Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.

Файлы: 1 файл

Сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6 - Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента

Выявление нравственной и  культурной стороны ребенка, исследование межличностных отношений общения  и взаимодействия дошкольников, взаимодействие детей друг с другом в различных  видах совместной деятельности

Фамилия, имя

Высокий

Ефим К. Данил С.

Средний

Антон Ш. Егор Ш. 

Низкий

Ира Е.


 

Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее. (Таблица 7)

Таблица 7 - Качественные результаты диагностики на констатирующем этапе  эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровень сформированности

1.

Антон Ш.

С

2.

Егор Ш.

С

3.

Ефим К.

В

4.

Данил С.

В

5.

Ира Е.

Н


 

Качественный анализ результатов  констатирующего этапа исследования показал:

Методика №1 доктора Брайнона незаконченная сказка «Птенец».

Результаты диагностики  выявили, что у 60% детей высокий  уровень сформированности социокультурных  качеств личности, у 20% детей средний уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% - низкий уровень сформированности социокультурных качеств личности, что отражено на диаграмме.

Результаты диагностики  по первой методике показали следующую  степень зависимости ребенка  от одного из родителей или от обоих  вместе. (Рис.1)

Рис. 1 - Результаты диагностики  по первой методике.

Методика №2 Рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик».

Результаты диагностики  выявили, что у 40% детей высокий  уровень сформированности социокультурных  качеств личности, у 40% детей средний уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% - низкий уровень сформированности социокультурных качеств личности, что отражено на диаграмме. (Рис. 2)

Рис. 2 - Результаты диагностики  по второй методике.

Методика №3 «Ситуативные рисунки».

Результаты диагностики  выявили, что у 40% детей высокий  уровень сформированности социокультурных  качеств личности, у 40% детей средний уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% - низкий уровень сформированности социокультурных качеств личности, что отражено на диаграмме. (Рис. 3)

Рис. 3 - Результаты диагностики  третей методике.

Таким образом, в результате проведения комплекса диагностик направленных  на выявление уровня сформированности социокультурных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что большинство респондентов находятся на высоком уровне, но есть дети, которые находятся на среднем и низком уровне сформированности социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе эксперимента разработать комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств личности, не только на специально-организованных занятиях, но и в повседневной детской деятельности.

Цель формирующего этапа  эксперимента: проведение целенаправленной систематической работы по формированию социокультурных качеств личности у детей посредством сказок.

Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим  направлениям:

  1. Работа с детьми. Она включила в себя разработку и апробацию программы использования сказок в работе с детьми.
  2. Работа с педагогами - помощь в организации игр и занятий.
  3. Работа с родителями – консультирование, рекомендации.

При разработке программы  использования сказок учитывались  возрастные и индивидуальные особенности  детей.

Программа представляет собой  комплекс занятий, включающих задания, разработанные на основе различных  методических источников: авторских  книг, материалов периодической печати.

За период прохождения  преддипломной практики, нам удалось  продиагностировать уровень сформированности социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного  возраста. И на основе полученных данных разработали комплекс упражнений и  рекомендаций воспитателю по формированию социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного  возраста.

Рекомендации воспитателем ДОУ по формированию социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Как способствовать социокультурному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью  формирования социально - приемлемых форм поведения и усвоения моральных  норм общества:

  • чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;
  • подчеркивать сходство между разными людьми;
  • предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
  • вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
  • последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
  • не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
  • ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

Мы предлагаем использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного  и других видов использования  сказки.

Интересно рассказанная сказка является хорошим подспорьем в воспитании культурных привычек, но для этого  нужно предварительно просмотреть  выбранный материал и сделать  пометки карандашом: каким моментам уделить больше внимания, что сократить, что изменить, что добавить, чтобы  сделать сказку понятной и поучительной.

Большое значение для понимания  рассказанного материала имеет  язык – его можно изменять различными выражениями. Рассказывайте сказку медленно и следите за выражением глаз ребенка. Если его внимание становится рассеянным, поинтересуйтесь, все ли слова он понимает, разъясните смысл  непонятных слов и прочитайте сказку ещё раз. После прочтения остановитесь на воспитательных моментах и попросите  ребенка ответить, что было правильно, культурно в поведении персонажей. Хорошим подспорьем в деле воспитания культурных привычек могут стать  придуманные Вами самостоятельно маленькие  истории про хороших и некультурных мальчиков и девочек.

И дети, рассматривая иллюстрации, задают много вопросов, выясняют подробности, причины, и Вы должны быть готовы к  этому. Ваши уклончивые или категоричные ответы - «Тебе ещё рано это знать» - могут ослабить впечатление ребёнка  от прослушанного.

Рассматривание иллюстраций  не должно печалить детей, ухудшать их настроение, наоборот – сказка и  иллюстрации к ней должны возбуждать энергию, оптимизм, уверенность в  будущем.

 

 

§2. Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок

 

На основе проведенной  диагностики и полученных данных об уровне сформированности социокультурных  навыков, мы подобрали комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств посредством сказок, способствующих формированию социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс состоит из набора сказок, бесед по сказкам, игровых  заданий, игр и игровых упражнений, который реализуется в течение  одного учебного года.

Мы предлагаем подробное  описание каждого комплекса заданий.

  1. Мини-бесед:

После чтения сказки «Репка»  предлагается детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились»), в заключение беседы детей подводят к пониманию правила: «Хорошо, когда  все живут дружно. Будем и мы жить дружно».

Беседы по содержанию русской  народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» предлагается детям ответить на вопрос: «Почему  же не послушался братец сестричку? Правильно  ли он поступил?». После чего выясняется с детьми, можно ли так себя вести, не слушаться взрослых? Подведение детей к пониманию того, что  если не слушаться взрослых и поступать  так, как хочется, то может случиться  какая-нибудь беда.

Сказка «Морозко» с  детьми выясняется: «Какими оказались  мачеха и ее дочь? (дети перечисляют: плохие, злые, ленивые, жестокие, жадные). А вам нравится общаться со злыми  людьми?

После чего подходим к выводу, что лучше быть добрым. После работа с пословицей, которая подходит к  этой сказке: «Мир не без добрых людей». Потом предлагается детям проблемная ситуация: «Мачеха и ее дочка –  злые и жестокие люди. А давайте  им поможем и изменим конец  сказки». Дети, исходя из своего опыта, предлагают варианты оказания им помощи.

  1. Чтение сказок:

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» в них  раскрываются понятия, что важно  заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и  в семье (принести папе тапочки, бабушке  – очки, помочь маме расставить посуду к обеду, полить цветы и т.п.)

Сказка «Три парасёнка», объяснение ребятам значение слова  «Трудолюбивый», предлагая ответить на вопросы: «Как работали Ниф-Ниф и  Нуф-Нуф? Можно ли сказать про  них, что они работали спустя рукава (не стараясь)? Можно ли их назвать  трудолюбивыми? А как работал  Наф-Наф? Можно ли о нем сказать, что он работал в поте лица, не покладая рук? Как вы понимаете эти  выражения? Так кого же мы назовем  трудолюбивым? А кого из ребят нашей  группы можно назвать трудолюбивым?» 

Проявлять сочувствие и сострадание  к окружающему миру, я считаю, помогают такие вопросы, как «Кого  вам жалко? Как вы дома относитесь к братьям и сестрам? Как бы я спасла братца?» (сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка») или  «Кому ты больше сочувствуешь: девочке  или медведям? Почему?» (русская народная сказка «Три медведя»).

  1. Игровые задания:

«Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая  мяч, друг другу, поздороваться с  колобком и сказать ему приятные слова («ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».).

«Хорошо-плохо» задание помогает детям понять полярность понятий, что  такое «хорошо» и что такое  «плохо» (по сказке «Рукавичка» дети отвечают на вопросы: Хорошо, что звери  встретились в рукавичке? «Плохо ли деду без рукавички?».)

«А если бы вы имели возможность, какие бы три добрых желания загадали?» (русская народная сказка «По щучьему  велению») или в игре «Цветик –  семицветик», в которой детям  предлагается, сорвав лепесток задумать одно заветное желание.

«Строим музей сказок", где сначала, рассматриваются картинки, выбирают, какой дом подойдет для  музея: крестьянская изба, царские палаты, терем, пряничный домик, ледяной  дворец, рукавичка или пустой горшок?

Затем определяют, что будет  расти вокруг музея: репка, цветик-семицветик, аленький цветочек, тюльпаны, розы или  что-то еще?

После чего выбирают, какие  сказочные герои там поселяться. На следующий раз выбирают волшебные  предметы для витрин: волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, волшебная лампа, музыкальная табакерка. Далее придумывают, чем будут  кормить жителей музея: молодильными яблоками, репкой, кашей из топора, пирожками. Так дети приобщаются не только к  творчеству, но и учатся работать дружно, все вместе, поэтому работа получается интересная и красивая. Даем понять это и детям, знакомим с тем, что  народ пословицу про это придумал: «Дружба в делах помощница» или  «Где лад – там и клад».

  1. Игры:

«Кого порадовать?» учение детей ласково обращаться друг к  другу, называя ласковые слова: (милый, хороший, родной, любимый, красивый и  т.п.) После таких игр объяснять  детям, что от волшебных, вежливых слов людям становится радостнее.

Информация о работе Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок