Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.

Файлы: 1 файл

Сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема формирования социокультурных качеств личности, в наши дни стала чрезвычайно  актуальна. Эта тема широко рассматривается  в сфере педагогики, психологии и  других наук. Актуальность её заключается  в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными  и без чувства совести и  стыда. В связи с этим, целью  воспитания ребенка в ДОУ наряду с прочими, является формирование в  личности, социокультурной и нравственной чистоты (В.И. Нефедов, Ю.Ю.Щербань).

А. Шемишурина и  В.Шутова утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребёнка лучше  всего в дошкольном возрасте. В  этот период ребёнок ещё не задумывается над тем, что он делает. И только в младшем школьном возрасте он уже  даёт некоторую оценку своим поступкам. Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сенситивного периода, мы можем проследить механизм становления социокультурных качеств  личности.

Вопросы формирования социокультурной основы личности в  семье рассматривались в трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурина, В. Шутова, большое  внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи.

М. Демков в своей  работе уделял внимание не только дошкольному  возрасту, но и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс  необходимо построить так, чтобы  дети систематически получали социокультурные  знания и представления. Таким образом, по мнению учёного основу социокультурного воспитания закладывает семья, и  дальнейшее её развитие осуществляется в рамках школы.

В работе А. Шемишурина и В. Шутовой очень подробно говорится  о способах формирования социокультурных  качеств у детей дошкольного  возраста. Они предлагают обратиться к фольклорным источникам: к песням, к сказкам и т.д.

Сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованные  важнейшие психологические  характеристики, модели поведения, социально желательные  убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка.

На сегодня, сведены до минимума традиций семейного чтения. Но использование сказки для формирования социокультурных представлений  у младших дошкольников, воздействия  на их эмоциональное состояние, мотивации  поступков ребенка в условиях его социализации может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Хорошо известны науке  и способы коррекции внутреннего  мира дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена  позиции потребительской на созидательную  означает переворот в сознании человека (М. М. Бахтин, В.К. Чистов, В.Б. Шкловский  и др.). Есть немало исследований, направленных на изучение диагностических, формирующих  и коррекционно-развивающих возможностей фольклора, сказок и других литературных жанров (Н.Е. Веракса, П.Я. Гальперин, В. П. Зинченко, А.В. Зосимовский, О. Л. Кабачек, Н. С. Кукарев, Т.Б. Лаврентьева, И. И. Тихомирова и др.).

В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение проблем влияния сказки на внутренний мир и социокультурные, нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В.  Запорожец,  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. Л. Коломинский, Е. И. Кульчицкая,  Н. А. Рубакин и др.)

На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические  и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного  воспитания. Внутри последовательно  сменяющихся видов детской деятельности происходит присвоение ребенком исторически  сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает  многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве  психологические новообразования  имеют непреходящее значение для  развития способностей и формирования личности.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Объект исследования: процесс  формирования социокультурных качеств  личности у детей старшего дошкольного  возраста

Предмет исследования: сказка как средство формирования социокультурных  качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования – разработать  комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших  дошкольников посредством сказок.

Задачи:

    1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

    2. Представить  характеристику социокультурных  качеств, особенностей их формирования  у детей старшего дошкольного  возраста.

    3. Подобрать методики  для диагностики уровня развития  социокультурных качеств у детей  старшего дошкольного возраста.

    4. Разработать  занятия с использованием сказок  для формирования социокультурных  качеств.

Гипотеза: Если в работе со старшими дошкольниками систематически использовать сказки, то уровень сформированности социокультурных качеств у старших  дошкольников будет высоким.

Методы исследования.

  1. Наблюдение.
  2. Беседа.
  3. Диагностические методики для исследования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста: рисунок, незаконченная сказка, использование ситуативных рисунков.

Исследование проходило  в три этапа:

На первом этапе была изучена  психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

На втором этапе проведена  диагностика, направленная на выявление  уровня развития социокультурных качеств  у старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе составлен  комплекс занятий с использованием сказок направленных на формирование социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследовательской  работы заключается в том, что  в работе систематизированы сведения о самом понятии «сказка», о  социокультурных навыках, о формировании социокультурных навыках посредством  сказки.

Практическая значимость исследовательской работы заключается  в том, что подобранный комплекс занятий с использованием сказок, направленных на формирование социокультурных качеств, может быть использован в практике дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурных качеств у старших дошкольников с использованием сказок

 

§1. Проблема формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

 

Современный период в российской истории и образовании – время  смены ценностных ориентиров. В 90-е  гг. прошлого столетия в России произошли  как важные позитивные перемены, так  и негативные явления, неизбежные в  период крупных социально-политических и социокультурных изменений. Эти  явления оказали негативное влияние  на общественную нравственность, гражданское  самосознание, культуру, на отношение  людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к  человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные  ориентиры молодежи, происходит девальвация  ценностей старшего поколения, а  также деформация традиционных для  страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным  копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные  российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась  ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в  единую историко-культурную и социальную общность.

В 2010 и 2011 гг. в посланиях  Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это  такой же важный фактор развития, как  политическая и экономическая стабильность…  и общество лишь тогда способно ставить  и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система  нравственных ориентиров, когда в  стране хранят уважение к родному  языку, к самобытной культуре и к  самобытным культурным ценностям, к  памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и  суверенитета страны, служит основой  нашей повседневной жизни, фундаментом  для экономических и политических отношений».

Новое российское образование  должно стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Пережитое и усвоенное  в детстве отличается большой  психологической устойчивостью. При  этом особое значение имеют следующие  друг за другом возрастные переходы от дошкольного детства к начальному школьному, подростковому возрасту, а затем к юности.

Социализация детей осуществляется через развитие чувства принадлежности к тем или иным социальным группам (семья, группа детского сада и т.п.), через развитие отношений «Я —  Мы», где «Мы» становится «моим» кругом общения, значимой для «меня» общностью, где «Я» ребенка является признанным и обозначенным в структуре межличностных  отношений.

Социальное развитие –  это процесс, во время которого ребенок  усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором  ему предстоит жить. Этот опыт представлен  в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости нескольких компонентов:

 Культурные навыки. С  раннего детства необходимо воспитывать  у детей такие человеческие  качества как чуткость, тактичность,  уважительность, деликатность к  окружающим и прививать навыки  культурного поведения на улице,  в транспорте, в помещении, в  гостях, на природе. Ребёнок должен  хорошо усвоить, что культурный  человек соблюдает основные правила  и нормы поведения, что воспитанные  дети ведут себя культурно  не только в гостях, но и  у себя дома, что в основе  настоящей вежливости находятся  доброжелательность и чувство  меры, помогающее определить, что  можно делать, а чего делать  нельзя.

Воспитание культурных навыков  у маленьких детей можно сделать  с помощью различных методик  интересным и важным занятием.

Воспитание культурных навыков  у детей  желательно начинать очень  рано, когда ему ещё далеко до обучения грамотности – как только он научился слушать, говорить, вступать в контакт со взрослыми. Начинать воспитание культуры в детстве можно  с интересно рассказанной сказки.

 Специфические знания  – представления полученные человеком  в индивидуальном опыте освоения  окружающего мира и несущие  на себе отпечатки его взаимодействия  с действительностью в виде  индивидуальных пристрастий, интересов,  системы ценностей. Их отличительная  особенность – тесная смысловая  и эмоциональная взаимосвязь  между собой. Их совокупность  образует индивидуальную картину  мира.

Ролевое поведение – поведение  в конкретной ситуации, обусловленной  природной и социокультурной  средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или  иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много  ролей: он - сын или дочь, воспитанник  детского сада, чей - то друг. Недаром  маленький ребенок дома ведет  себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как  с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные  правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы  ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно  принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих  действий и осознает ответственность  за результаты своего поведения, то ребенку  только предстоит этому научиться.

Социальные качества, которые  можно объединить в пять комплексных  характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального  развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной  из них неизбежно влекут за собой  изменения в остальных трех компонентах.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения  окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает  в жизни ребенка ситуации, с  которыми он не может справиться, поэтому  его поведение начинает носить асоциальный  характер.

Информация о работе Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок