Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:46, курсовая работа
Цели курсовой работы – охарактеризовать проблемы педагогики, нравственности во взаимоотношениях «воспитателя» и «воспитанника», взаимоотношениях поколений в целом и проследить как менялся образ учителя в кино с течением времени?
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить источники по данной теме;
• выделить особенности советского кинематографа в 60-е - 80-гг;
• более детально описать жанрово-тематическую систему фильмов о школе в этот период.
• сделать выводы о влиянии времени создания кино на его содержание и о роли кино в жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В 1960-1980-Е ГОДЫ XX ВЕКА 6
1.1. 19-Й СЪЕЗД КПСС 6
1.2. 25-Й СЪЕЗД КПСС 7
1.3. 8-Я И 9-Я ПЯТИЛЕТКИ 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ В 60-Е – 80-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ 14
2.1. СОВЕТСКОЕ КИНО ДО РЕФОРМЫ 1954 Г. 14
2.2. 60 - 70-Е ГОДЫ 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ШКОЛЬНОГО КИНО» И ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ 18
3.1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ УЧИТЕЛЬ 18
3.2. УЧИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ 19
3.3. УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Кинематограф играет важную роль в жизни общества. Относительно молодой способ передачи информации и идей быстро завоевал своё место в ряду искусств, развлечений и методов пропаганды. А развитие телевидения, цифровых технологий и сети Интернет делает это влияние всеобъемлющим, донося «движущееся изображение» в том или ином виде практически в каждый дом. В обществах и государствах тоталитарного типа кинематограф является неотъемлемой частью системы идеологического воздействия.
В ХХ веке кино было признано советскими лидерами самым массовым из искусств. Во все время своего существования оно играло значительную роль в жизни страны. Уже после войны, в конце 50-х – в 60-е годы в историю советского многонационального кинематографа вошли фильмы, которые и поныне составляют его золотой фонд, являются крупнейшими достижениями искусства советского реализма.
По-своему уникальным явлением в мировом киноискусстве стал советский кинематограф для детей и юношества. Постоянное внимание коммунистической партии к делу коммунистического воспитания подрастающего поколения, грандиозная программа эстетического образования, существование киностудии, специально выпускающей фильмы для детей, участие в создании таких фильмов ведущих мастеров – все это обусловило ту заметную роль, какую играет детское кино в духовной жизни нашего общества.
Всякое киноискусство отражает свое время. Именно в эти годы сформировались как самостоятельные явления «школьный фильм» и «молодежный фильм», становился более сложным художественный мир этих лент.
Сколько бы лет нам ни было, 1 сентября всегда вспоминается школа. Учителя, переменки, контрольные, первая любовь, первые победы и поражения. Так кто они - учителя? И какими качествами должны обладать, чтобы навсегда остаться в сердцах своих учеников? Эти вопросы будут стоять всегда, независимо от времени и эпохи. Этим и объясняется актуальность темы курсовой работы.
Вспомним наши любимые фильмы о школе. Фильмы, на которых выросли целые поколения. Для людей постарше - это воспоминания детства и юности. А для совсем молодых - отличный повод посмотреть хорошее кино, расширить свой кругозор и насладиться игрой великолепных актеров. Наша задача – проследить, как влияет на кино то время, в которое оно создается. Каким было кино в 60-е -80-е годы XX века? Как кино влияло на сознание людей, на их восприятие той, совсем недавней эпохи, в которую мы жили?
Исходя из этого, были обозначены цели курсовой работы – охарактеризовать проблемы педагогики, нравственности во взаимоотношениях «воспитателя» и «воспитанника», взаимоотношениях поколений в целом и проследить как менялся образ учителя в кино с течением времени?
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Территориальные рамки работы не ограничиваются каким-то отдельным регионом страны, т. к. рассматриваемые события и тенденции имели общегосударственное значение.
Базу источников исследования составили два типа исторических источников – письменные и визуальные. В работе использовались различные виды письменных источников: как материалы периодической печати, так и публицистические произведения. Важную роль в исследовании сыграла работа с визуальными источниками – кинофильмами 1960 – 1980-х гг. Фильмы о школе всегда немного наивные. Это происходит не потому, что авторы кинокартин хотят сказать неправду или увести от насущных проблем, а потому что подавляющее большинство сценаристов и режиссёров по-прежнему видят школу с позиций учеников, пусть и бывших. Они верят в могущество учителя, хорошего или дурного - не суть важно. Сложность работы с визуальными материалами, созданными в это время, заключается в том, что необходимо учитывать социально-исторический контекст и пытаться смотреть на них глазами зрителя того времени.
Приемы, которыми мы руководствовались в курсовой работе, следующие: обращение к рецензиям, анализ фильмов тех лет, по возможности их просмотр.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
По
окончании войны основными
Большое значение для общеобразовательной школы в условиях развитого социалистического общества имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973).
25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.
Динамика развития школьного образования характеризуется данными, приведёнными в табл. 2 (см. приложение).
В соответствии с Уставом средней
общеобразовательной школы (
Сеть общеобразовательных школ включает также средние школы с производственным обучением, средние школы с углублённым изучением отдельных предметов, школы-интернаты, средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, специальные школы.
Школы с производств,
обучением и школы с углублённы
Общеобразовательные школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие общественного воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7,3 млн. учащихся.
Школы-интернаты обеспечивают
благоприятные условия для
Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физическом развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. учащихся).
Средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, как правило, в составе 8-11-х классов создаются для рабочих, колхозников и служащих, которые по тем или иным причинам не смогли получить среднее (а в отдельных случаях 8-летнее) образование. Эти школы имеют 2 формы обучения - вечернюю (сменную) и заочную. За годы 9-й пятилетки (1971-75) в них получило среднее образование 3,4 млн. чел., что составляет немногим более1/4 окончивших общеобразовательные школы всех видов.
Учебный год во
всех общеобразовательных
В типовом учебном
плане школы допускается
Основная форма
организации учебно-
Знания учащихся по большинству
учебных предметов определяются
по 5-балльной системе, а поведение
оценивается как «примерное», «удовлетворительное»
и «неудовлетворительное». В 8-х и
10(11)-х классах устанавливают
За годы 8-й и 9-й пятилеток (1966 - 75) в соответствии с постановлениями партии и правительства проведена реформа содержания среднего образования: разработаны и внедрены новые научно обоснованные программы и учебники, учитывающие достижения современной науки, культуры, экономики и социального прогресса и вместе с тем освобожденные от излишней детализации и второстепенного материала, установлено начало систематического преподавания основ наук с 4-го года обучения, учебные планы школ изменены в направлении более рационального соотношения гуманитарного и естественно-математических циклов дисциплин, преодоления чрезмерного концентризма в обучении основам наук и правильного размещения учебного материала по годам обучения. В целях дальнейшего развития всесторонних интересов и способностей школьников, начиная с 7-х классов, проводятся факультативные занятия по выбору. Учитывая важность овладения современной техникой, во многих школах введено изучение автодела, сельскохозяйственных машин. Школы оснащаются современным оборудованием, приборами, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями. В учебном процессе больше внимания стало уделяться использованию лабораторно-практических занятий, политехнических практикумов, опытничества, летним практическим работам. Создаются межшкольные многопрофильные учебно-производственные комбинаты.
Важнейшие задачи современной советской школы - формирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание учащихся в духе высокой коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. В школах повышается идейно-воспитательная направленность уроков и бесед классных руководителей, активизирована деятельность комсомольских и пионерских организаций школ и ученического самоуправления.
Историческая победа
ленинской политики КПСС в
области развития народного
За годы Советской власти создана система подготовки и повышения квалификации учительских кадров. В 1975 подготовка учителей и воспитателей велась в 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах, а также в 65 университетах. В 1975 в общеобразовательных школах работало 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя 4-10(11)-х классов в абсолютном большинстве имеют высшее педагогическое или университетское образование; из учителей начальных классов каждый 5-й окончил педагогический институт. Для повышения квалификации педагогических кадров создана сеть методических учреждений, в том числе 186 институтов усовершенствования учителей и свыше 4,5 тыс. методических кабинетов.