Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат
Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.
Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Применение системно-
При проведении экспертной оценки профессиональной деятельности преподавателя, прежде всего, важно ответить на вопросы о том, по каким параметрам осуществляется оценка каждой из выделенных в соответствии с профессиональным стандартом компетенций.
Для удобства проведения экспертной
оценки в процессе аттестации в предлагаемом
экспертном листе параметры
В процессе экспертизы оценивается компетентность преподавателя в решении профессиональных задач. Для анализируется, что и как делает преподаватель, каких результатов он достигает. Информационными источниками могут служить: анализ урока, собеседование с аттестуемым преподавателем, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения и другие источники
5 – очень высокая степень
выраженности указанной в
4 - высокая степень выраженности
характеристики. Она часто проявляется
в педагогических ситуациях.
3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение преподавателя соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».
2 – слабая степень
выраженности характеристики. Она
редко проявляется в
1 - характеристика не
Для определения уровня квалификации педагога подсчитывается среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом
Таким образом, на основе обработки результатов определяется степень выраженности каждой из компетентностей и ее показателей по пятибалльной шкале.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ | ||
Эмпатийность и социорефлексия | ||
1. |
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса | |
2. |
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания | |
3. |
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе | |
4. |
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося | |
5. |
Умеет анализировать причины
поступков и поведения | |
Самоорганизованность | ||
6. |
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока | |
7. |
Рабочее пространство учителя хорошо организовано | |
8. |
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности | |
9. |
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации | |
10. |
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой | |
Общая культура | ||
11 |
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы | |
12 |
Поведение и внешний вид
учителя соответствуют | |
13 |
Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни | |
14 |
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении | |
15 |
Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи | |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся | ||
16 |
Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету | |
17 |
Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | |
18 |
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока | |
19 |
Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся | |
20 |
Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока | |
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | ||
21 |
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока | |
22 |
Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач | |
23 |
Умеет сформулировать критерии достижения целей урока | |
24 |
Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока | |
25 |
Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями | |
Умение вовлечь
обучающихся в процесс | ||
26 |
Умеет вовлечь обучающихся в процесс посановки целей и задач урока | |
27 |
Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения | |
28 |
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой | |
29 |
Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока | |
30 |
Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока | |
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности | ||
31 |
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету | |
32 |
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся | |
33 |
Демонстрирует успехи обучающихся родителям | |
34 |
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам | |
35 |
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех | |
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся | ||
36 |
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации | |
37 |
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета | |
38 |
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности | |
39 |
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке | |
40 |
Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. | |
Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся | ||
41 |
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся | |
42 |
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала | |
43 |
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий | |
44 |
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности | |
45 |
Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. | |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ | ||
46 |
Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации | |
47 |
Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы | |
48 |
Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы | |
49 |
Владеет современными методами преподавания | |
50 |
Обоснованно использует на
уроках современные информационно- | |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРЕДМЕТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ | ||
51 |
Хорошо знает преподаваемый предмет | |
52 |
Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей | |
53 |
При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) | |
54 |
В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов | |
55 |
Добивается высоких | |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
56 |
Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся | |
57 |
Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка | |
58 |
Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей | |
59 |
Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями | |
60 |
Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений | |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ | ||
Умение выбрать и реализовать образовательную программу | ||
61 |
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ | |
62 |
Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки | |
63 |
Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету | |
64 |
Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач | |
65 |
Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность | |
Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы | ||
66 |
Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов | |
67 |
Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество | |
68 |
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы | |
69 |
Выступает перед коллегами
с информацией о новых | |
70 |
Проводит обоснование
эффективности реализуемой | |
Умение принимать решения в педагогических ситуациях | ||
71 |
Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения | |
72 |
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни | |
73 |
Умеет аргументировать предлагаемые им решения | |
74 |
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов | |
75 |
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений | |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | ||
76 |
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог | |
77 |
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом | |
78 |
Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами | |
79 |
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. | |
80 |
Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину | |
Умение организовать учебную деятельность обучающихся | ||
81 |
Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать | |
82 |
Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности | |
83 |
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами | |
84 |
Умеет организовать обучающихся
для достижения запланированных
результатов учебной | |
85 |
Умеет организовать обучающихся
для поиска дополнительной информации,
необходимой при решении | |
Умение реализовать педагогическое оценивание | ||
86 |
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании | |
87 |
Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки | |
88 |
Применяет различные методы оценивания обучающихся | |
89 |
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся | |
90 |
Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. |
При проведении собеседования
с педагогом выявляются способы
осуществления педагогической деятельности
(скрытые моменты
Важной для экспертов является беседа с руководителем (представителями администрации образовательного учреждения) для корректировки оценочных суждений о тех аспектах деятельности педагога, которые носят ситуативный характер и могут не проявиться во время аттестации.
Это относится к оценке компетентности в области личностных качеств, работы с родителями, участия в разработке общешкольных программ и проектов, взаимодействия с коллегами и др.
Данная методика имеет определенные преимущества:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к анализу проблемы разработки компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС показывает важность данной проблемы и необходимость пристального внимания со стороны руководителей и инициаторов, так как от степени ее изученности во многом зависит успех преобразований. Игнорирование этой проблемы может привести к краху задуманного и дискредитировать инновацию в целом.
Модернизация образования
должна учитывать тот факт, что
одним из критериев эффективности
перехода к ФГОС является четкая разработка
и внедрение компетенций
Таким образом, переход на новые ФГОС требует перестройки не только образовательного процесса, но и перестройки мышления, как педагога, так и администрации учебного заведения.
Проведенная исследовательская работа по изучению литературы и опыта по выявлению и разработки критериев для оценки компетенций позволила остановиться на предложенных в реферате методах, что дает возможность подготовки материала к курсовой работе по теме "Внедрение БРС, как мотивация деятельности преподавателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС