Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, реферат
Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.
Введение 3
Основная часть 5
Понятие компетенции и компетентности 5
Основные характеристики, которыми должен обладать
компетентный преподаватель для успешного внедрения
ФГОС 3 поколения 7
Основные критерии для оценки компетенций 18
Заключение 29
Список используемой литературы 30
На основании нормативных и руководящих документов аналитических материалов был выявлен перечень профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла средних специальных учебных заведений:
–готовность овладевать современными педагогическими технологиями (педагогическими знаниями и умениями);
–готовность создавать учебно-методическое обеспечение процесса обучения (учебно-методические комплексы);
–готовность в образовательном процессе реализовывать требования работодателя к техническим средствам обучения; совершенствовать инженерно-технические (профессиональные) знания и умения; области применения: – организация теоретического и практического обучения;
– учебно-методическая работа;
– связь с производством.
Проведенное исследование профессионально-педагогических
компетенций преподавателей профессионального
цикла средних специальных
В основе разработанной деятельностной модели развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений - теория деятельности, в которой деятельность является активным целенаправленным процессом, реализующим отношение личности к окружающей действительности. (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Рисунок 1. Деятельностная модель развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла ссузов
Исходя из многочисленных
определений понятия «
Структура деятельностной модели соответствует структуре деятельности: потребность работодателя в специалистах, мотив развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей для достижения цели подготовки квалифицированных специалистов; последовательность действий; использование средств; содержание обучения как предмет; получение результатов - развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателей и подготовка квалифицированных специалистов.
Развитие профессионально-
Деятельностная модель включает:
Использование различных
организационных форм, методов, средств
для развития профессионально-
Разработанная деятельностная модель содержит показатели развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей:
Анализ педагогической практики
развития компетенций показал, что
современные подходы
Изучение типологии среды
(В.И. Панов, В.Д. Семенов и др.) дало
возможность разработать
Практико-ориентированная среда в исследовании представляет зону взаимодействия образовательных систем (Н.Б. Крылова, С.Д. Дерябо), содержащую совокупность возможностей для развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла.
Анализ нормативных документов (Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования, Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и др.) дал возможность определить структуру внутренней среды ссуза и разработать требования к профессиональным объединениям по развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей.
В качестве профессиональных объединений определены: учебный отдел, учебно-методический отдел, учебно-производственный отдел.
Деятельность учебного отдела
направлена на развитие готовности к
овладению современными педагогическими
технологиями; учебно-методического
отдела – к созданию учебно-методического
обеспечения процесса обучения; учебно-производственного
– к реализации в образовательном
процессе требований работодателя к
техническим средствам
В исследовании внутренняя среда ссуза определяется как комплекс устойчивых связей профессиональных объединений ссуза с преподавателями профессионального цикла.
На основе анализа подходов к организации среды (В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.) в диссертации был определен единый подход к работе профессиональных объединений, включающий:
–планирование процесса развития
профессионально-педагогических компетенций
с учетом видов деятельности преподавателей
профессионального цикла в
–создание единой информационной
базы для преподавателей, включающей
нормативные требования к профессионально-
–осуществление
–организация обсуждения проблем развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей во внутренней среде ссуза (Педагогический совет, Методический совет);
–проведение консультаций, тематика которых включает вопросы внедрения компетентностного подхода: содержание ФГОС СПО, модульное обучение, оценочные средства.
Комплексное взаимодействие профессиональных объединений ссуза обеспечивается реализацией разработанных документов: Программа развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла, Программа внедрения ФГОС СПО в образовательный процесс ссуза.
Согласно Болонской Декларации статус учреждений СПО должен быть укреплен путем интеграции с высшим профессиональным образованием. Для реализации поставленной цели в 2001г. было решено создать университетские комплексы. Анализ нормативных документов («Национальная доктрина образования в РФ до 2025г., Постановление правительства РФ от 17.09.2001г. и др.) показал, что одна из задач университетского комплекса – создание единой системы повышения уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей во взаимодействии профессиональных образовательных программ различного уровня.
Вопрос развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла ссузов во взаимодействии с учреждением высшего профессионального образования сегодня в педагогической теории и практике недостаточно изучен.
Поиск путей решения проблемы исследования позволил использовать следующие формы развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей профессионального цикла ссузов: практическое участие в реализации научно-исследовательских проектов, в научно-практических конференциях, в заседаниях кафедр, рецензирование методических разработок; посещение учебных занятий в университете, обучение в аспирантуре, стажировки и курсы повышения квалификации.
Третьим условием развития
профессионально-педагогических компетенций
преподавателей профессионального
цикла средних специальных
На основании нормативных требований (Л.Н. Белотеловой, М.Т. Громковой, Р.П. Гусевой и др.) нами было разработано учебно-методическое обеспечение для преподавателей профессионального цикла, отражающее современные требования к деятельности преподавателей ссузов и ее результатам, области применения профессионально-педагогических компетенций:
–готовность овладевать современными педагогическими технологиями: «Планирование, организация и проведение лабораторных и практических занятий», «Развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателей в процессе организации самостоятельной работы студентов», «Методика формирования фонда контролирующих материалов».
–готовность разрабатывать
учебно-методическое сопровождение
теоретического и практического
процесса обучения: «Деятельность преподавателя
по созданию учебно-методического
–готовность реализовывать требования работодателя к техническим средствам обучения: «Правила разработки Паспорта кабинета (лаборатории)»; «Работа преподавателя по совершенствованию учебно-лабораторной базы кабинета (лаборатории)»;
–готовность совершенствовать инженерно-технические знания и умения: «Работа преподавателя по организации и проведению конкурса по специальности», «Методика проведения практических и лабораторных занятий», «Требования к руководителю дипломного проектирования».
Основные критерии для оценки компетенций
Современная социально-экономическая
ситуация характеризуется осознанием
высокой значимости не просто человеческого
ресурса, а эффективно действующего
человека для планирования и осуществления
социально-экономических
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.
Для диагностики развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей были определены критерии – профессиональные и педагогические умения и знания.
– Готовность к овладению современными педагогическими технологиями определяли знания о современных педагогических технологиях и умения преподавателей организовывать и проводить процесс подготовки специалистов.
– Готовность совершенствовать инженерно-технические знания и умения профессиональные (производственные) знания и умения, необходимые для практического обучения.
– Готовность создавать
учебно-методическое обеспечение –
знание содержания обучения и умение
разрабатывать учебно-
– Готовность реализовывать требования работодателя к техническим средствам обучения – знание уровня технического оснащения предприятий и умение создавать технические средства обучения.
Информация о работе Компетенции преподавателя ССУЗ в соответствии со ФГОС