Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС.docx

— 175.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный  педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы  организации профессиональной деятельности»

На тему:

"Компетенции  преподавателя ССУЗ в соответствии  со ФГОС"

выполнила студентка группы 915 М

Е.Б Лаздовская

проверил преподаватель:

доктор педагогических наук,

доцент кафедры Педагогических технологий

В.В.Юдин

Ярославль

2012

 

содержание

Введение  3

Введение 3

Основная часть 5

Понятие компетенции и  компетентности 5

Основные характеристики, которыми должен обладать 
компетентный преподаватель для успешного внедрения 
ФГОС 3 поколения 7

Основные критерии для  оценки компетенций 18

Заключение 29

Список используемой литературы 30

 

 

Введение

Среднее профессиональное образование  представляет собой важное звено  в подготовке специалистов для промышленного  производства и решения важных государственных  задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных  учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть  определяющую роль в формировании высокопрофессионального  кадрового резерва. От них прямо  зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».

Из этого следует, что  качественный состав преподавателей средних  специальных учебных заведений  – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Готовность выпускников  средних специальных учебных  заведений, в том числе и Рыбинского полиграфического колледжа, к трудовой деятельности, соответствие выпускников  колледжа требованиям общества и  работодателя зависит от компетентности преподавателя, от сформированных профессионально-педагогических компетенций.

Темой данного реферата является «Компетенции преподавателя ССУЗ в  соответствии со ФГОС».

Основным инструментом социализации и профессионализации человека в  обществе является образование, в том  числе профессиональное. Содержательность образования выражается в принятых на государственном уровне стандартах образовательных программ.

В рамках модернизации современного образования для оценки всего  комплекса образовательных стандартов, программ, технологий используется важное понятие - «качество образования» [1]. Подход к пониманию качества образования  можно представить в виде следующей  последовательности: носитель знаний - передача знаний - получатель знаний - восприимчивость методик передачи знаний - фундаментальность знаний - востребованность полученных знаний - получение новых знаний.

Ключевой фигурой качества образования  является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который  передает эти знания с помощью  различных методик обучающимся  в процессе реализации всех ступеней обучения.

В настоящее время в рамках модернизации российского образования, одной  из важных задач профессионального  обучения в высших учебных заведениях страны является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей [2]. Смена педагогической парадигмы создает условия для  переориентации профессионального  сознания преподавателя на признание  приоритетным основанием деятельности способности уважать личность ученика, его право на ценностное самоопределение. Современное модернизируемое образование сейчас как никогда нацелено на личность обучаемого.

Стоит отметить, что профессиональная компетентность педагога – это способность  педагога к осуществлению своей  профессиональной деятельности [3].

Профессиональная компетентность преподавателя выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся, формированием общечеловеческих ценностей. Для этого сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом.

Цель данной работы:

  • разобраться, для себя, что такое компетенция преподавателя;
  • определить какими основными характеристиками и качествами должен обладать компетентный преподаватель для  успешного внедрения ФГОС III поколения;
  • провести исследование компетенций, как подготовительный этап к выполнению курсовой работы по теме "Внедрение БРС, как мотивация деятельности преподавателя"

Задачи исследования:

  • дать определение термину «компетенция» и "компетентность";
  • описать основные характеристики, которыми должен обладать компетентный преподаватель для  успешного внедрения ФГОС III поколения;
  • описать основные качества, которыми должен обладать компетентный преподаватель для успешного внедрения ФГОС III поколения;
  • выработать и систематизировать основные критерии для оценки компетенций для подготовки материала к курсовой работе по теме "Внедрение БРС, как мотивация деятельности преподавателя.

Выбор темы так же можно обосновать тем, что данная информация для меня является в некотором роде новой, так как мое образование было не педагогической направленности.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие компетенции  и компетентности

«Компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе» (Klemp, 1980).

- Компетенция способность, отражающая необходимые стандарты поведения.

- Способность, необходимая  для решения рабочих задач  и для получения необходимых  результатов работы, чаще всего  определяется как компетентность.

В настоящее время отсутствует  однозначное понимание понятий  «компетенция» и «компетентность» и  часто  эти понятия используются  в одном контексте. Познакомившись с трудами  педагогов я для себя разделила эти понятия следующим образом:

Под компетентностью я  понимаю  совокупность качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), а под компетентностью – владение  человеком соответствующей компетенцией.

По новым образовательным  стандартам задача педагогов  как раз  формировать ключевые и предметные компетентности.

Целью современного образования  является подготовка конкурентоспособных  специалистов, способных системно мыслить  и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми компетенциями, а значит быть компетентным.

Очевидно, что компетентность неразрывно связана  со знаниями, умениями и навыками но вместе с тем является более широким понятием. В отличие от знания компетентность предполагает не просто владение информацией, а возможность ее применения в деятельности. Применение к решению задач различного рода отличает компетентность от умений. Возможность однозначно действовать в различных ситуациях, в том числе нестандартного характера, показывает отличие компетентности от навыков. Исследователи придерживаются мнения о синтезе когнитивной, предметно-практической, мотивационной, ценностной и личностной составляющих данного понятия.

Наряду с неопределенностью  относительно определения категорий  «компетентность» и «компетенция», открытым остается вопрос относительно выделения ключевых компетенций. Их количество у различных авторов  варьируется от 3 до 140.

Наиболее комплексная  классификация проведена И.А. Зимней. Она осуществлена на основе категории  деятельности, в связи с чем, приобретает  свою особую значимость.

Автор выделяет три группы компетенций:

1) компетенции, относящиеся  к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетенции, относящиеся  к социальному взаимодействию  человека и социальной среды;

3) компетенции, относящиеся  к деятельности человека.

В каждой группе выделено несколько  видов компетенций.

В первую группу включены компетенции:

  • здоровьесбережения;
  • ценностно-смысловой ориентации в Мире;
  • интеграции;
  • гражданственности;
  • самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
  • смысл жизни;
  • профессиональной развитие;
  • языковое и речевое развитие;
  • овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Вторая группа содержит компетенции:

  • социального взаимодействия;
  • общения.

Третья группа включает компетенции:

  • деятельности;
  • познавательной деятельности;
  • информационных технологий.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод - КОМПЕТЕНЦИЯ - это рабочее поведение, значимое для эффективного выполнения  работы организации в целом, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности. Компетенция - это область ответственности и определенная область полномочий. Нередко понятие компетенция на практике смешивается с понятием КОМПЕТЕНТНОСТЬ. В терминах тестологии "компетенцию" удобно интерпретировать как название шкалы, а 'компетентность' - как уровень на шкале или область действия компетенции в рабочей деятельности.

Что касается соотношения  понятий «компетенции/компетентности»  с образовательными результатами, то, учитывая современные цели образовательного процесса (не только получение знаний, но и обеспечение вхождения человека в социальный мир), именно формирование определенных компетенций/компетентностей  и является единственно желаемым результатом образования в целом

 

Основные характеристики, которыми должен обладать компетентный преподаватель для  успешного  внедрения ФГОС III поколения

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования  основными целями профессионального  образования являются:

  • подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда;
  • компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности;
  • способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В числе важнейших направлений  деятельности, нуждающихся в концентрации усилий, является работа с кадрами  педагогической квалификации.

На настоящем этапе  возникла необходимость в качественно  иной подготовке педагога, позволяющей  сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Все исследователи, изучавшие  природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый  и системный характер.

В российских психолого-педагогических исследованиях до последнего времени  преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции.

Были установлены сущностные признаки профессиональной компетентности:

  • уровень (диапазон) общей эрудиции;
  • широта и глубина усвоения знаний, необходимых современному преподавателю;
  • уровень специальных (профессиональных) умений, необходимых для решения типичных  или нестандартных задач;
  • уровень развития профессионально значимых ориентаций преподавателя-исследователя.

В современных условиях формирование профессиональной компетентности преподавателей в системе повышения квалификации является одним из фундаментальных  базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностно-смысловой  компонент) и специальных умений (деятельностный компонент).

Гносеологический  компонент профессиональной компетентности современного преподавателя включает:

Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС