где каждый день приходится иметь дело с принятием гносеологических решений в условиях неоднозначных ситуаций и информационной неопределенности.

Что касается способности к продвижению, то она включает в себя две составляющие: способность к развитию и продвижению своей личности, а также способность к продвижению дела, его результатов.

Основная проблема здесь заключается  в том, чтобы добиться гармоничности этих составляющих. Ведь все люди, с точки зрения этой способности, делятся на три группы:

  • люди способные «быть», которые профессионально делают дело;
  • люди способные «казаться», непрофессиональные, они лишь продвигают самих себя;
  • люди способные «быть и казаться», которые не только профессиональны и плодовиты, но и продвигают дело и свою личность.

Другой аспект применения кейсов обусловлен спецификой запросов сферы самореализации специалиста. Для формирования навыков научного исследования эффективны кейсы, которые имитируют структуру и процесс научного исследования, применение тех или иных методов к решению задач.

Инженерная деятельность трудно представима  без проектировочной и конструирующей деятельности. Кейсы довольно широко применяются различными инженерными вузами при выработке навыков проектировочной деятельности. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специализирующих кейсов, которые помогают формированию специальных качеств выпускников.

Таким образом, преподавание естественнонаучных и технических дисциплин, несомненно, более эффективно при использовании  кейс-метода, который позволяет повысить интерес к учебе, сформировать те качества специалистов, потребность в которых нарастает в соответствующих сферах деятельности специалистов.

В целом же, для любых дисциплин, цели кейс– метода заключаются в:

– активизации студентов, что, в  свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;  

– повышении мотивации к учебному процессу;

– овладении навыками анализа ситуаций и нахождение оптимального количества ситуаций;

– отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации; 
– моделировании решений данных ситуаций и в соответствии с заданием, представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

– принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации; 
– приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

– выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы в связи с  курсом на модернизацию российского  образования в системе высшей школы России происходит поиск новых  эффективных методов обучения.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального  образования в настоящее время  является весьма актуальной, что обусловлено  двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей  направленности развития образования,  его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития  требований к качеству специалиста,  который, помимо удовлетворения  требованиям первой тенденции,  должен обладать также способностью  оптимального поведения в различных  ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Место метода case-study в российской системе  профессионального образования  далеко не однозначно. Можно сформулировать стратегические принципы развития метода case-study и внедрения его в образовательные программы:

1. Метод case-study необходимо как  можно быстрее внедрить в программы  подготовки специалистов по современным  рыночным специальностям, в которых  доминирует ситуационное знание  и ситуационная деятельность, таким  как менеджмент, экономика, социология, маркетинг и т.п.

2. Активизировать использование  метода case-study в системе дополнительного  профессионального образования,  особенно при реализации программ  профессиональной переподготовки.

3. Метод case-study необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы.

4. Применение метода case-study должно  быть методически обосновано  и обеспечено. Это необходимо  как на уровне организации  учебного процесса по образовательной  программе в целом, так и  на уровне планирования его  отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения на методическом совете и являться целью повышения квалификации преподавателей.

Опыт по реализации кейс-метода показал, что такая форма групповой  и коллективной работы студентов имеет достаточно много преимуществ. Самым значимым результатом явилась корреляция использования кейс-метода и повышение креативности мыслительной деятельности студентов и преподавателей. Такие возможности данной технологии, как

  • всестороннее и целостное рассмотрение проблемы, содержащейся в кейсе;
  • использование при ее решении знаний из различных областей;
  • установление взаимосвязи теории с практикой;
  • объединение разобщенных компонентов в целостность;
  • совмещение разных дисциплинарных образов одного объекта, совмещение понятий различных дисциплин;
  • рассмотрение проблемы с позиций общенаучных концепций;
  • использование общенаучной методологии;
  • целостное видение окружающего мира.

Кейс-метод готовит студентов  к решению типовых задач, обозначенных в требованиях государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионального образования. Практический образовательный эффект заключается не только в получении новых знаний и умений, но и в приобретении навыков общения, что особенно значимо для будущих специалистов. Еще одним результатом использования кейс-метода является гуманизация взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Таким образом, использование кейс-метода способствует творческому развитию потенциала личности, учит студента решать поставленные задачи, активизирует мыслительную деятельность, формирует новое мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций: 2-е изд., перераб. и доп.: [Текст] / Е.И. Бондарчук, Л.И Бондарчук. – К.: МАУП, 2007. – 168 с.
  2. Бэкон Фрэнсис. О достоинстве и преумножении наук. Соч.: В 2 т. [Текст] – М.: Мысль, 1977. Т. 1. – 552 с.
  3. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов: [Текст] / Под ред. Е.С. Полат – М.: ИОСО РАО, 2002.- 218 с.
  4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения //  http://www.vshu.ru/ lections.
  5. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций: Монография.: [Текст] / В.П. Казимиренко. – Киев: МЗУУП, 1993. – 384 с.
  6. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе: [Текст] / Т. Котарбинский. – М.: Экономика, 1975. – 271 с.
  7. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа: [Текст] / С.А. Кузьмин. – М.: Наука,1996. – 191 с.
  8. Менеджмент в профессиональном образовании: методическое пособие для тьюторов: [Текст]  / С.К. Бережная, Е.В. Васина, С.А. Иванов [и др.]; под общ. ред. Е.И. Казаковой, Т.Ю. Аветовой. – С.: Изд. «Логос», 2006. – 120 с.
  9. Павельева Н. Кейс-метод в профессиональном образовании // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. - 2008. - № 3. - С. 33-42.
  10. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 176 с.
  11. Панкрухин А.П. Маркетинг. Большой толковый словарь: [Текст] / А.П. Панкрухин.- М.: Омега-Л, 2010.-264 с.
  12. Пугачёв В.П. Политология: справочник студента:[Текст]. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «Слово», 2001. – 576 с.
  13. «Пчела» : Древнерусский перевод. Том I . [Текст].— М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008. — 888 с. — (Памятники славяно-русской письменности. Новая серия).
  14. Разумовский О.С. Вариационные принципы как способ выражения связи состояний [Текст] // Современный детерминизм и наука. Общие проблемы детерминизма. – М.: Наука, 1975. – Т. 1. – С. 293–319.
  15. Реан А.А. Психология и педагогика: [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, Розум СИ. -СПб.: Питер, 2004. - 432 с.
  16. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода: [Текст] / Ю.П. Сурмин, А.И. Сидоренко - Киев, 2002.-289 с.
  17. Таранов П.С. Многоликая философия: [Текст] / П.С.  Таранов – Донецк: Сталкер, 1998. – Т. 1. – 464 с.
  18. Тимошенко И.И., Соснин А.С. Менеджер организации: Учеб. пособие: [Текст] / И.И. Тимошенко, А.С.  Соснин– К.: Изд-во Европ. ин-та финансов, информ. систем, менеджм. и бизнеса. – 350 с.
  19. Философский энциклопедический словарь: [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: «ИнфраМ», 2003. – 840 с.
  20. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: [Текст] / П.Г.  Щедровицкий– М.: Педагогика, 2003. – 154 с.



Информация о работе Кейс-метод в образовании