Кино о советской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – охарактеризовать проблемы педагогики, нравственности во взаимоотношениях «воспитателя» и «воспитанника», взаимоотношениях поколений в целом и проследить как менялся образ учителя в кино с течением времени?
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить источники по данной теме;
• выделить особенности советского кинематографа в 60-е - 80-гг;
• более детально описать жанрово-тематическую систему фильмов о школе в этот период.
• сделать выводы о влиянии времени создания кино на его содержание и о роли кино в жизни человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В 1960-1980-Е ГОДЫ XX ВЕКА 6
1.1. 19-Й СЪЕЗД КПСС 6
1.2. 25-Й СЪЕЗД КПСС 7
1.3. 8-Я И 9-Я ПЯТИЛЕТКИ 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ В 60-Е – 80-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ 14
2.1. СОВЕТСКОЕ КИНО ДО РЕФОРМЫ 1954 Г. 14
2.2. 60 - 70-Е ГОДЫ 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ШКОЛЬНОГО КИНО» И ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ 18
3.1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ УЧИТЕЛЬ 18
3.2. УЧИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ 19
3.3. УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

Кино о советской школе - курс3.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Кинематограф играет важную роль в жизни общества. Относительно молодой способ передачи информации и идей быстро завоевал своё место в ряду искусств, развлечений и методов пропаганды. А развитие телевидения, цифровых технологий и сети Интернет делает это влияние всеобъемлющим, донося «движущееся изображение» в том или ином виде практически в каждый дом. В обществах и государствах тоталитарного типа кинематограф является неотъемлемой частью системы идеологического воздействия.

  В ХХ веке кино было признано советскими лидерами самым массовым из искусств. Во все время своего существования оно играло значительную роль в жизни страны. Уже после войны, в конце 50-х – в 60-е годы в историю советского многонационального кинематографа вошли фильмы, которые и поныне составляют его золотой фонд, являются крупнейшими достижениями искусства советского реализма.

По-своему уникальным явлением в мировом киноискусстве  стал советский кинематограф для детей и юношества. Постоянное внимание коммунистической партии к делу коммунистического воспитания подрастающего поколения, грандиозная программа эстетического образования, существование киностудии, специально выпускающей фильмы для детей, участие в создании таких фильмов ведущих мастеров – все это обусловило ту заметную роль, какую играет  детское кино в духовной жизни нашего общества.

Всякое киноискусство  отражает свое время. Именно в эти  годы сформировались как самостоятельные  явления «школьный фильм» и «молодежный  фильм», становился более сложным  художественный мир этих лент.

Сколько бы лет нам  ни было, 1 сентября всегда вспоминается школа. Учителя, переменки, контрольные, первая любовь, первые победы и поражения. Так кто они - учителя? И какими качествами должны обладать, чтобы  навсегда остаться в сердцах своих  учеников? Эти вопросы будут стоять всегда, независимо от времени и эпохи. Этим и объясняется актуальность темы курсовой работы.

Вспомним наши любимые  фильмы о школе. Фильмы, на которых  выросли целые поколения. Для  людей постарше - это воспоминания детства и юности. А для совсем молодых - отличный повод посмотреть хорошее кино, расширить свой кругозор и насладиться игрой великолепных актеров. Наша задача – проследить, как влияет на кино то время, в которое оно создается. Каким было кино в 60-е -80-е годы XX века?  Как кино влияло на сознание людей, на их восприятие той, совсем недавней эпохи, в которую мы  жили? 

Исходя из этого, были обозначены цели курсовой работы – охарактеризовать проблемы педагогики, нравственности во взаимоотношениях «воспитателя» и «воспитанника», взаимоотношениях поколений в целом и проследить как менялся образ учителя в кино с течением времени?

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить источники по данной теме;
  • выделить особенности советского кинематографа в 60-е - 80-гг;
  • более детально описать жанрово-тематическую систему фильмов о школе в этот период.
  • сделать выводы о влиянии времени создания кино на его содержание и о роли кино в жизни человека.

Территориальные рамки работы не ограничиваются каким-то отдельным регионом страны, т. к. рассматриваемые события и тенденции имели общегосударственное значение.

Базу источников исследования составили два типа исторических источников – письменные и визуальные. В работе использовались различные виды письменных источников: как материалы периодической печати, так и публицистические произведения. Важную роль в исследовании сыграла работа с визуальными источниками – кинофильмами 1960 – 1980-х гг. Фильмы о школе всегда немного наивные. Это происходит не потому, что авторы кинокартин хотят сказать неправду или увести от насущных проблем, а потому что подавляющее большинство сценаристов и режиссёров по-прежнему видят школу с позиций учеников, пусть и бывших. Они верят в могущество учителя, хорошего или дурного - не суть важно. Сложность работы с визуальными материалами, созданными в это время, заключается в том, что необходимо учитывать социально-исторический контекст и пытаться смотреть на них глазами зрителя того времени.

Приемы, которыми мы руководствовались в курсовой работе, следующие: обращение к рецензиям, анализ фильмов тех лет, по возможности их просмотр.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                

Глава 1. Развитие советской школы  в 1960-1980-е годы  XX века

1.1. 19-й съезд КПСС

 

 

  По  окончании войны основными задачами  в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразовательные школы в городах и районах, освобожденных от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране, 19-й съезд КПСС (1952 г.) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных промышленных и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего среднего образования в остальных городах и сельской местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962. Значительно расширилась сеть школ, дающих молодёжи среднее образование без отрыва от производства. Перспективы развития народного просвещения наметил 22-й съезд КПСС (1961) в новой Программе партии1.  

Большое значение для общеобразовательной школы в условиях развитого социалистического общества имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973).

1.2. 25-й съезд КПСС

 

25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.   

Динамика развития школьного образования  характеризуется данными, приведёнными в табл. 2 (см. приложение).   

В соответствии с Уставом средней  общеобразовательной школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1 - 3-х классов, 8-летние школы в составе 1 - 8-х классов и средней школы в составе 1 - 10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования. Срок обучения в средних школах 10 лет; в школах Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР продолжительность обучения составляет 11 лет.  

Сеть общеобразовательных  школ включает также средние школы  с производственным обучением, средние школы с углублённым изучением отдельных предметов, школы-интернаты, средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, специальные школы. 

 Школы с производств,  обучением и школы с углублённым теоретическим и практическим изучением отдельных предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их профессиональной ориентации. Объём общеобразовательных знаний в этих школах соответствует требованиям единых учебных планов и программ. 

Общеобразовательные школы  с продлённым днём имеют целью  дальнейшее развитие общественного  воспитания учащихся. Это перспективный  путь совершенствования системы  общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7,3 млн. учащихся.

Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего  развития учащихся из семей, не имеющих  необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2,2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777,6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.  

Для детей и подростков, нуждающихся  в длительном лечении, имеющих недостатки в физическом развитии (глухие и  слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. учащихся).

Средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, как правило, в составе 8-11-х классов создаются для рабочих, колхозников и служащих, которые по тем или иным причинам не смогли получить среднее (а в отдельных случаях 8-летнее) образование. Эти школы имеют 2 формы обучения  -  вечернюю (сменную) и заочную. За годы 9-й пятилетки (1971-75) в них получило среднее образование 3,4 млн. чел., что составляет немногим более1/окончивших общеобразовательные школы всех видов.

 Учебный год во  всех общеобразовательных школах  страны начинается 1 сентября и заканчивается в 1-7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9-10(11)-х классах 25 июня. Учебный год делится на учебные четверти: 1-я  - с 1 сентября по 4 ноября, 2-я  -  с 10 ноября по 29 декабря, 3-я - с 11 января по 23 марта, 4-я - с 1 апреля до конца учебного года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние).  

В типовом учебном  плане школы допускается следующее  максимальное количество обязательных учебных часов в неделю: в 1-4-х  классах - 24 ч, в 5-8-х классах - 30 ч и для 9-10 (11)-х классов - 32 ч. В 10-летних школах с нерусским языком обучения допускается увеличение недельной учебной нагрузки на 2-3 ч. 

 Основная форма  организации учебно-воспитательной  работы в школе - урок продолжительностью в 45 мин. В процессе обучения и воспитания применяются разнообразные виды самостоятельной работы школьников, лабораторно-практические занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно-опытном участке, в ученической производственной бригаде, а также производственная практика на предприятиях, в колхозах и т. д.  

Знания учащихся по большинству  учебных предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение  оценивается как «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отдельных союзных республиках в среднем и старшем концентрах школы введены переводные экзамены из класса в класс. Лица, окончившие 8 классов, получают свидетельство о 8-летнем образовании, дающее право на поступление в 9-й класс общеобразовательных школ, в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения; окончившим среднюю школу выдаётся аттестат о среднем образовании. Учащиеся школ, достигшие значит. успехов по всем учебным предметам и активно участвующие в общественной жизни школы, награждаются похвальными листами; учащиеся, достигшие особых успехов по отдельным предметам - похвальной грамотой «3а особые успехи в изучении отдельных предметов»; особо отличившиеся выпускники средней школы -  золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение»2.

 

 

 

 

1.3. 8-я и 9-я пятилетки

 

За годы 8-й и 9-й пятилеток (1966 - 75) в соответствии с постановлениями партии и правительства проведена реформа содержания среднего образования: разработаны и внедрены новые научно обоснованные программы и учебники, учитывающие достижения современной науки, культуры, экономики и социального прогресса и вместе с тем освобожденные от излишней детализации и второстепенного материала, установлено начало систематического преподавания основ наук с 4-го года обучения, учебные планы школ изменены в направлении более рационального соотношения гуманитарного и естественно-математических циклов дисциплин, преодоления чрезмерного концентризма в обучении основам наук и правильного размещения учебного материала по годам обучения. В целях дальнейшего развития всесторонних интересов и способностей школьников, начиная с 7-х классов, проводятся факультативные занятия по выбору. Учитывая важность овладения современной техникой, во многих школах введено изучение автодела, сельскохозяйственных машин. Школы оснащаются современным оборудованием, приборами, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями. В учебном процессе больше внимания стало уделяться использованию лабораторно-практических занятий, политехнических практикумов, опытничества, летним практическим работам. Создаются межшкольные многопрофильные учебно-производственные комбинаты. 

Важнейшие задачи современной советской  школы - формирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание учащихся в духе высокой коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. В школах повышается идейно-воспитательная направленность уроков и бесед классных руководителей, активизирована деятельность комсомольских и пионерских организаций школ и ученического самоуправления.

 Историческая победа  ленинской политики КПСС в  области развития народного образования  состоит в том, что в основном завершен переход ко всеобщему среднему образованию. В 1975 97% выпускников 8-х классов поступили в учебные заведения, дающие среднее образование.  

За годы Советской власти создана  система подготовки и повышения  квалификации учительских кадров. В 1975 подготовка учителей и воспитателей велась в 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах, а также в 65 университетах. В 1975 в общеобразовательных школах работало 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя 4-10(11)-х классов в абсолютном большинстве имеют высшее педагогическое или университетское образование; из учителей начальных классов каждый 5-й окончил педагогический институт. Для повышения квалификации педагогических кадров создана сеть методических учреждений, в том числе 186 институтов усовершенствования учителей и свыше 4,5 тыс. методических кабинетов.

Информация о работе Кино о советской школе