Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.

Файлы: 1 файл

Сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого  общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального  субъекта.

Содержание социального  развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний  мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией  собственного “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности.

Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных  задач воспитаельно - образовательного процесса.

Применительно к содержанию дошкольного образования в аспекте  социального развития речь может  идти о следующих разделах культуры и соответствующих им направлениях организации педагогического процесса: культура общения, включенная в содержание нравственного воспитания; психосексуальная культура, содержание которой отражено в разделе полового воспитания; национальная культура, реализуемая в процессе патриотического воспитания и религиоведческого  просвещения; этническая культура, включенная в содержание интернационального воспитания; правовая культура, содержание которой  представлено в разделе основ  правового сознания. Такой подход, возможно, несколько ограничивает содержание социального развития, исключая разделы  экологического, умственного, трудового, валеологического, эстетического, физического, экономического воспитания.

Однако процесс социального  развития предполагает реализацию комплексного подхода, правомерность условного  выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных  с социальной идентификацией ребенка  в дошкольном возрасте: видовой (ребенок  — человек), родовой (ребенок —  член семьи), половой (ребенок — носитель половой сущности), национальной (ребенок  — носитель национальных особенностей), этнической (ребенок — представитель  народа), правовой (ребенок — представитель  правового государства).

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В  ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через  самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению  и самореализации.

Ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается игра. Среди разнообразия игр сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место. Именно в ней ребенок, перевоплощается, подражая взрослому, Учиться строить социальные взаимоотношения.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении  универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые  структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми  способами поведения, вне зависимости  от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

§2 Психолого-педагогические основы формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

 

Современные американские ученые полагают, что основателем социокультурного подхода в психологии является Лев  Выготский, хотя сам Выготский термина  «социокультурный» не использовал. Вместо этого, он и его последователи  обычно говорят о «социоисторическом»  подходе.

Исследователи доказали необходимость  целенаправленного руководства  воспитанием ребенка с первых дней его жизни, основанного на знании закономерностей психического развития. Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребенка, и  это необходимо учитывать.

Дети старшего дошкольного  возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, при распределении ролей  в инсценировании сказок, в труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д.

 Между некоторыми детьми  проявляются особенные, дружеские  отношения, самостоятельно возникающие  детские объединения.

Эти самостоятельно возникающие  детские объединения являются очень  ценными, так как свидетельствуют  об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии.

Необходимо отметить, что  сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель  выступает на занятии не как педагог - дидакт, а как сказитель, актер  и режиссер сказочного действования, активными участниками которого являются, прежде всего, дети.

Любая сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста, ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого - терапевтическая, культурно - этническая, вербально - образная функции сказки.

Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений  к общечеловеческому и этническому  опыту, аккумулированному в интернациональном  мире сказок.

Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция  проявляется в трех основных формах:

  • способность сказки в малом являть большое;
  • способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
  • способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающее - терапевтическая  функция, т.е. воспитание здорового  образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно - этническая функция, т.е. приобщение к историческому  опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью  и художественно-образным богатством речи.

Существуют несколько  определений сказки, взятых из разных источников:

"Вымышленный рассказ,  небывалая и даже несбыточная  повесть, сказание" (В. Даль. Толковый  словарь живого великорусского  языка. М., 1994. Т.4.С.170).

"Повествовательное, обычное  народно - поэтическое, произведение  и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,  фантастических сил" (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625).

"Повествовательное произведение  устного народного творчества  о вымышленных событиях, иногда  с участием волшебных фантастических  сил (Словарь русского языка.  М., 1988. Т. IV. С. 102).

"Один из основных  жанров устного народно - поэтического  творчества, эпическое, преимущественно  прозаическое художественное произведение  волшебного, авантюрного или бытового  характера с установкой на  вымысел" (Литературный энциклопедический  словарь. М., 1988. С.383).

"Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая  правду и вымысел" (С.К. Нартова  - Бочавер. 1996).

"Произведение, в котором  главной чертой является "установка  на раскрытие жизненной правды  с помощью возвышающего или  снижающего реальность условно-поэтического  вымысла" (В.И. Аникин. 1973).

"Абстрагированная форма  местного предания, представленная  в более сжатой и кристаллизованной  форме: Изначальной формой фольклорных  сказок являются местные предания, парапсихологические истории и  рассказы о чудесах, которые  возникают в виде обычных галлюцинаций  вследствие вторжения архетипических  содержаний из коллективного  бессознательного" (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).

Авторы почти всех трактовок  определяют сказку как вид устного  повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон  Франц, выводит сказку за пределы  простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел  или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Сказка для ребенка - это  не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих  его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов  бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности  и относительности социальных оценок.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия  средство работы с внутренним миром  ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой  действует самостоятельно, полагаясь  на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается  способным преодолеть самые невероятные  препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

 В русском языке  слово «сказка», в современном  значении, появляется сравнительно  недавно - в XVII веке. Древняя средневековая  Русь его не знала. Понятие  «сказка», не было зафиксировано  ни в каких, точных научных  определениях. Слово «сказка» первоначально  имело совершенно другой смысл:  оно означало сказанное или  написанное слово, имеющее силу  документа. В устном обиходе  «отобрать сказку» некогда соответствовало  нашему «снять показания».

Итак, до XVII века в русском  языке слово «сказка» обозначало нечто достоверное, письменное или  устное показание, имеющее юридическую  силу.

С XVII же века прослеживается еще одно, причём противоречащее приведенному нами, значение слова «сказка», которое  обозначает именно то, что мы понимаем под ним сейчас. Таким образом, можно вывести два признака сказки, вложенные в это слово

1) сказка признается повествовательным  жанром («сказки сказывают»);

2) сказка считается вымыслом («сказки небылые»).

Крупнейший собиратель и  исследователь сказок А. И. Никифоров, дает следующее определение сказки:

В психолого-педагогической литературе «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные  в бытовом смысле  события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением)» [13, С-122].

Анализ исследований и  данных педагогической практики свидетельствует  о том, что основой формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного  возраста изначально берется из сказок.

Итак, сказка это «средство» направленное на формирование социокультурных  качеств личности, характеризуется  содержательными взаимосвязями  и эмоциональными привязанностями, выступает в качестве важного  морального чувства, стимулирующего становление  коллективных взаимоотношений.

Нравственные основы взаимопомощи характеризуют не просто взаимоотношениями, но именно коллективные, проникнутые  гуманизмом отношения. Надо признать тот  факт, что последнее время подобные отношения претерпели некоторые  негативные изменения, когда взаимная помощь людей основана на выгодных в материальном или ином плане  условиях.

Основанная на выгоде, она  теряет свои нравственные корни, и по нашему мнению, перестает быть взаимопомощью  в истинном значении, трансформируясь  совершенно в иное образование, которое  большинство людей ошибочно принимают  за помощь, и которая на самом  детей проявляется как сделка, выгода, договор и т.д. [21, С-376]

На самом деле такие  качества личности, как сочувствие, сопереживание, потребность помочь, заметить огорчение другого в  известной мере определяют моральное  сознание и моральное поведение  личности и, в конечном итоге - жизненную  практику, оказывая влияние на складывающиеся отношения. Взаимопомощь проявляется  в действиях, содействии, направленных на пользу другому человеку, на решение  общественно полезного дела.

Информация о работе Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок