Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа
Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.
Проникнутая гуманизмом, бескорыстием,
она является мощным катализатором
развития коллективных переживаний
и взаимоотношений, в которых
нуждается личность. Весомость подобного
утверждения усиливается, на наш
взгляд, когда личность оказывается
в сложных жизненных
Теоретически существуя
отдельными, самостоятельными нравственными
образованиями, в практической жизни
они выступают единым целым, развивая
и обогащая коллективные взаимоотношения.
Ребенка нужно научить дружить
и помогать другим, потому что он
сам в этом нуждается и ждет
того же от других. Коллективные взаимоотношения
немыслимы без дружеских
Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности, вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Исследования показывают, что у дошкольников отчетливей всего выступают отношения к родителям, детям, воспитателям [4,21,23].
Отдельные стороны отношений проявляются даже как черты характера: самостоятельность, инициативность, общительность. В дошкольный период отношения окрашены ситуативной мобильностью, легко меняются под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношения определяются в этом возрасте, прежде всего взрослыми.
Несмотря на то, что существуют детские взаимоотношения, которые не регламентированы взрослым, возникают и развиваются как собственные детские потребности в общении сверстников в разных видах деятельности, такие отношения независимо от взрослого существовать не могут [4, 23].
Они непременно опосредуются
им и направляются соответственно целям
и задачам нравственного
Нравственное воспитание
детей, прежде всего, осуществляется в
совместной деятельности; в практике
воспитания. Направляемая педагогом
содержательная детская деятельность
предоставляет ребенку
Это чрезвычайно важно
для возникновения ценного
Общение, в структуре которого взаимодействие опосредуется личностными отношениями, вызывающими у сверстников радостные переживания, душевный подъем, может стать важным фактором в развитии личности ребенка и детского общества, в котором ребенок находится.
Материалы исследований (В. Г. Нечаевой, К. А. Климовой) позволяют охарактеризовать картину типичных проявлений детей дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками, а также их морального облика [12, с. 254].
Исследования (Р. И. Жуковской) доказали, что общение сверстников в основном регламентировано выбором товарищей, у которых развиты в достаточной мере не только игровые интересы и связанные с ними переживания, но и определенные личностные качества, как-то: умение ладить, договариваться, не конфликтовать, а возникающие конфликты разрешать не агрессивным путем. К сожалению, намного меньше проявлений в поведении детей, взаимопомощи, поддержки, заботы и внимания, т.е. качеств гуманизма.
Моральные нормы, которыми руководствуются взрослые, должны преломляться в более простых нравственных требованиях, которые предъявляются ребенку дошкольного возраста. Как показывает педагогический опыт и специальные психолого-педагогические исследования, к ним относятся требования играть и работать дружно, помогать друг другу в общем деле, не отнимать у сверстника игрушки и не ссорится с ним, бережно относиться к своим вещам и имуществу других и т.п. Все перечисленные требования не сложны и их может заучить даже маленький ребенок. Однако заучить не означает усвоить, необходимо внутренне подчинить свое поведение нравственным требованиям.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте формирование социокультурных качеств в большей степени зависит от систематического использования сказок, но их психологическое содержание сильно изменяется с возрастом. На протяжении старшего дошкольного возраста происходит постепенное выделение, развитие и упрочение собственно социокультурных качеств личности, и сказка выступает, как средство формирования социокультурных качеств личности.
Глава 2. Формирование социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
§1. Диагностика формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
В педагогической практике
все больше ощущается потребность
в оперативной диагностике
Опытно-практическая работа проводилась с 25апреля по 4 мая 2011 года в МБДОУ «Детский сад КВ №27» во время прохождения преддипломной практики мы провели исследование с детьми старшего дошкольного возраста, которое показало, что использование сказок на занятиях, в режимных моментах и самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте, способствует формированию социокультурных качеств личности. Диагностики проводились в старшей группе, в ней принимало участие 5 респондентов.
Для выявления уровня сформированности
социокультурных качеств
Методика доктора Брайнона;
Методика Рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик»;
Методика «Ситуативные рисунки».
Диагностика по методике доктора Брайнона включила в себя одно задание незаконченная сказка «Птенец»; диагностика включила в себя одно задание по данному рассказу В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик» нарисовать разрешение ситуации; диагностика «Ситуативные рисунки» включает в себя рассматривание иллюстраций и ответов на вопросы. Данные тестирования занесены в протокол (Приложение 1-3).
Качественный анализ содержания методик осуществлялся по критериям приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - критерии анализа содержания диагностирующей методике доктора Брайнона.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
ребенок говорит в неправильно сформулированной последовательности предложения, но, тем не менее, простраивает логичную версию рассказа. При этом он выдвигает такие варианты ответов: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его» и т.д. |
ребенок затрудняется в рассказывании но, тем не менее, простраивает логичную версию рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов. При этом он выдвигает такие варианты ответов: «Он позовет маму и папу на помощь, затем полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит на другое дерево, потому что испугался», «Не может ни куда полететь, потому что сломано крыло», «Останется на земле, будет строить свое гнездо, без папы и мамы» и т.д. |
говорит в неправильно сформулированной последовательности предложения, так же нет последовательности в логичной версии рассказа. При этом он выдвигает такие варианты ответов: «Умрет во время падения», «Умрет от голода (холода, дождя...)», «О нем все забудут и кто-нибудь на него наступит» и т.д. |
Таблица 2 - критерии анализа содержания диагностирующей методики рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик».
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когда ребенок нарисовал продолжение этой истории, нарисовав ситуацию, как поступил Мурчик с цыплёнком. В рисунке отражается: доброжелательное отношение Мурчика к цыпленку, (отвел к маме, накормил, обогрел и т.д.). |
Когда ребенок нарисовал продолжение этой истории, нарисовав ситуацию, как поступил Мурчик с цыплёнком. В рисунке отражается: равнодушие Мурчика к цыпленку, (нежелание помочь, уход от проблемы.). |
Когда ребенок нарисовал продолжение этой истории, нарисовав ситуацию, как поступил Мурчик с цыплёнком. В ней отражается: агрессия Мурчика к цыпленку, отвержение его, (съел цыпленка, прогнал.). |
Таблица 3 - критерии анализа содержания диагностирующей методики «Рисуночный тест».
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когда ребенок рассмотрел рисунок с некой типичной ситуацией, и постарался рассказать об увиденном на рисунке отвечая на вопросы. При этом отвечая на вопросы к большинству рисунков моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», «Игра со сверстниками»). Выбрал веселое выражение лица у большинства рисунков, и выдвинул логичные и адекватные варианты ответов. |
Когда ребенок рассмотрел рисунок с некой типичной ситуацией, и постарался рассказать об увиденном на рисунке отвечая на вопросы. При этом отвечая на вопросы к большинству рисунков и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). Отметил часть рисунков с веселым выражением лица и часть с грустным выражением лица, и выдвинул логичные и адекватные варианты ответов. |
Когда ребенок рассмотрел рисунок с некой типичной ситуацией, и постарался рассказать об увиденном на рисунке отвечая на вопросы. При этом отвечая на вопросы к большинству рисунков и в ситуациях, моделирующих отношения ребенок - ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Отметил большинство рисунков с грустным выражением лица, и выдвинул не логичные, но адекватные варианты ответов. |
В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные. (Таблица 4)
Таблица 4 - Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента
Выявление степени зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе |
Фамилия, имя |
Высокий |
Егор Ш. Ефим К. Данил С. |
Средний |
Антон Ш. |
Низкий |
Ира Е. |
Таблица 5 - Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента
Изучение зависимости между сильным и слабым, между добром и злом |
Фамилия, имя |
Высокий |
Ефим К. Данил С. |
Средний |
Антон Ш. Егор Ш. |
Низкий |
Ира Е. |