Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС.docx

— 175.93 Кб (Скачать файл)
  • знания теоретических и методологических основ определенных наук;
  • знание истории и философии науки;
  • знание педагогических основ современной школы;
  • знание современных информационных технологий;
  • знание требований, предъявляемых к современному преподавателю;
  • знание нормативных документов, касающихся подготовки педагогических кадров;
  • широта и глубина дополнительных знаний.

Ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетентности современного преподавателя  включает:

  • готовность к проявлению личной инициативы;
  • ценностное отношение к профессии;
  • готовность работать в группе (например, исследовательской);
  • ценностное отношение:
  • к событиям,
  • к людям,
  • к себе – образ «Я – преподаватель-исследователь».

Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности преподавателя включает следующие умения:

  • гностические;
  • аналитические;
  • проектировочные;
  • коммуникативные;
  • конструктивные;
  • креативные;
  • оценочные;
  • информационные.

Критерии и показатели профессиональной компетентности преподавателя (деятельностный подход)  представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Критерии и  показатели профессиональной компетентности преподавателя

Параметр

Критерии

Показатели

Инструментарий

Профессиональная компетентность

Ценностно-смысловой

-    ценностное отношение  к профессии;

- ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ  «Я – преподаватель-исследователь»;

- готовность к проявлению личной  инициативы и дальнейшему профессиональному  росту.

-тестирование;

- опрос (анкетирование; беседа);

- эксперимент.

Гносеологический

- знания теоретических и методологических  основ предметной области образования;     

  - знание психолого-педагогических  основ современного образования  (в том числе нормативных документов);

- знание требований, предъявляемых  к современному преподавателю; 

- широта и глубина дополнительных  знаний.

- тестирование;

- анкетирование;

-изучение и обобщение опыта;

- наблюдение.

Деятельностный

 

- изучение продуктов деятельности преподавателей;

- тренинги;

-исследовательские работы преподавателей;

-проектные работы преподавателей;

-анкетирование, беседа.


 

В связи с необходимостью определения уровней сформированности профессиональной компетентности преподавателя разработаны уровни проявления критериев профессиональной компетентности.

Уровни проявления критериев  профессиональной компетентности преподавателя представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Уровни проявления критериев профессиональной компетентности преподавателя

Ценностно-смысловой (личностный) компонент

Показатели:

1.Ценностное отношение к профессии; 

2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ  «Я – преподаватель-исследователь»;

3. Готовность к проявлению личной  инициативы и дальнейшему профессиональному  росту.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Ценностное отношение к профессии  ярко выражено;

2.осознает значимость     проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий;

3.в высокой степени готов  к проявлению личной инициативы  и дальнейшему профессиональному  росту.

1.Ценностное отношение к профессии  выражено не ярко;

2.интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и событиям   носит непостоянный характер;

3.в средней степени готов  к проявлению личной инициативы  и дальнейшему профессиональному  росту.             

1.Ценностное отношение к профессии  выражено слабо или не выражено;

2.интерес  к собственной личности  как профессионалу и исследователю,  а также к другим людям и  к событиям выражен слабо;

3.в низкой степени готов к  проявлению личной инициативы  и дальнейшему профессиональному  росту.

Гносеологический компонент

Показатели:

1.Знания теоретических и методологических  основ предметной области образования; 

2. Знание психолого-педагогических  основ современного образования  (в том числе нормативных документов);

3. Знание требований, предъявляемых  к современному преподавателю;

4. Широта и глубина дополнительных  знаний.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Обладает  знаниями теоретических  и методологических основ предметной  образовательной области в полном  объёме;

2. хорошо осведомлен о  психолого-педагогических  способах решения проблем в   образовательной деятельности;

3.владеет точными знаниями о  современных требованиях к преподавателю;

4. проявляет ярко выраженную  потребность в постоянном пополнении  знаний.

1. Обладает знаниями теоретических  и методологических основ предметной  образовательной области не в  полном объёме;

2.недостаточно хорошо осведомлён  о психолого-педагогических  способах  решения проблем в образовательной  деятельности;

3.владеет недостаточно точными знаниями о современных требованиях к преподавателю;

4.потребность в постоянном пополнении  знаний выражена недостаточно.

  1.Обладает знаниями теоретических  и методологических основ предметной  образовательной области слабо;

2. слабо осведомлёны о психолого-педагогических  способах решения в образовательной  деятельности;

3. слабо владеет знаниями о  современных требованиях к преподавателю;

4. потребность в пополнении знаний  не выражена. 

Деятельностный компонент (умения)

Показатели:

гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Полностью осознается значимость  владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами;

2. осуществляет анализ профессионального  поведения, ярко выражена потребность  в постоянном совершенствовании  профессиональной деятельности;

3.преподаватель владеет проектной  деятельностью.

1.Осознается значимость совершенствования  коммуникативных умений, однако  они развиты недостаточно,

2. все коммуникативные качества  требуют доработки и совершенствования,

3.необходимо совершенствовать  профессиональную и проектную  деятельность.

1.Слабо развиты интеллектуальные  умения;

2. отсутствует потребность в  развитии коммуникативных качеств,  эти качества развиты слабо,  не умеет размышлять вслух,  убеждать, доказывать, высказывать  свою точку зрения;

3.не стремится к проектной  деятельности.

             

 

Анализ научных работ  по проблеме компетенции и компетентности позволяет сделать вывод о  том, что в настоящее время  отсутствует однозначное понимание  самих понятий «компетенция»  и «компетентность». Исследователи  выделяют от 3 до 37  видов компетенций  и компетентностей.

В таблице 3 показаны основные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».

 

Таблица 3 – Подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога»

Автор концепции

Определение понятия «профессиональная  компетентность»

Составляющие профессиональной компетентности

Н.В.Кузьмина

Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в  средство формирования личности учащегося  с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется

  1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
  2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений студентов.
  3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
  4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
  5. Аутопсихологичекая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Л.М.Митина

Понятие «педагогическая компетентность»  включает знания, умения, навыки, а также  способы и приемы их реализации в  деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности 

Деятельностная

Коммуникативная

Социальная

В.Н.Введенский

Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость  и эффективность их применения в  реальной образовательной практике.

1.Коммуникативная компетентность  педагога — профессионально значимое, интегративное качество, основными  составляющими компонентами которого  являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой".

2.Информационная компетентность  включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их  родителях, об опыте работы  других педагогов.

3.Регулятивная компетентность  педагога предполагает наличие  у него умений управлять собственным  поведением.

Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

4.Интеллектуально-педагогическую  компетентность можно рассматривать  как комплекс умений по анализу,  синтезу, сравнению, абстрагированию,  обобщению, конкретизации, как  качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

5.Операциональная компетентность  определяется набором навыков,  необходимых педагогу для осуществления  профессиональной деятельности: прогностические,  проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической  импровизации, экспертные


 

Основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

- четкое определение целей  профессионально-личностного совершенствования,  выраженных в поведенческих и  оценочных терминах;

- выявление определенных  компетенций, которые также являются  целями развития личности;

- формирование компетенций  как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной  и общечеловеческой культуры;

- наличие четкой системы  критериев измерения, которые  можно обрабатывать статистическими  методами;

- оказание педагогической  поддержки формирующейся личности  и создание для нее «зоны  успеха»;

- индивидуализация программы  выбора стратегии для достижения  цели;

- создание ситуаций для  комплексной проверки умений  практического использования знаний  и приобретения ценного жизненного  опыта;

- интегративная характеристика  проявлений личности, связанная  с ее способностью совершенствовать  имеющиеся знания, умения и способы  деятельности по мере социализации  и накопления опыта жизнедеятельности.

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» . Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

Компетентность формируется  в деятельности и всегда проявляется  в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии  ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается  высокий профессиональный результат.

Для определения содержания понятия «профессионально-педагогические компетенции преподавателей профессионального  цикла средних специальных учебных  заведений» был проведен анализ справочной, нормативной и научно-педагогической литературы и предложено следующее определение: «преподаватель профессионального цикла учреждения среднего профессионального образования» – работник среднего специального учебного заведения с инженерно-техническим образованием, который осуществляет педагогическую, производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке студентов в процессе теоретического и практического обучения и по профессиям.

В исследовании определены сущность и содержание понятия «профессионально-педагогические компетенции преподавателей профессионального  цикла средних специальных учебных  заведений» (профессиональные и педагогические знания и умения), обусловленные  спецификой деятельности, параметрами  среднего профессионального образования:

  • классом профессиональных задач (для выпускников ссузов – деятельность по заданному алгоритму);
  • соотношением теоретической (40% –45%) и практической подготовки (60% – 65%);
  • соотношением общенаучной (20% от общего объема часов), общетехнической (28%) и профессиональной подготовки (52%), практикоориентированностью.

 Уровень среднего профессионального  образования выделен на основе  практико-ориентированного подхода  к организации процесса подготовки  специалистов, который в средних  специальных учебных заведениях  включает в себя профессионально-трудовую  социализацию; профессиональную подготовку; профессиональное становление личности (А.А. Кирсанов, В.Д. Лобашев, В.Д. Пурин, Л.Г. Семушина и др.).

Анализ структуры и  параметров учреждений СПО показал, что изменения социальных условий  развития (взаимообусловленная модернизация образования и производства), особенности  уровня среднего профессионального  образования, специфика подготовки специалистов в средних специальных  учебных заведениях, требования работодателя определяют содержание профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального  цикла и определяют их дуальную структуру, состоящую из профессиональной и  педагогической составляющих.

Каждый компонент профессионально-педагогических компетенций содержит предложенный в исследовании комплекс профессиональных и педагогических знаний и умений.

Проведенное исследование позволило  в качестве рабочего определения  предложить следующее: «профессионально-педагогические компетенции преподавателей профессионального  цикла средних специальных учебных  заведений» – проявляющееся в  профессионально-педагогической деятельности интегративное единство профессиональных и педагогических знаний и умений, обеспечивающих готовность преподавателей с инженерно-техническим образованием к организации и проведению успешной деятельности по подготовке квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с государственными требованиями и требованиями работодателя.

Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС