Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа
Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.
Введение
Сказка в своих символах
и коллизиях содержит зашифрованные
важнейшие психологические характеристики,
модели поведения, социально желательные
убеждения и тем самым
На сегодня, сведены до минимума традиций семейного чтения. Но использование сказки для формирования социокультурных представлений у младших дошкольников, воздействия на их эмоциональное состояние, мотивации поступков ребенка в условиях его социализации может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Хорошо известны науке
и способы коррекции
В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение проблем влияния сказки на внутренний мир и социокультурные, нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. Л. Коломинский, Е. И. Кульчицкая, Н. А. Рубакин и др.)
На характер и содержание
отдельных периодов детства влияют
конкретные социально-экономические
и этнокультурные особенности общества,
где растет ребенок, и в первую
очередь - система общественного
воспитания. Внутри последовательно
сменяющихся видов детской
В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.
Объект исследования: процесс формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования – разработать
комплекс занятий направленных на формирование
социокультурных качеств у
Задачи:
1. Анализ психолого-
2. Представить
характеристику
3. Подобрать методики
для диагностики уровня
4. Разработать
занятия с использованием
Гипотеза: Если в работе со
старшими дошкольниками систематически
использовать сказки, то уровень сформированности
социокультурных качеств у
Методы исследования.
Исследование проходило в три этапа:
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.
На втором этапе проведена диагностика, направленная на выявление уровня развития социокультурных качеств у старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе составлен комплекс занятий с использованием сказок направленных на формирование социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследовательской
работы заключается в том, что
в работе систематизированы сведения
о самом понятии «сказка», о
социокультурных навыках, о формировании
социокультурных навыках
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что подобранный комплекс занятий с использованием сказок, направленных на формирование социокультурных качеств, может быть использован в практике дошкольного образования.
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурных качеств у старших дошкольников с использованием сказок
§1. Проблема формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических и социокультурных изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, культуру, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В 2010 и 2011 гг. в посланиях
Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие
нас моральные ценности – это
такой же важный фактор развития, как
политическая и экономическая стабильность…
и общество лишь тогда способно ставить
и решать масштабные национальные задачи,
когда у него есть общая система
нравственных ориентиров, когда в
стране хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к
самобытным культурным ценностям, к
памяти своих предков, к каждой странице
нашей отечественной истории. Именно
это национальное богатство является
базой для укрепления единства и
суверенитета страны, служит основой
нашей повседневной жизни, фундаментом
для экономических и
Новое российское образование должно стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Пережитое и усвоенное
в детстве отличается большой
психологической устойчивостью. При
этом особое значение имеют следующие
друг за другом возрастные переходы от
дошкольного детства к
Социализация детей
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости нескольких компонентов:
Культурные навыки. С
раннего детства необходимо
Воспитание культурных навыков
у маленьких детей можно
Воспитание культурных навыков у детей желательно начинать очень рано, когда ему ещё далеко до обучения грамотности – как только он научился слушать, говорить, вступать в контакт со взрослыми. Начинать воспитание культуры в детстве можно с интересно рассказанной сказки.
Специфические знания
– представления полученные
Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей - то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
Социальные качества, которые
можно объединить в пять комплексных
характеристик: сотрудничество и забота
об окружающих, соперничество и
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Все отклонения в социальном
развитии ребенка дошкольного возраста
– результат неправильного