Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:16, статья
Первая часть работы дает общее представление о компетентностном подходе в образовании как совокупности принципов и целей образования, их конкретизации; представлены многоплановые изменения в обществе, влияющие на ситуацию в сфере образования, определены цели школьного образования с позиций компетентностного подхода и современные социальные ожидания в этой сфере; выделена необходимость повышения уровня образованности как достижение нового качества образования, соответствующая интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем характеристика данного подхода рассмотрена с точки зрения вступления его в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами.
Во второй части данной работы непосредственно рассмотрены проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в дополнительном образовании.
Введение________________________________________________________
I. Компетентностный подход в образовании__________________________
II. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода____
Заключение_____________________________________________________
Литература______________________________________________________
Приложение
- в подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
- в повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
- в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.
Такое
повышение уровня образованности и
означает достижение нового качества
образования, на что направлена программа
его модернизации. Новое качество
образования заключается в
Способность решать проблемы не сводится к освоению определённой совокупности умений. Эта способность имеет несколько составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определённых видов деятельности; теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения.
Отметим, что если в качестве общих целей рассматривать формирование у школьников ключевых компетентностей, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.
С позиций компетентностного подхода нужны изменения и в предметных программах. Действующие программы определяют главным образом последовательность изучения определённого содержания, меру конкретизации этого содержания. Они ориентируют на достижение в первую очередь «объёмных» образовательных результатов — на усвоение определённого объёма знаний.
Такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причём любой из этих уровней имеет практическое значение.
Компетентностный
подход в общем образовании объективно
соответствует и социальным ожиданиям
в сфере образования, и интересам участников
образовательного процесса. Вместе с тем
этот подход вступает в противоречие со
многими сложившимися в системе образования
стереотипами, существующими критериями
оценки учебной деятельности детей, педагогической
деятельности педагогов, работы школьной
администрации. На данном этапе развития
общеобразовательной школы осуществить
компетентностный подход скорее всего
можно в опытно-экспериментальной работе
образовательных учреждений.
II. Проблемы
и перспективы реализации
компетентностного
подхода
Дополнительное
образование предоставляет
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.
В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.
Известно, что на каждом историческом этапе развития цивилизации обществом принимаются свои системы ценностей, меняются цели образования.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником образовательного учреждения (общего и дополнительного образования) системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В
информационном обществе изменяются культурные
и социально-экономические
Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, пpиродой, обществом. В этой связи необходимо реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог должен перейти к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.
Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учитываться тот факт, что компетентности обучающегося формируются не только в школе: абсолютно новый вектор развития школьника обеспечивает система дополнительного образования детей.
Изучение образовательной практики позволило выявить противоречия, которые необходимо учитывать педагогу дополнительного образования.
Сущностные характеристик
Для
системы дополнительного
Необходимость введения компетентностного подхода в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей:
Сущностные признаки компетентности:
В постиндустриальном обществе главным условием благополучия каждого человека является наличие умения работать с большим массивом информации. В информационном обществе учащиеся и педагоги находятся в разных условиях.
Универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека является информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.
В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности.
Информационная компетентность 1) помогает ребенку обучаться; 2) позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей; 3) помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.
Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых.
Переориентация общего образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса.
Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:
В соответствии с логикой выделенных образовательных областей, с ориентацией на ценности, характерные для каждого возраста школьников могут быть выделены следующие компетентности:
Формы проявления
Ценностным
основанием выделения компетентностей
является ориентация на создание максимально
благоприятных условий для
Ценность
дополнительного образования