Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа
Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.
Таблица 6 - Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента
Выявление нравственной и
культурной стороны ребенка, исследование
межличностных отношений |
Фамилия, имя |
Высокий |
Ефим К. Данил С. |
Средний |
Антон Ш. Егор Ш. |
Низкий |
Ира Е. |
Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее. (Таблица 7)
Таблица 7 - Качественные результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень сформированности |
1. |
Антон Ш. |
С |
2. |
Егор Ш. |
С |
3. |
Ефим К. |
В |
4. |
Данил С. |
В |
5. |
Ира Е. |
Н |
Качественный анализ результатов
констатирующего этапа
Методика №1 доктора Брайнона незаконченная сказка «Птенец».
Результаты диагностики выявили, что у 60% детей высокий уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% детей средний уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% - низкий уровень сформированности социокультурных качеств личности, что отражено на диаграмме.
Результаты диагностики по первой методике показали следующую степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе. (Рис.1)
Рис. 1 - Результаты диагностики по первой методике.
Методика №2 Рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик».
Результаты диагностики выявили, что у 40% детей высокий уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 40% детей средний уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% - низкий уровень сформированности социокультурных качеств личности, что отражено на диаграмме. (Рис. 2)
Рис. 2 - Результаты диагностики по второй методике.
Методика №3 «Ситуативные рисунки».
Результаты диагностики выявили, что у 40% детей высокий уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 40% детей средний уровень сформированности социокультурных качеств личности, у 20% - низкий уровень сформированности социокультурных качеств личности, что отражено на диаграмме. (Рис. 3)
Рис. 3 - Результаты диагностики третей методике.
Таким образом, в результате проведения комплекса диагностик направленных на выявление уровня сформированности социокультурных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что большинство респондентов находятся на высоком уровне, но есть дети, которые находятся на среднем и низком уровне сформированности социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе эксперимента разработать комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств личности, не только на специально-организованных занятиях, но и в повседневной детской деятельности.
Цель формирующего этапа
эксперимента: проведение целенаправленной
систематической работы по формированию
социокультурных качеств
Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:
При разработке программы использования сказок учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
Программа представляет собой комплекс занятий, включающих задания, разработанные на основе различных методических источников: авторских книг, материалов периодической печати.
За период прохождения
преддипломной практики, нам удалось
продиагностировать уровень сформированности
социокультурных качеств
Рекомендации воспитателем ДОУ по формированию социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
Как способствовать социокультурному
развитию дошкольника? Можно предложить
следующие тактики
Мы предлагаем использовать
перечисленные функции в
Интересно рассказанная сказка является хорошим подспорьем в воспитании культурных привычек, но для этого нужно предварительно просмотреть выбранный материал и сделать пометки карандашом: каким моментам уделить больше внимания, что сократить, что изменить, что добавить, чтобы сделать сказку понятной и поучительной.
Большое значение для понимания
рассказанного материала имеет
язык – его можно изменять различными
выражениями. Рассказывайте сказку
медленно и следите за выражением
глаз ребенка. Если его внимание становится
рассеянным, поинтересуйтесь, все ли
слова он понимает, разъясните смысл
непонятных слов и прочитайте сказку
ещё раз. После прочтения остановитесь
на воспитательных моментах и попросите
ребенка ответить, что было правильно,
культурно в поведении
И дети, рассматривая иллюстрации, задают много вопросов, выясняют подробности, причины, и Вы должны быть готовы к этому. Ваши уклончивые или категоричные ответы - «Тебе ещё рано это знать» - могут ослабить впечатление ребёнка от прослушанного.
Рассматривание иллюстраций не должно печалить детей, ухудшать их настроение, наоборот – сказка и иллюстрации к ней должны возбуждать энергию, оптимизм, уверенность в будущем.
§2. Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок
На основе проведенной диагностики и полученных данных об уровне сформированности социокультурных навыков, мы подобрали комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств посредством сказок, способствующих формированию социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Комплекс состоит из набора сказок, бесед по сказкам, игровых заданий, игр и игровых упражнений, который реализуется в течение одного учебного года.
Мы предлагаем подробное описание каждого комплекса заданий.
После чтения сказки «Репка» предлагается детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились»), в заключение беседы детей подводят к пониманию правила: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно».
Беседы по содержанию русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» предлагается детям ответить на вопрос: «Почему же не послушался братец сестричку? Правильно ли он поступил?». После чего выясняется с детьми, можно ли так себя вести, не слушаться взрослых? Подведение детей к пониманию того, что если не слушаться взрослых и поступать так, как хочется, то может случиться какая-нибудь беда.
Сказка «Морозко» с детьми выясняется: «Какими оказались мачеха и ее дочь? (дети перечисляют: плохие, злые, ленивые, жестокие, жадные). А вам нравится общаться со злыми людьми?
После чего подходим к выводу, что лучше быть добрым. После работа с пословицей, которая подходит к этой сказке: «Мир не без добрых людей». Потом предлагается детям проблемная ситуация: «Мачеха и ее дочка – злые и жестокие люди. А давайте им поможем и изменим конец сказки». Дети, исходя из своего опыта, предлагают варианты оказания им помощи.
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» в них раскрываются понятия, что важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье (принести папе тапочки, бабушке – очки, помочь маме расставить посуду к обеду, полить цветы и т.п.)
Сказка «Три парасёнка», объяснение ребятам значение слова «Трудолюбивый», предлагая ответить на вопросы: «Как работали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Можно ли сказать про них, что они работали спустя рукава (не стараясь)? Можно ли их назвать трудолюбивыми? А как работал Наф-Наф? Можно ли о нем сказать, что он работал в поте лица, не покладая рук? Как вы понимаете эти выражения? Так кого же мы назовем трудолюбивым? А кого из ребят нашей группы можно назвать трудолюбивым?»
Проявлять сочувствие и сострадание к окружающему миру, я считаю, помогают такие вопросы, как «Кого вам жалко? Как вы дома относитесь к братьям и сестрам? Как бы я спасла братца?» (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») или «Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему?» (русская народная сказка «Три медведя»).
«Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч, друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова («ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».).
«Хорошо-плохо» задание помогает детям понять полярность понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо» (по сказке «Рукавичка» дети отвечают на вопросы: Хорошо, что звери встретились в рукавичке? «Плохо ли деду без рукавички?».)
«А если бы вы имели возможность, какие бы три добрых желания загадали?» (русская народная сказка «По щучьему велению») или в игре «Цветик – семицветик», в которой детям предлагается, сорвав лепесток задумать одно заветное желание.
«Строим музей сказок", где сначала, рассматриваются картинки, выбирают, какой дом подойдет для музея: крестьянская изба, царские палаты, терем, пряничный домик, ледяной дворец, рукавичка или пустой горшок?
Затем определяют, что будет расти вокруг музея: репка, цветик-семицветик, аленький цветочек, тюльпаны, розы или что-то еще?
После чего выбирают, какие
сказочные герои там
«Кого порадовать?» учение детей ласково обращаться друг к другу, называя ласковые слова: (милый, хороший, родной, любимый, красивый и т.п.) После таких игр объяснять детям, что от волшебных, вежливых слов людям становится радостнее.