Кино о советской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – охарактеризовать проблемы педагогики, нравственности во взаимоотношениях «воспитателя» и «воспитанника», взаимоотношениях поколений в целом и проследить как менялся образ учителя в кино с течением времени?
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить источники по данной теме;
• выделить особенности советского кинематографа в 60-е - 80-гг;
• более детально описать жанрово-тематическую систему фильмов о школе в этот период.
• сделать выводы о влиянии времени создания кино на его содержание и о роли кино в жизни человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В 1960-1980-Е ГОДЫ XX ВЕКА 6
1.1. 19-Й СЪЕЗД КПСС 6
1.2. 25-Й СЪЕЗД КПСС 7
1.3. 8-Я И 9-Я ПЯТИЛЕТКИ 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ В 60-Е – 80-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ 14
2.1. СОВЕТСКОЕ КИНО ДО РЕФОРМЫ 1954 Г. 14
2.2. 60 - 70-Е ГОДЫ 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ШКОЛЬНОГО КИНО» И ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ 18
3.1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ УЧИТЕЛЬ 18
3.2. УЧИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ 19
3.3. УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

Кино о советской школе - курс3.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 За выдающиеся успехи  в области коммунистического  воспитания учителям присваивается  почётное звание заслуженного  учителя школы республики. Работники  органов народного образования,  учителя, особо отличившиеся в обучении и воспитании подрастающего поколения, награждаются медалью Н. К. Крупской. Нагрудным значком «Отличник просвещения СССР» награждаются лучшие учителя, воспитатели и другие работники учреждений министерства просвещения СССР за большие успехи в области народного образования и активное участие в общественно-политической жизни. С 1975 введены профессионального звания старшего учителя и учителя-методиста, присваиваемые лучшим учителям. «Народный учитель - гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека»3. Забота об улучшении материального положения учителей отражена в многочисленных постановлениях партии и правительства. К началу 1977 среди учителей имеется 83 Героя Социалистического Труда, свыше 280 тыс. награждены орденами и медалями СССР, 35 тыс. носят звание заслуженного учителя школы4.   

Постоянно укрепляется  учебно-материальная база школ. За 1918-70 за счёт государственных и кооперативных  предприятий и организаций (без  колхозов) введены в действие почти 98 тыс. школ на 31,7 млн. ученических мест. Колхозы страны только за 1946 - 70 построили 59 тыс. общеобразовательных школ на 8 млн. ученических мест. За годы 9-й пятилетки вошло в строй ещё более 16 тыс. новых школ, в том числе около 13 тыс. в сельской местности. В каждой союзной и автономной республике издаётся необходимое количество учебников и учебных пособий. Ежегодно издаётся на языках народов СССР свыше 2 тыс. наименований школьных учебников тиражом свыше 300 млн. экз. В библиотеках средней школ созданы фонды учебной и методической литературы, достигшие почти 100 млн. экз. 

В 1966 образовано союзно-республиканское  Министерство просвещения СССР. Для всестороннего учёта национальных особенностей в союзных республиках при Министерстве просвещения СССР учрежден Совет по вопросам средней общеобразовательной школы, в который входят министры просвещения (нар. образования) всех союзных республик. При Министерстве просвещения СССР создана Академия педагогических наук СССР. Издаются журнал «Народное образование», научно-методические журналы, «Учительская газета» (орган Министерства просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений).

В союзных и автономных республиках непосредственное руководство  и управление народным образованием осуществляют министерства просвещения (народного образования), в краях, областях, округах, городах и районах - соответствующие отделы народного образования. Республиканские и местные органы народного образования имеют свои научно-исследовательские учреждения, институты усовершенствования учителей, методические кабинеты, педагогические периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие и идейное содержание кинематографа в России в 60-е – 80-е годы XX столетия

2.1. Советское кино до реформы 1954 г.

 

Советское кино прямо,  непосредственно взаимодействует с жизнью миллионов людей, активно формируя их мировоззрение.  В этот период неизменно вырос культурный уровень советских людей. Изменились и их требования к киноискусству. С другой стороны, и сам кинематограф постоянно совершенствовал свои выразительные средства, технические возможности, накапливал творческий опыт, не только отвечая духовным потребностям массовой аудитории, но и формируя их. Взаимоотношения между кино и зрителем существенно усложнились, как усложнились и сами функции кинематографа в современном обществе. Но неизменными остаются его активная жизненная позиция, его стремление реально участвовать в поступательном движении эпохи. Эти черты советского кино являются «основой его традиции, они обусловливают  непрерывность и целеустремленность всего кинопроцесса»5.

Описываемый этап советского киноискусства с особой наглядностью выявил и жизненность традиций, их неисчерпаемость и неповторимость особенностей развития в период, когда сама роль кинематографа в жизни общества становится все более многосторонней и ответственней. Это было особенно важно для успешного развития советского кинематографа. Повышение действенности кинопроизведений было бы невозможно без укрепления самых тесных, активных контактов киноэкрана с его многомиллионной аудиторией. Рассматриваемый период отмечен особым вниманием советского киноведения и кинокритики к вопросам социологии, жанров, «интересности» фильмов для зрителя и, конечно – в первую очередь – к проблеме героя, отражающего важнейшие черты своего времени.

Вместе с тем кинокритика  обращала внимание и на недостатки, идейно-художественные просчеты. Нередко  они были связаны с разработкой  приключенческой, морально-нравственной темы, с неудачами в области  детских и музыкальных фильмов. Наряду, с яркими, подлинно творческими экранизациями классики русской и мировой литературы были созданы в кино и на телевидении экранизации, искажающие или деформирующие литературное произведение.

Далеко не всегда идейно-художественный уровень фильмов так называемого  кинопотока соответствовал возросшим требованиям и вкусам современного зрителя: выходили картины и слабые, облегченно трактующие серьезные жизненные вопросы, откровенно использующие знакомые сюжеты.

Освещая школьную тематику нельзя сказать, что эта тема особенно волновала режиссеров, да, наверное, и политическую элиту, создававшую спрос на кинопроизведения, на заре кинематографа в России – в 20-30-е гг. По-настоящему она была поднята лишь в конце 40-х гг. фильмами типа «Первая учительница», «Первоклассница», «Сельский учитель» и т.д. На сегодняшний день они выглядят несколько анахронично – заметно идеалистичны и не представляют из себя сколько-нибудь адекватной картины не то что в современной, но, думается, и в школе того времени. Сегодня их можно рассматривать разве что как некий почти абстрактный идеал, к которому необходимо стремиться, но проблемы школы они не обозначали.

 

 

2.2. 60 - 70-е годы

 

Другое дело, 60-е гг., когда была задумана и воплощена серьезная реформа системы образования. И вот здесь педагог выходит на первый план уже как более серьезный объект исследования, а дети представляются не пластилином, из которого можно вылепить все, что угодно этой системе и преподавателю как ее части, а личности, к которым требуется особый подход. Своеобразную планку задал фильм «Друг мой Колька», где показана история хулигана Кольки Снегирева, к которому далеко не все педагоги смогли найти подход. Именно здесь возникли несколько ходульные, но все же противоположные (в смысле неодинаковые) образы педагогов, среди которых и совсем уж правильный директор и энтузиаст-шофер (в исполнении Анатолия Кузнецова – будущего бойца Сухова из «Белого солнца пустыни») и негативный образ пионервожатой, которая пытается «всех под одну гребенку», не пытаясь понять, что же нужно детям. Своеобразным апофеозом этого образа стал товарищ Дынин, требовавший от детей дисциплины в работе Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», правда, показанный не в агитационно-пропагандистском стиле, а в сатирическом. Во многом именно эти фильмы сформулировали проблемы советской школы в теме соотношение свобода-несвобода в педагогическом процессе.

Другой темой кинематографа  стал особый мир подростков и юношества, облагороженный первой любовью, часто  встречавшей непонимание взрослых – как родителей, так и учителей. Большой переполох в тогдашнем пед.сообществе вызвал фильм Юлия Райзмана «А если это любовь?», где юные герои встречают жестокое отношение взрослых к чувствам первой любви (своеобразным продолжением этой темы стала популярная картина «Вам и не снилось», из этой же серии «Когда я стану великаном» с молодым Михаилом Ефремовым). Еще одним фильмом, попытавшимся раскрыть эту тему, стал «Школьный вальс», где речь идет о любовном треугольнике старшеклассников, в рамках которого одна из героинь (школьница, напоминаю) забеременела и… родила. Такая история у многих и в наши дни могла бы вызвать шок, а в 70-е этот шок был, наверное, еще заметнее.

Менее спорными, но не менее  конфликтными стали фильмы о спорах между «физиками» и «лириками»6 в школе. Самым известным из таких стал «Розыгрыш» Владимира Меньшова, обозначивший как конфликт внутри поколения старшеклассников (рационализм или высокие моральные принципы), так и межпоколенческий между учениками и учителями, которые пытаются, однако, еще найти компромисс. В более позитивном ключе (хотя и «Розыгрыш» фильм отнюдь не злой) попыталась решить этот спор картина «Расписание на послезавтра» о физико-математической школе, куда пришел работать новый учитель литературы (Маргарита Терезова).

Наверное, поэтому следующим  и закономерным этапом в развитии темы стало отображение уже не столько мира педагогов (хотя и не без этого), сколько мира подростков. 80-е гг. подняли на щит старую проблему «отцов и детей» в новом ценностном отображении. Таковы фильмы Динары Асановой («Ключ без права передачи», «Пацаны», «Не болит голова у дятла» и др.), «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова, в какой-то степени (хоть и не про школу) «Курьер» Карена Шахназарова. Наконец, «Чучело» Ролана Быкова – фильм о детской жестокости, по поводу которого сломано было немало копий – «Такого не может быть, потому что не может быть никогда!» Тем не менее, сегодня это классика. И тем не менее,  все мы обожаем советские фильмы, пусть с пафосом, пусть с ярой пропагандой, но это такое мастерство!!!

 

Глава 3. Особенности развития «школьного кино» и эволюция образа учителя

3.1. Дореволюционный учитель

 

Показательна  сама частота появления этого  образа в кинематографе.  В период с 1920-х по начало 50-х учителя на экране можно было встретить не часто и почти всегда в определённой трактовке. Мы смогли вспомнить всего несколько фильмов: «Юность Максима», «Депутат Балтики», «Путёвка в жизнь», «Сельская учительница».

В «Юности Максима» (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934 г.) это  эпизод, в котором учительница, ставшая впоследствии (весьма символически) подругой лавного героя и не только по революционной борьбе, весьма энергично, с омощью учебного материала обосновывает необходимость этой самой борьбы.

Пластически молодая  учительница совпадает с представителями рабочей среды, во всяком случае, никак им не противопоставлена (в отличие от городовых, шпиков, горожан и т.п.) и, наоборот, отличается от образа светской барышни, институтки, который мог присутствовать в сознании зрителей того времени. Её единственное отличие – в образовании, с помощью которого она «вырывает» революционную истину из непробудившегося сознания (буквально ударяя по столу рукой) взрослых учеников. Преподаваемая ею «социальная арифметика»7 оказалась выше совместного чтения Маркса,  которое тыгрывается в сцене отказа в убежище профессиональному революционеру со стороны его бывшего товарища, а ныне университетского профессора в роскошной шубе. По мысли создателей фильма, без классовой составляющей абстрактное образование приносит только вред.

Похожая тема звучит и в ленте «Депутат Балтики» (реж. И. Хейфиц, А. Зархи, 1937 г.). Здесь речь идёт не о простом учителе, а об известном учёном. Его облик как будто срисован с привычных представлений об университетском профессоре, как о рассеянном, не от мира сего, но лукавом и живом старичке, этаком Паганеле (в нашем кинематографе роли профессора Полежаева и Паганеля исполняет один и тот же актёр – Н. Черкасов) или докторе Гаспаре из «Трёх толстяков». Полежаев порывает со своим учеником и вообще со своей средой, чтобы обрести неожиданную востребованность среди революционно настроенных матросов. Очевидна тема интеллигенции, пришедшей на службу к новой власти, их взаимное оплодотворение и совместное, по крайней мере, социальное творчество.

3.2. Учитель-воспитатель

 

Учитель-воспитатель из фильма «Путёвка в жизнь» (реж. Н. Экк, 1931 г.) уже не имеет никакого отношения к дореволюционной интеллигенции и, по сути, сам плоть от плоти, так сказать, объекта воспитания. Это подчёркнуто всеми жестовыми характеристиками героя, а также его постоянной готовностью рименить насилие. Единственный воспитательный инструмент в  его руках не образование, что, может быть, и оправдано по отношению к беспризорникам, а принудительный, но радостный и созидательный труд.

Забегая вперёд, отметим, что в кинофильме 60-х  годов «Республика ШКИД» реализуется похожая ситуация. Те же беспризорники, то же насилие («Завтракать будете в ужин»). Есть и буза, но прекращается она не в результате предложения, от которого трудно отказаться, а в результате некоего договора.

Понимание описываемой среды усложняется. С одной стороны, выступает

учительский коллектив, причём директор школы визуально  полностью соответствует стандартному пониманию образа Учителя не из социально близкой среды, а того, дореволюционного (не соответствующего таким стандартам псевдоучителя, потерявшего своё достоинство и заигрывающего с учениками он изгоняет). С другой стороны – своеобразно редуцированная до «кодлы» монархия во главе с Купой Купычем Гениальным и обладающими реальной властью подручными со своими «шестёрками» (сцена с кражей хлеба), идеологами и т.п. Чтобы обеспечить порядок, учитель договаривается с верхушкой. Любопытно, но социологи доказали, что в случае ликвидации верхушки, в обстановке, казалось бы, абсолютного равноправия остальных членов камеры или других замкнутых пространств – казармы, зоны и т.п. – тотчас же появлялся «пахан», «ближний круг» и т.д., и иерархия стаи возобновлялась. Это прекрасно знают и используют начальники тюрем, колоний, армейских подразделений. Знал это и учитель республики ШКИД. Возвращаясь к кинематографу эпохи жёсткого тоталитаризма, можно отметить, что к концу периода образ учителя начинает освобождаться от каких- либо «обязательств» перед дореволюционным прошлым или испытывать какие-нибудь неудобства от своего социального положения.  Знания и образование рассматривались, в известной мере, как абсолютные ценности без особенного педалирования классовой составляющей. Учитель становился представителем трудовой интеллигенции, несмотря на «прослоечный» характер, частью советского народа, и в силу этого нёс свою долю правды в общую копилку пролетарской истины. Такова, например, героиня фильма

Информация о работе Кино о советской школе