Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС.docx

— 175.93 Кб (Скачать файл)

На основании нормативных  и руководящих документов аналитических материалов был выявлен перечень профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла средних специальных учебных заведений:

–готовность овладевать современными педагогическими технологиями (педагогическими  знаниями и умениями);

–готовность создавать учебно-методическое обеспечение процесса обучения (учебно-методические комплексы);

–готовность в образовательном  процессе реализовывать требования работодателя к техническим средствам  обучения; совершенствовать инженерно-технические (профессиональные) знания и умения; области применения: – организация  теоретического и практического  обучения;

– учебно-методическая работа;

– связь с производством.

Проведенное исследование профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального  цикла средних специальных учебных  заведений дало возможность разработать  модель и обосновать организационно-педагогические условия их развития.

В основе разработанной деятельностной модели развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений - теория деятельности, в которой деятельность является активным целенаправленным процессом, реализующим отношение личности к окружающей действительности. (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Рисунок 1. Деятельностная модель развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла ссузов

Исходя из многочисленных определений понятия «деятельность», в исследовании рассматривается  профессионально-педагогическая деятельность преподавателей ссузов как процесс подготовки специалистов, состоящий из активных действий, направленных на достижение конкретной цели.

Структура деятельностной модели соответствует структуре деятельности: потребность работодателя в специалистах, мотив развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей для достижения цели подготовки квалифицированных специалистов; последовательность действий; использование средств; содержание обучения как предмет; получение результатов - развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателей и подготовка квалифицированных специалистов.

Развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателей осуществляется в процессе совместной работы профессиональных объединений образовательного учреждения, ответственных за направления деятельности ссуза: учебный отдел, учебно-производственный, учебно-методический.

Деятельностная модель включает:

  • области применения и перечень профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла;
  • этапы (ознакомительный, технологический, профессионального становления, творческий) и уровни их развития (низкий, средний, высокий).

 Использование различных  организационных форм, методов, средств  для развития профессионально-педагогических  компетенций преподавателей обусловлено  компонентами их профессионально-педагогической  деятельности (гностический, проектировочный,  конструктивный, коммуникативный, организаторский).

Разработанная деятельностная модель содержит показатели развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей:

  • результаты деятельности преподавателей (разработка учебно-методических комплексов, создание технических средств обучения, владение педагогическими и профессиональными знаниями и умениями);
  • качество подготовки выпускников (показатели итоговой аттестации, экспертное заключение квалификационной комиссии);
  • удовлетворенность работодателя качеством подготовки специалистов (сформированность профессиональных компетенций) как результатом деятельности преподавателей.

Анализ педагогической практики развития компетенций показал, что  современные подходы предполагают создание образовательной среды, которая  определяется как «система влияний  и условий формирования личности» (В.А. Ясвин ); «совокупность педагогических условий» (Е.А. Александрова), «часть социокультурного пространства» (Н.Б. Крылова).

Изучение типологии среды (В.И. Панов, В.Д. Семенов и др.) дало возможность разработать комплекс организационно-педагогических условий  развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей, который включает следующие компоненты:

  • практико-ориентированная среда, состоящая из внутренней среды ссуза;
  • взаимодействие ссуза с работодателем;
  • учебно-методическое обеспечение.

Практико-ориентированная  среда в исследовании представляет зону взаимодействия образовательных  систем (Н.Б. Крылова, С.Д. Дерябо), содержащую совокупность возможностей для развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла.

Анализ нормативных документов (Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования, Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и др.) дал возможность определить структуру внутренней среды ссуза и разработать требования к профессиональным объединениям по развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей.

В качестве профессиональных объединений определены: учебный  отдел, учебно-методический отдел, учебно-производственный отдел.

Деятельность учебного отдела направлена на развитие готовности к  овладению современными педагогическими  технологиями; учебно-методического  отдела – к созданию учебно-методического  обеспечения процесса обучения; учебно-производственного  – к реализации в образовательном  процессе требований работодателя к  техническим средствам обучения; совершенствованию инженерно-технических (профессиональных) знания и умения.

В исследовании внутренняя среда ссуза определяется как комплекс устойчивых связей профессиональных объединений ссуза с преподавателями профессионального цикла.

На основе анализа подходов к организации среды (В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.) в диссертации был определен единый подход к работе профессиональных объединений, включающий:

–планирование процесса развития профессионально-педагогических компетенций  с учетом видов деятельности преподавателей профессионального цикла в процессе подготовки специалистов;

–создание единой информационной базы для преподавателей, включающей нормативные требования к профессионально-педагогическим компетенциям, банк педагогических технологий, методические рекомендации, образцы  документов, оперативную информацию;

–осуществление систематического контроля развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей с последующим  анализом и корректировкой;

–организация обсуждения проблем развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей во внутренней среде ссуза (Педагогический совет, Методический совет);

–проведение консультаций, тематика которых включает вопросы  внедрения компетентностного подхода: содержание ФГОС СПО, модульное обучение, оценочные средства.

Комплексное взаимодействие профессиональных объединений ссуза обеспечивается реализацией разработанных документов: Программа развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла, Программа внедрения ФГОС СПО в образовательный процесс ссуза.

Согласно Болонской Декларации статус учреждений СПО должен быть укреплен путем интеграции с высшим профессиональным образованием. Для  реализации поставленной цели в 2001г. было решено создать университетские  комплексы. Анализ нормативных документов («Национальная доктрина образования  в РФ до 2025г., Постановление правительства  РФ от 17.09.2001г. и др.) показал, что одна из задач университетского комплекса – создание единой системы повышения уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей во взаимодействии профессиональных образовательных программ различного уровня.

Вопрос развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального  цикла ссузов во взаимодействии с учреждением высшего профессионального образования сегодня в педагогической теории и практике недостаточно изучен.

Поиск путей решения проблемы исследования позволил использовать следующие  формы развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального  цикла ссузов: практическое участие в реализации научно-исследовательских проектов, в научно-практических конференциях, в заседаниях кафедр, рецензирование методических разработок; посещение учебных занятий в университете, обучение в аспирантуре, стажировки и курсы повышения квалификации.

Третьим условием развития профессионально-педагогических компетенций  преподавателей профессионального  цикла средних специальных учебных  заведений является учебно-методическое обеспечение как комплекс документов, регламентирующих виды деятельности преподавателей в процессе подготовки специалистов.

 На основании нормативных  требований (Л.Н. Белотеловой, М.Т.  Громковой, Р.П. Гусевой и др.) нами было разработано учебно-методическое обеспечение для преподавателей профессионального цикла, отражающее современные требования к деятельности преподавателей ссузов и ее результатам, области применения профессионально-педагогических компетенций:

–готовность овладевать современными педагогическими технологиями: «Планирование, организация и проведение лабораторных и практических занятий», «Развитие  профессионально-педагогических компетенций  преподавателей в процессе организации  самостоятельной работы студентов», «Методика формирования фонда контролирующих материалов».

–готовность разрабатывать  учебно-методическое сопровождение  теоретического и практического  процесса обучения: «Деятельность преподавателя  по созданию учебно-методического комплекса  профессионального модуля», «Требования  к компонентному составу учебно-методического  обеспечения профессионального  модуля»;

–готовность реализовывать  требования работодателя к техническим  средствам обучения: «Правила разработки Паспорта кабинета (лаборатории)»; «Работа  преподавателя по совершенствованию  учебно-лабораторной базы кабинета (лаборатории)»;

–готовность совершенствовать инженерно-технические знания и  умения: «Работа преподавателя по организации и проведению конкурса по специальности», «Методика проведения практических и лабораторных занятий», «Требования к руководителю дипломного проектирования».

 

 

 

Основные критерии для оценки компетенций

Современная социально-экономическая  ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого  ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления  социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные  идеи и начинания в системе  образования могут быть проиграны  из-за отсутствия профессионализма педагога.

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность  выполнения различных профессиональных задач.

Для диагностики развития профессионально-педагогических компетенций  преподавателей были определены критерии – профессиональные и педагогические умения и знания.

– Готовность к овладению  современными педагогическими технологиями определяли знания о современных  педагогических технологиях и умения преподавателей организовывать и проводить  процесс подготовки специалистов.

– Готовность совершенствовать инженерно-технические знания и  умения профессиональные (производственные) знания и умения, необходимые для  практического обучения.

– Готовность создавать  учебно-методическое обеспечение –  знание содержания обучения и умение разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин (профессиональных модулей), включающие рекомендации и  указания для студентов в соответствии с видами и типами учебных занятий.

– Готовность реализовывать  требования работодателя к техническим  средствам обучения – знание уровня технического оснащения предприятий  и умение создавать технические средства обучения.

Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС