Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.

Файлы: 1 файл

Сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

Проникнутая гуманизмом, бескорыстием, она является мощным катализатором  развития коллективных переживаний  и взаимоотношений, в которых  нуждается личность. Весомость подобного  утверждения усиливается, на наш  взгляд, когда личность оказывается  в сложных жизненных обстоятельствах, когда ей требуется участие, моральная  поддержка, способная поднять дух, поверить в свои силы. Конечно, сегодня  не современно возражать против приобщения детей к новым формам экономического бытия, например кооперации, предпринимательству, но при этом не должно утрачиваться и то, без чего не может быть настоящей  кооперации - духовной, утверждающей общечеловеческие ценности.

Теоретически существуя  отдельными, самостоятельными нравственными  образованиями, в практической жизни  они выступают единым целым, развивая и обогащая коллективные взаимоотношения. Ребенка нужно научить дружить  и помогать другим, потому что он сам в этом нуждается и ждет того же от других. Коллективные взаимоотношения  немыслимы без дружеских привязанностей и детской взаимопомощи. Научившись помогать, не замыкаясь в дружеских  объединениях, личность глубже развивается  в нравственном аспекте, преодолевая  барьеры и условности, складывающиеся в узких межличностных отношениях. Будучи свободной, от этих барьеров и  условностей она способно легко  и беспрепятственно входить в  коллективные отношения, вносить свой собственный вклад в их развитие и нуждаться в их поддержке  для себя.

Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом  индивидуального развития. В сущности, вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Исследования показывают, что у дошкольников отчетливей всего выступают отношения  к родителям, детям, воспитателям [4,21,23].

Отдельные стороны отношений  проявляются даже как черты характера: самостоятельность, инициативность, общительность. В дошкольный период отношения окрашены ситуативной мобильностью, легко  меняются под влиянием преходящего  эмоционального состояния. Они слиты  с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношения  определяются в этом возрасте, прежде всего взрослыми.

Несмотря на то, что существуют детские взаимоотношения, которые  не регламентированы взрослым, возникают  и развиваются как собственные  детские потребности в общении  сверстников в разных видах деятельности, такие отношения независимо от взрослого  существовать не могут [4, 23].

Они непременно опосредуются им и направляются соответственно целям  и задачам нравственного воспитания. Социальный опыт личности складывается из разных коммуникативных сфер и  должен быть направлен на решение  общественно-значимых целей через  посредство включения ребенка в  совместную деятельность. В процессе выполнения общих дел, важных для  всей группы, ребенок, выступая индивидуальным субъектом отношений и являясь  частью общего, начинает воспринимать общественно-значимые цели как личностно-значимые, и себя как часть этих отношений. Эффективность воздействия на личность через общество сверстников [26, с. 112] может быть объяснима тем, что  при этом педагогическая позиция  воспитателя не выступает на первый план, а опосредует детские отношения, что трансформирует нравственное воспитание в естественный процесс и позволяет  дошкольнику ощущать себя не объектом воспитания, а субъектом, полноправным участником жизни детской группы.

Нравственное воспитание детей, прежде всего, осуществляется в  совместной деятельности; в практике воспитания. Направляемая педагогом  содержательная детская деятельность предоставляет ребенку возможность  для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых  он находится, а так же для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. В совместной деятельности создаются  предпосылки для формирования начал  коллективных взаимоотношений, существенной стороной которых является нравственная направленность личности ребенка на сверстника. На основе этого у ребенка  возникают важные социальные личностные качества: доброжелательность, взаимопонимание, умение считаться с другими, заботиться о сверстниках и малышах.

Это чрезвычайно важно  для возникновения ценного общественного  качества - умения действовать в  интересах других, поступаться собственными желаниями, причем не чувствовать себя жертвой, а ощущать положительные  эмоции радости и удовлетворения от делания добра. Мы думаем, что  такие взаимоотношения могут  возникнуть только в доброжелательном общении, функции которого заключаются  в том, чтобы научить детей  взаимопониманию и сопереживанию.

Общение, в структуре которого взаимодействие опосредуется личностными  отношениями, вызывающими у сверстников  радостные переживания, душевный подъем, может стать важным фактором в  развитии личности ребенка и детского общества, в котором ребенок находится.

Материалы исследований (В. Г. Нечаевой, К. А. Климовой) позволяют  охарактеризовать картину типичных проявлений детей дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками, а также их морального облика [12, с. 254].

Исследования (Р. И. Жуковской) доказали, что общение сверстников  в основном регламентировано выбором  товарищей, у которых развиты  в достаточной мере не только игровые  интересы и связанные с ними переживания, но и определенные личностные качества, как-то: умение ладить, договариваться, не конфликтовать, а возникающие  конфликты разрешать не агрессивным  путем. К сожалению, намного меньше проявлений в поведении детей, взаимопомощи, поддержки, заботы и внимания, т.е. качеств  гуманизма.

Моральные нормы, которыми руководствуются  взрослые, должны преломляться в более  простых нравственных требованиях, которые предъявляются ребенку  дошкольного возраста. Как показывает педагогический опыт и специальные  психолого-педагогические исследования, к ним относятся требования играть и работать дружно, помогать друг другу  в общем деле, не отнимать у сверстника игрушки и не ссорится с ним, бережно  относиться к своим вещам и  имуществу других и т.п. Все перечисленные  требования не сложны и их может  заучить даже маленький ребенок. Однако заучить не означает усвоить, необходимо внутренне подчинить  свое поведение нравственным требованиям.

Таким образом, мы пришли к  выводу, что в старшем дошкольном возрасте формирование социокультурных  качеств в большей степени  зависит от систематического использования  сказок, но их психологическое содержание сильно изменяется с возрастом. На протяжении старшего дошкольного возраста происходит постепенное выделение, развитие и  упрочение собственно социокультурных  качеств личности, и сказка выступает, как средство формирования социокультурных  качеств личности.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

 

§1. Диагностика формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

 

В педагогической практике все больше ощущается потребность  в оперативной диагностике достигнутого детьми уровня развития. Крылатые слова  Ушинского: «Если педагогика хочет  воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его  тоже во всех отношениях» - как нельзя лучше объясняют необходимость  диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Опытно-практическая работа проводилась с 25апреля по 4 мая 2011 года в МБДОУ «Детский сад КВ №27» во время прохождения преддипломной практики мы провели исследование с детьми старшего дошкольного возраста, которое показало, что использование сказок на занятиях, в режимных моментах и самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте, способствует формированию социокультурных качеств личности. Диагностики проводились в старшей группе, в ней принимало участие 5 респондентов.

Для выявления уровня сформированности социокультурных качеств личности у старших дошкольников был проведен констатирующий эксперимент. Цель констатирующего  эксперимента: выявление уровня сформированности социокультурных качеств личности детей. Для выявления уровня сформированности социокультурных качеств личности у детей нами использовались:

Методика доктора Брайнона;

Методика Рассказ В. Сухомлинского  «Как удивился Мурчик»;

Методика «Ситуативные рисунки».

Диагностика по методике доктора  Брайнона включила в себя одно задание  незаконченная сказка «Птенец»; диагностика  включила в себя одно задание по данному рассказу В. Сухомлинского  «Как удивился Мурчик» нарисовать разрешение ситуации; диагностика «Ситуативные рисунки» включает в себя рассматривание иллюстраций и ответов на вопросы. Данные тестирования занесены в протокол (Приложение 1-3).

Качественный анализ содержания методик осуществлялся по критериям  приведенным в таблице 1.

Таблица 1 - критерии анализа  содержания диагностирующей методике доктора Брайнона.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ребенок  говорит в  неправильно сформулированной последовательности предложения, но, тем не менее, простраивает логичную версию рассказа. При этом он выдвигает такие варианты ответов: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к  папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет  его» и т.д.

ребенок затрудняется в рассказывании  но, тем не менее, простраивает логичную версию рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов. При этом он выдвигает такие варианты ответов: «Он позовет маму и папу на помощь, затем полетит и сядет  на какую-нибудь ветку», «Полетит на другое дерево, потому что испугался», «Не  может ни куда полететь, потому что  сломано крыло», «Останется на земле, будет строить свое гнездо, без  папы и мамы» и т.д.

говорит в неправильно  сформулированной последовательности предложения, так же нет последовательности в логичной версии рассказа. При  этом он выдвигает такие варианты ответов: «Умрет во время падения», «Умрет от голода (холода, дождя...)», «О нем все забудут и кто-нибудь на него наступит» и т.д.


 

Таблица 2 - критерии анализа  содержания диагностирующей методики рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик».

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когда ребенок нарисовал  продолжение этой истории, нарисовав  ситуацию, как поступил Мурчик с  цыплёнком. В рисунке отражается: доброжелательное отношение Мурчика  к цыпленку, (отвел к маме, накормил, обогрел и т.д.).

Когда ребенок нарисовал  продолжение этой истории, нарисовав  ситуацию, как поступил Мурчик с  цыплёнком. В рисунке отражается: равнодушие Мурчика к цыпленку, (нежелание  помочь, уход от проблемы.).

Когда ребенок нарисовал  продолжение этой истории, нарисовав  ситуацию, как поступил Мурчик с  цыплёнком. В ней отражается: агрессия Мурчика к цыпленку, отвержение его, (съел цыпленка, прогнал.).


 

Таблица 3 - критерии анализа  содержания диагностирующей методики  «Рисуночный тест».

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когда ребенок рассмотрел рисунок с некой типичной ситуацией, и постарался рассказать об увиденном  на рисунке отвечая на вопросы. При  этом отвечая на вопросы к большинству  рисунков моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», «Игра со сверстниками»). Выбрал веселое выражение лица у  большинства рисунков, и выдвинул логичные и адекватные варианты ответов.

Когда ребенок рассмотрел рисунок с некой типичной ситуацией, и постарался рассказать об увиденном  на рисунке отвечая на вопросы. При  этом отвечая на вопросы  к большинству  рисунков и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). Отметил часть рисунков с веселым  выражением лица и часть с грустным выражением лица, и выдвинул логичные и адекватные варианты ответов.

Когда ребенок рассмотрел рисунок с некой типичной ситуацией, и постарался рассказать об увиденном  на рисунке отвечая на вопросы. При  этом отвечая на вопросы к большинству  рисунков и в ситуациях, моделирующих отношения ребенок - ребенок («Игра  с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Отметил большинство  рисунков с грустным выражением лица, и выдвинул не логичные, но адекватные варианты ответов.


 

В процессе проведения констатирующего  эксперимента были получены следующие  данные. (Таблица 4)

Таблица 4 - Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента

Выявление степени зависимости  ребенка от одного из родителей или  от обоих вместе

Фамилия, имя

Высокий

Егор Ш. Ефим К. Данил С.

Средний

Антон Ш.

Низкий

Ира Е.


 

Таблица 5 - Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента

Изучение зависимости  между сильным и слабым, между  добром и злом

Фамилия, имя

Высокий

Ефим К. Данил С.

Средний

Антон Ш. Егор Ш. 

Низкий

Ира Е.

Информация о работе Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок