Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа
Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.
Игры – драматизации по сказкам. Народная английская сказка «Добрая фея».
Проводится мини-беседа, где выясняется, почему добрая фея прогнала гномов? А как надо было им поступить, чтобы о них позаботились? Дети предлагают свои вариант ответа: «надо сначала постучаться, поздороваться и сказать: «Дайте, пожалуйста, попить». После чего обыгрываются отрывки из сказки, как вежливо обратилась Дюймовочка за помощью к Фее и как Фея прогнала гномов.
Игра «Школа Мальвины»
по сказке А.Толстого «Золотой ключик,
или приключения Буратино»
«Доброе пожелание» (когда ребята учатся использовать в речи разные словесные формы.)
Пожелать что-то хорошее героям сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», чтобы с ними ничего плохого в дороге не случилось.
«Попроси вежливо» (когда дети предлагают свои варианты вежливого обращения), «просят Мишутку (игрушку) уступить дорогу»
«Сундучок волшебных слов» (в который ребята ежедневно могут, приходя в группу «складывать» вежливые слова).
Использование традиционного содержания или же придумывается творческое развитие сюжета.
«Давайте подумаем, как мы можем помочь мачехе и ее дочкам стать добрыми и хорошими?» («Золушка» Ш.Перро). Дети предлагают варианты.
Заключение
Анализ исследований и
данных педагогической практики свидетельствует
о том, что в современном обществе
есть дети с несформированными
Данные подтверждают вывод
о том, что социально-психологические
исследования межличностных отношений
общения и взаимодействия дошкольников
в детском саду, проводимое Т.А. Репиной,
Т.В. Антоновой, А.Л. Рояк и Р.А. Иванковой
на протяжении многих лет, показало, что
неправильно рассматривать
Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.
Изучение детских
Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования и воспитания.
В условиях гуманизации образования
и воспитания, демократических преобразований
главное в социокультурной
Личностно ориентированное образование и воспитание не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного и воспитательного процесса.
Основными ценностями гуманистического личностно- ориентированного воспитания выступают человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.
Сегодня главная ценность в образовании и воспитании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность. Цель - создание в дошкольном учреждении условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Личность ребенка - развивающаяся система отношений ребенка, с одной стороны, с широким интересом к миру, а с другой - к себе и с самим собой.
Отношение - это система связей человека как личности со всей действенностью. [10. С-102]
Стержневые виды отношений ребенка: отношение к миру, отношение к знаниям, отношение к труду, отношение к окружающим людям, отношение к себе.
Создание условий для развития личности ребенка - это создание условий для решения этой личностью задач на каждом возрастном этапе своей жизни:
Функция педагога - создание
необходимых условий для «само»
Но самой главной ценностью образования должна стать его индивидуализация. Индивидуализация образования - это подход к ребенку и педагогу как к индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога. Но сегодня мы не можем говорить, что приоритеты индивидуальности участников образовательного процесса реализуются в полной мере.
Культурная среда ДОУ
- основа формирования человека, так
как человек является высшей ценностью
и высшей целью образования и
воспитания. Культурно-созидательная:
среда ДОУ должна способствовать
возрождению русской
Необходимость актуализации
некоторых моральных
Роль сказки в развитии
ребенка дошкольного возраста велико.
Чтение, рассказывание и пересказывание
сказок ребенку - дошкольнику оказывает
огромное влияние на интеллектуальное,
умственное, творческое, психологическое
и психофизиологическое развитие. Чтение
развивает художественно - речевые
навыки, формирует нравственную и
культурную сторону ребенка, передает
представления о жизни, труде, об
отношении к природе, формируя, тем
самым, предпосылки формирования у
детей социокультурных качеств
личности. В процессе опытно - экспериментальной
работы мы стремились, выявит уровень
несформированносити
Результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что: Если в работе со старшими дошкольниками систематически использовать сказки, то уровень сформированности социокультурных качеств у старших дошкольников будет высоким. Отметим также, что цель работы достигнута, задачи решены. Данной работой мы не решаем всех задач формирования социокультурных качеств у старших дошкольников. В нашем исследовании мы сделали попытку рассмотреть сказку как одно из средств формирования социокультурных качеств личности у детей.
Литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,2000.
2. Богуславская Н.Е., Купина
Н.А. Веселый этикет (развитие
коммутативных способностей
3.Борисова Е.М., Логинова
Г.П. Индивидуальность и
4. Буре Р.С., Островская
Л.ф. Воспитатель и дети: Учебное
пособие для воспитателей
5.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. // Сост. И.В. Дубровина идр. – М., 1999.- 159 с.
6.Волков Б.С. , Волков Н.В.
Методы исследования в
7.Выготский Л.С.
8.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1996.
9.Изард.К.Э. Психология эмоций. – СПб.,2000.
10.Канн – Калик Б.А.
Учителю о педагогическом
11.Методическое пособие для преподавателей. – М., 1997.
12. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1975. - 254 с.
13.Никифоров А.И. Морфология сказки. М., 1969. -122 с.
14. Психология детей дошкольного возраста // Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина - М.: Просвещение,1964. - 578 с.
15.Развитие мышления и
умственное воспитание
16.Развитие познавательных
способностей в процессе
17.Регуш Л.А. Практикум
по наблюдению и
18.Рубинштейн С.Л. Психология общения.- М., 2001.
19.Станкин М.И.
20.Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. - М.,2000.
21. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Просвещение, 1987. - 376 с.
22. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещения, 1970. - 215 с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 1998. - 304 с.
24.Шанраева О.А. Детская психология. - М.,2001. – 90с.
25.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
26. Якобсон С.Г. Моральное
воспитание в детском саду: Пособие
для воспитателей детских