Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС.docx

— 175.93 Кб (Скачать файл)

Квалификационные категории  предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения  профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они  носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что  педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном  уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более  высокие требования к  качеству решения  профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Одним из важнейших средств  оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация.

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных  образовательных учреждений (Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 24 марта  2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года) аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:

1. Оценка уровня квалификации  педагога для установления соответствия  требованиям занимаемой должности   и требованиям, предъявляемым  к квалификационным категориям (первой  или высшей) на основе анализа  их профессиональной деятельности.

2. Стимулирование целенаправленного  повышения уровня квалификации  педагогических работников, повышение  эффективности и качества педагогического  труда. 

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных  критериев и показателей различных  уровней квалификации.

Стимулированию целенаправленного  повышения квалификации педагогических работников и профессионального  развития способствует анализа и  самоанализа педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие  вопросы:  «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные  результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для  достижения данных результатов? Какие  компетентности педагога требуют дальнейшего  совершенствования» и др.

Проведение оценки  профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего,  анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. А поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

В рамках разработанного профессионального  стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач  в  следующих областях:

  • постановка целей и задач педагогической деятельности;
  • мотивация учебной деятельности;
  • обеспечение информационной основой педагогической деятельности;
  • разработка программ и принятия педагогических решений;
  • организация учебной деятельности.

Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников под редакцией  В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. предлагает следующие способы оценки преподавателя.

В ходе разработки и апробации  методики определены по три показателя для каждой из ключевых компетенций, в совокупности обеспечивающих успешность реализации педагогической деятельности, а также параметры для экспертной оценки и самооценки каждого из показателей. Тем самым задана четкая деятельностно-ориентированная критериальная основа для проведения аттестации педагогических работников. Это позволяет преодолеть субъективизм, разноплановость  и несопоставимость аттестационных оценок.

При выделении показателей и параметров оценки ключевых компетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих.

Проверка взаимосвязей выделенных педагогических компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показала, что все компетенции связаны между собой системой прямых значимых связей и с общим показателем успешности педагогической деятельности на высоком уровне достоверности.

Выявленные закономерности носят устойчивый характер, что свидетельствует  о надежности и валидности разработанной методики оценки.

Важнейшим основанием для  построения методики аттестации педагогических работников, на наш взгляд, являются принципы (от латинского  principium – начало, основа) – исходные положения, определяющие построение аттестационной процедуры и мировоззрение специалистов, осуществляющих экспертную деятельность.

В совокупности принципы должны задавать требования к научно-методической обоснованности методики, обеспечению  четкой организации, коллегиальности  и открытости аттестационной процедуры  с использованием разработанной  методики, созданию комфортных условий  для аттестующихся педагогов,  обеспечению объективного отношения к педагогическим работникам, недопустимости дискриминации при проведении аттестации.

Условно все принципы можно  разбить на три группы:

  1. Научно-методические
  2. Организационные
  3. Этические.

Принципы проведения аттестации педагогических работников представлены на рисунке 2.


Рисунок 2 – Принципы проведения аттестации педагогических работников

1 Научно-методические

Принцип деятельностного подхода требует реализации разностороннего подхода к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации. Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннем развитии его способностей, где педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

Принцип критериальной ясности предполагает четкое определение содержания и предмета оценивания.  В соответствии с профессиональным стандартом педагогической деятельности в качестве критериев  для оценки уровня квалификации выступают базовые компетенции, которые определяют успешность решения основных функциональных задач педагогической деятельности:  компетентность в области личностных качеств; компетентность в целеполагании; компетентность в мотивировании обучающихся; компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в области информационной основы деятельности; компетентность в организации педагогической деятельности (умение устанавливать субъект-субъектные отношения, умение организовать учебную (воспитательную) деятельность, умение реализовать педагогическое оценивание).

Принцип дифференциации уровня квалификации педагогов предполагает определение таких показателей и параметров оценки, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации. В результате экспериментальной апробации методики отобраны только те показатели и параметры, которые имеют высокую корреляцию с успешностью педагогической деятельности и позволяют дифференцировать педагогов по уровням квалификации (соответствие занимаемой должности, первая и высшая квалификационные категории).

 Принцип ориентации на повышение качества педагогических кадров предполагает, что  аттестационная процедура  является одним из важнейших механизмов управления качеством педагогической деятельности. Оценка и самооценка уровня квалификации, проведенная на основе разработанных критериев позволяет увидеть зоны развития для каждого из аттестуемых педагогов и разработать индивидуальную программу профессионального развития.

2 Организационные

Принцип сочетания экспертной оценки и самооценки предполагает  участие аттестуемого педагога в процессе аттестации. Проведение самооценки деятельности повышает субъектость позиции педагога, ему известны критерии, по которым проводится оценка, он сам может участвовать в выработке направлений совершенствования своей профессиональной  деятельности.

Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в том  числе профсоюзов) при проведении аттестации предполагает исключение субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагога. Для обеспечения коллегиальности Аттестационная комиссия формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией  образовательного учреждения профсоюзный представитель). Реализация данного принципа предполагает открытость процедуры оценивания  и для аттестуемого педагога, он имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии.

Принцип профессионализма и независимости  деятельности экспертов  предполагает высокий уровень квалификации экспертов и независимость их действий.  Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов. Важным условием реализации данного принципа является проведение специального обучения экспертов.

3 Этические

Принцип уважения к личности аттестующегося педагога предполагает гуманное отношение к аттестуемому педагогу, создание условий, позволяющих проявить его профессиональные качества, недопустимость дискриминации при проведении аттестации, признание права на собственное мнение, в том числе отличное от мнения экспертной группы и аттестационной комиссии. Результаты аттестации  педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей аттестуемого, исключение «шаблонности» в деятельности экспертов, подготовку заключения и рекомендаций, учитывающих индивидуальный компетентностный профиль педагога и потенциалы его развития.

Принцип обеспечения квалифицированной  помощи и сопровождения аттестующегося педагога предполагает создание комфортных условий для подготовки и проведения аттестации. Педагогу должны быть известны критерии и методы оценки, доступны необходимые для подготовки к аттестации материалы, он должен иметь возможность получить консультацию специалистов, пройти курсы повышения квалификации, предваряющие аттестацию.

Основу создания критериальной базы для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт, разработанный на основе анализа педагогической деятельности. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, именно оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников.

Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.

В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как  совокупность шести основных компетентностей: 

Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС