Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат
Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.
Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетентности современного преподавателя включает:
Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности преподавателя включает следующие умения:
Критерии и показатели профессиональной компетентности преподавателя (деятельностный подход) представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии и показатели профессиональной компетентности преподавателя
Параметр |
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Профессиональная |
Ценностно-смысловой |
- ценностное отношение к профессии; - ценностное отношение: к - готовность к проявлению |
-тестирование; - опрос (анкетирование; беседа); - эксперимент. |
Гносеологический |
- знания теоретических и - знание психолого- - знание требований, предъявляемых к современному преподавателю; - широта и глубина |
- тестирование; - анкетирование; -изучение и обобщение опыта; - наблюдение. | |
Деятельностный |
- изучение продуктов деятельности преподавателей; - тренинги; -исследовательские работы -проектные работы -анкетирование, беседа. |
В связи с необходимостью
определения уровней
Уровни проявления критериев профессиональной компетентности преподавателя представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Уровни проявления критериев профессиональной компетентности преподавателя
Ценностно-смысловой (личностный) компонент | |||||||
Показатели: | |||||||
1.Ценностное отношение к 2. Ценностное отношение: к 3. Готовность к проявлению | |||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||||
1.Ценностное отношение к 2.осознает значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий; 3.в высокой степени готов
к проявлению личной |
1.Ценностное отношение к 2.интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и событиям носит непостоянный характер; 3.в средней степени готов
к проявлению личной |
1.Ценностное отношение к 2.интерес к собственной 3.в низкой степени готов к
проявлению личной инициативы
и дальнейшему | |||||
Гносеологический компонент | |||||||
Показатели: | |||||||
1.Знания теоретических и 2. Знание психолого- 3. Знание требований, предъявляемых к современному преподавателю; 4. Широта и глубина | |||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||||
1.Обладает знаниями теоретических
и методологических основ 2. хорошо осведомлен о 3.владеет точными знаниями о
современных требованиях к преп 4. проявляет ярко выраженную
потребность в постоянном |
1. Обладает знаниями 2.недостаточно хорошо 3.владеет недостаточно точными знаниями о современных требованиях к преподавателю; 4.потребность в постоянном |
1.Обладает знаниями 2. слабо осведомлёны о психолого- 3. слабо владеет знаниями о
современных требованиях к преп 4. потребность в пополнении | |||||
Деятельностный компонент (умения) | |||||||
Показатели: | |||||||
гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения. | |||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||||
1.Полностью осознается 2. осуществляет анализ 3.преподаватель владеет |
1.Осознается значимость 2. все коммуникативные качества
требуют доработки и 3.необходимо совершенствовать профессиональную и проектную деятельность. |
1.Слабо развиты 2. отсутствует потребность в
развитии коммуникативных 3.не стремится к проектной деятельности. | |||||
Анализ научных работ
по проблеме компетенции и компетентности
позволяет сделать вывод о
том, что в настоящее время
отсутствует однозначное
В таблице 3 показаны основные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
Таблица 3 – Подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога»
Автор концепции |
Определение понятия «профессиональная компетентность» |
Составляющие профессиональной компетентности |
Н.В.Кузьмина |
Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется |
|
Л.М.Митина |
Понятие «педагогическая |
Деятельностная Коммуникативная Социальная |
В.Н.Введенский |
Профессиональная |
1.Коммуникативная 2.Информационная 3.Регулятивная компетентность
педагога предполагает наличие
у него умений управлять Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности. 4.Интеллектуально- 5.Операциональная |
Основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:
- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
- четкое определение целей
профессионально-личностного
- выявление определенных
компетенций, которые также
- формирование компетенций
как совокупности смысловых
- наличие четкой системы
критериев измерения, которые
можно обрабатывать
- оказание педагогической
поддержки формирующейся
- индивидуализация программы
выбора стратегии для
- создание ситуаций для
комплексной проверки умений
практического использования
- интегративная характеристика
проявлений личности, связанная
с ее способностью
Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» . Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
Компетентность формируется
в деятельности и всегда проявляется
в органичном единстве с ценностями
человека, так как только при условии
ценностного отношения к
Для определения содержания
понятия «профессионально-
В исследовании определены
сущность и содержание понятия «профессионально-
Уровень среднего
Анализ структуры и
параметров учреждений СПО показал,
что изменения социальных условий
развития (взаимообусловленная
Каждый компонент
Проведенное исследование позволило
в качестве рабочего определения
предложить следующее: «профессионально-
Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС