Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС.docx

— 175.93 Кб (Скачать файл)
  1. Компетентность в области личностных качеств.
  2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода позволяет ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки и самооценки в процессе аттестации. В процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности важно ответить на вопросы о том, как преподаватель осуществляет целеполагание, мотивирует учеников, разрабатывает программы и принимает педагогические решения,  организует деятельность, обеспечивает ее информационное наполнение. 

При проведении экспертной оценки профессиональной деятельности преподавателя, прежде всего, важно ответить на вопросы о том, по каким параметрам осуществляется оценка каждой из выделенных в соответствии с профессиональным стандартом компетенций.

Для удобства проведения экспертной оценки в процессе аттестации в предлагаемом экспертном листе параметры структурированы  по показателям, характеризующим каждую из педагогических компетенций что позволит создать объективную характеристику преподавателя, по каждому показателю устанавливаются баллы от 1 до 5.

В процессе экспертизы оценивается компетентность преподавателя в решении профессиональных задач. Для анализируется, что и как делает преподаватель, каких результатов он достигает. Информационными источниками могут служить: анализ урока, собеседование с аттестуемым преподавателем, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения и другие источники

5 – очень высокая степень  выраженности указанной в утверждении  характеристики. Она проявляется  в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью  соответствует типичным качествам  и поведению преподавателя. Ответ экспертов – «да».

4 - высокая степень выраженности  характеристики. Она часто проявляется  в педагогических ситуациях. Иногда  возникают случаи, когда качества  или поведение учителя  не  соответствуют утверждению. Ответ  экспертов – «скорее да, чем  нет».

3 – средняя степень  выраженности характеристики. В  некоторых ситуациях качества  и поведение преподавателя соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень  выраженности характеристики. Она  редко проявляется в педагогических  ситуациях. Поведение и качества  педагога лишь иногда соответствуют  утверждению. Ответ экспертов  – «скорее нет, чем да».

1 - характеристика не представлена  в деятельности преподавателя. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».

Для определения уровня квалификации педагога подсчитывается среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом

Таким образом, на основе обработки  результатов определяется степень  выраженности каждой из компетентностей  и ее показателей по пятибалльной шкале.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Эмпатийность и социорефлексия

1.

Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в  решении того или иного вопроса

2.

Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать  взаимопонимания 

3.

Умеет поддержать обучающихся  и коллег по работе

4.

Умеет находить сильные стороны  и перспективы развития для каждого  обучающегося

5.

Умеет анализировать причины  поступков и поведения обучающихся

Самоорганизованность

6.

Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для  достижения намеченных целей урока

7.

Рабочее пространство учителя  хорошо организовано

8.

Конструктивно реагирует  на  ошибки  и трудности, возникающие  в процессе реализации педагогической деятельности

9.

Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости  от сложившейся ситуации

10.

Сохраняет самообладание  даже в ситуациях с высокой  эмоциональной нагрузкой 

Общая культура

11

Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы

12

Поведение и внешний вид  учителя соответствуют этическим  нормам

13

Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни

14

Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении

15

Высказывания учителя  построены грамотно и доступно для  понимания, его отличает высокая  культура речи

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В ОБЛАСТИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И  ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Умение ставить  цели и задачи в соответствии с  возрастными и индивидуальными  особенностями обучающихся

16

Умеет обоснованно ставить  цели обучения по предмету

17

Умеет ставить цели урока  в соответствии с возрастными  особенностями обучающихся

18

Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости  от готовности обучающихся к освоению материала урока

19

Умеет ставить цели урока  в соответствии с индивидуальными  особенностями обучающихся

20

Знает и учитывает уровень  обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока

Умение перевести  тему урока в педагогическую задачу

21

Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока

22

Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных  задач

23

Умеет сформулировать критерии достижения целей урока 

24

Умеет добиться понимания  обучающимися целей и задач урока

25

Умеет соотнести результаты обучения  с поставленными целями

Умение вовлечь  обучающихся в процесс формулирования целей и задач

26

Умеет вовлечь обучающихся  в процесс посановки целей и задач урока

27

Предлагает обучающимся  назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения

28

Предлагает обучающимся  самостоятельно сформулировать цель урока  в соответствии с изучаемой темой

29

Спрашивает, как обучающиеся  поняли цели и задачи урока

30

Обучающиеся принимают участие  в формулировании целей и задач  урока

Умение создавать  ситуации, обеспечивающие успех в  учебной деятельности

31

Умеет вызвать интерес  у обучающихся к своему предмету

32

Отмечает даже самый маленький  успех обучающихся

33

Демонстрирует успехи обучающихся  родителям

34

Демонстрирует успехи обучающихся  одноклассникам

35

Умеет дифференцировать задания  так, чтобы ученики почувствовали  свой успех

Умение создавать  условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

36

Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной  мотивации

37

Владеет большим спектром материалов и заданий, способных  вызвать интерес обучающихся  к различным темам  преподаваемого предмета

38

Использует знания об интересах  и потребностях обучающихся в  педагогической деятельности

39

Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке

40

Обучающиеся удовлетворены  образовательной деятельностью, выстраиваемой  учителем: содержание, методы, результаты и др.

Умение создавать  условия для самомотивирования обучающихся

41

Умеет активизировать творческие возможности обучающихся

42

Демонстрирует практическое применение изучаемого материала

43

Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий

44

Дает возможность обучающимся  самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы  и ответственности

45

Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы  познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ

46

Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости  от сложившейся ситуации

47

Применяемые методы соответствуют  целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы

48

Применяемые методы соответствуют  имеющимся условиям и времени, отведенному  на изучение темы

49

Владеет современными методами преподавания

50

Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные  технологии

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В ПРЕДМЕТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

51

Хорошо знает преподаваемый  предмет

52

Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей

53

При подготовке к урокам  использует дополнительные материалы  по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.)

54

В процессе формирования новых  знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов

55

Добивается высоких результатов  по преподаваемому предмету

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

56

Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает  взаимоотношения обучающихся

57

Хорошо знает и действует  в соответствии с Конвенцией о  правах ребенка 

58

Систематически анализирует  уровень усвоения учебного материала  и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых  результатов  и др.  диагностических  показателей

59

Имеет «банк» различных учебных  заданий, ориентированных на обучающихся  с различными индивидуальными особенностями

60

Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Умение выбрать  и реализовать образовательную  программу

61

Знает основные нормативные  документы, отражающие требования к  содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ

62

Может провести сравнительный  анализ учебных программ, УМК,  методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки

63

Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы  по преподаваемому предмету

64

Рабочая программа учителя  предполагает решение воспитательных задач

65

Рабочая программа учителя  составлена с учетом нормативных  требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность

Умение разработать  собственные программные, методические и дидактические материалы

66

Вносит изменения в  дидактические и методические материалы  с целью достижения высоких результатов 

67

Самостоятельно разработанные  учителем программные, методические и  дидактические материалы по предмету отличает высокое качество

68

Продуктивно работает в составе  рабочих групп, разрабатывающих  и реализующих образовательные  проекты, программы, методические и  дидактические материалы

69

Выступает перед коллегами  с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального  мастерства

70

Проводит обоснование  эффективности реализуемой рабочей  программы, новых методических и  дидактических материалов

Умение принимать  решения в педагогических ситуациях

71

Поощряет высказывания и  выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения

72

Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни

73

Умеет аргументировать предлагаемые им  решения 

74

Умеет пересмотреть свое решение  под влиянием ситуации или новых  фактов

75

Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений

Умение устанавливать  субъект-субъектные отношения

76

Умеет устанавливать отношения  сотрудничества с обучающимися, вести  с ними диалог

77

Умеет разрешать конфликты  оптимальным способом

78

Умеет насыщать общение с  обучающимися положительными эмоциями и чувствами

79

Умеет выстраивать отношения  сотрудничества с коллегами, проявляет  себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

80

Умеет создать рабочую  атмосферу на уроке, поддержать дисциплину

Умение организовать учебную деятельность обучающихся

81

Использует методы, побуждающие  обучающихся самостоятельно рассуждать

82

Формирует у обучающихся  навыки  учебной деятельности 

83

Излагает материал в доступной  форме в соответствии с дидактическими принципами

84

Умеет организовать обучающихся  для достижения запланированных  результатов учебной деятельности

85

Умеет организовать обучающихся  для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной  задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)

Умение реализовать  педагогическое оценивание

86

Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при  оценивании

87

Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки

88

Применяет различные методы оценивания обучающихся

89

Умеет сочетать методы педагогического  оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

90

Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.


 

При проведении  собеседования  с педагогом выявляются способы  осуществления педагогической деятельности (скрытые моменты педагогической компетентности).

Важной для экспертов  является беседа с руководителем (представителями  администрации образовательного учреждения) для корректировки оценочных  суждений о тех аспектах деятельности педагога, которые носят ситуативный  характер и могут не проявиться во время аттестации.

Это относится к оценке компетентности в области  личностных качеств, работы с родителями, участия  в разработке общешкольных программ и проектов, взаимодействия с коллегами  и др.

Данная методика имеет  определенные преимущества:

  • она теоретически обоснована;
  • содержит понятную критериальную систему оценивания; технологична; рациональна;
  • позволяет сравнить самооценку педагога с оценкой экспертов; стимулирует на повышение квалификации;
  • дает возможность структурировать педагогическую деятельность аттестуемого;
  • позволяет унифицировать деятельность экспертов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к анализу проблемы разработки  компетенции преподавателя  ССУЗ в соответствии со ФГОС показывает важность данной проблемы и необходимость  пристального внимания со стороны руководителей  и инициаторов, так как от степени  ее изученности во многом зависит  успех преобразований. Игнорирование этой проблемы может привести к краху задуманного и дискредитировать инновацию в целом.

Модернизация образования  должна учитывать тот факт, что  одним из критериев эффективности  перехода к ФГОС является четкая разработка и внедрение компетенций преподавателя  ССУЗ, что позволит осмыслить еще  раз собственную деятельность, обосновать претензию на соответствующую категорию, наметить пути и способы дальнейшего  профессионального развития.

Таким образом, переход на новые ФГОС требует перестройки  не только образовательного процесса, но и перестройки мышления, как  педагога, так и администрации  учебного заведения. 

Проведенная исследовательская  работа по изучению литературы и опыта  по выявлению и разработки критериев  для оценки компетенций позволила  остановиться на предложенных в реферате методах, что дает возможность подготовки материала к курсовой работе по теме "Внедрение БРС, как мотивация деятельности преподавателя.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильенкова С.Д. Показатели качества образования
  2. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003, стр.23
  3. Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.
  4. Статьи в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертационных исследований
  5. Ваганова Н.О. Практико-ориентированная среда как производственно-образовательное пространство// Среднее профессиональное образование Российская академия образования. Союз директоров ссузов России. 2011. № 3. – С. 31 – 33.
  6. Ваганова Н.О., Силкина Н.В. Компетентность и профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта// Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). Ч. 1. С. 203 – 206.
  7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Изд-во Питер, 2003. – 688с.
  8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977.
  9. Модель специалиста с высшим профессиональным образованием / Под ред. В.Д.Шадрикова. М., 2003.
  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер с англ. М.: Когито-Центр, 2002.
  11. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. /Пер. с англ. М.:Когито-Центр, 2001.
  12. Развитие управленческой компетентности / Под ред. Гр. Салимана, Дж.Батслера, М., 1999.
  13. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
  14. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.

 

 


Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС