Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать комплекс занятий направленных на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Представить характеристику социокультурных качеств, особенностей их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики для диагностики уровня развития социокультурных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать занятия с использованием сказок для формирования социокультурных качеств.

Файлы: 1 файл

Сказка как средство формирования социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

Игры – драматизации по сказкам. Народная английская сказка «Добрая  фея».

Проводится мини-беседа, где выясняется, почему добрая фея  прогнала гномов? А как надо было им поступить, чтобы о них позаботились? Дети предлагают свои вариант ответа: «надо сначала постучаться, поздороваться  и сказать: «Дайте, пожалуйста, попить». После чего обыгрываются отрывки  из сказки, как вежливо обратилась Дюймовочка за помощью к Фее и  как Фея прогнала гномов.

Игра «Школа Мальвины»  по сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» помогает детям использовать в речи вежливые слова.

  1. Игровые упражнения:

 «Доброе пожелание» (когда  ребята учатся использовать в  речи разные словесные формы.)

Пожелать что-то хорошее  героям сказки «Пузырь, соломинка и  лапоть», чтобы с ними ничего плохого  в дороге не случилось.

 «Попроси вежливо» (когда  дети предлагают свои варианты  вежливого обращения), «просят Мишутку  (игрушку) уступить дорогу» 

«Сундучок волшебных слов» (в который ребята ежедневно могут, приходя в группу «складывать» вежливые слова).

  1. Обыгрывание отрывков из сказок:

Использование традиционного  содержания или же придумывается  творческое развитие сюжета.

«Давайте подумаем, как  мы можем помочь мачехе и ее дочкам стать добрыми и хорошими?» («Золушка»  Ш.Перро). Дети предлагают варианты.

  1. Оформление книжного уголка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ исследований и  данных педагогической практики свидетельствует  о том, что в современном обществе есть дети с несформированными социокультурными качествами личности.

Данные подтверждают вывод  о том, что социально-психологические  исследования межличностных отношений  общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Т.А. Репиной, Т.В. Антоновой, А.Л. Рояк и Р.А. Иванковой  на протяжении многих лет, показало, что  неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в  группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно  эмоциональные.

Группа детского сада для  ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального  поведения и нравственные нормы  во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной  и др.

Изучение детских взаимоотношений  и начал сотрудничества показало, что на протяжении дошкольного детства  характер взаимоотношений детей  в процессе различных видов деятельности меняется. Постепенно появляется направленность на сверстника, которая начинает выступать  условием развития совместной деятельности, различных видов детского сотрудничества. Однако содержание деятельности без  должного руководства остается бедным, а в связи с этим и взаимоотношения  между детьми не получают полноценного развития, проявляются на уровне примитивных  взаимодействий. Не обнаруживаются в  достаточной мере важнейшие нравственные качества личности, такие как сочувствие и сопереживание, которые являются особенностями развивающихся коллективных взаимоотношений.

Сегодня не менее важно  обеспечить социокультурную среду  сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом  более качественный уровень образования  и воспитания.

В условиях гуманизации образования  и воспитания, демократических преобразований главное в социокультурной среде - обеспечить личностно ориентированное  сопровождение ребенка, его образование  и воспитание.

Личностно ориентированное  образование и воспитание не занимается формированием личности с заданными  свойствами, а создает условия  для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного и воспитательного  процесса.

Основными ценностями гуманистического личностно- ориентированного воспитания выступают человек как предмет  воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как  способ развития человека в культуре.

Сегодня главная ценность в образовании и воспитании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок  есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность. Цель - создание в дошкольном учреждении условий  для развития личности ребенка, для  обеспечения трех слагаемых его  счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной  и интеллектуальной самостоятельности. Личность ребенка - развивающаяся система  отношений ребенка, с одной стороны, с широким интересом к миру, а с другой - к себе и с самим  собой.

Отношение - это система  связей человека как личности со всей действенностью. [10. С-102]

Стержневые виды отношений  ребенка: отношение к миру, отношение  к знаниям, отношение к труду, отношение к окружающим людям, отношение  к себе.

Создание условий для  развития личности ребенка - это создание условий для решения этой личностью  задач на каждом возрастном этапе  своей жизни:

Функция педагога - создание необходимых условий для «само»: самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов.

Но самой главной ценностью  образования должна стать его  индивидуализация. Индивидуализация образования - это подход к ребенку и педагогу как к индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий  для становления и реализации потенциала каждого ребенка и  педагога. Но сегодня мы не можем  говорить, что приоритеты индивидуальности участников образовательного процесса реализуются в полной мере.

Культурная среда ДОУ - основа формирования человека, так  как человек является высшей ценностью  и высшей целью образования и  воспитания. Культурно-созидательная: среда ДОУ должна способствовать возрождению русской национальной и региональной культуры и определению  путей опережающего влияния образования  на духовную жизнь дошкольника посредством  выращивания культуро - образовательных  образцов и норм народной жизни в  ребенке.

Необходимость актуализации некоторых моральных представлений  у детей и эмоционально - положительного отношения к реализации их во взаимоотношениях со сверстниками, побуждает нас провести теоретический анализ проблемы эмоционально - нравственной направленности личности старшего дошкольника и построить  педагогический процесс по формированию у детей соответствующих представлений  и основ нравственного поведения  в коллективе сверстников. 

Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста велико. Чтение, рассказывание и пересказывание сказок ребенку - дошкольнику оказывает  огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое  и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно - речевые  навыки, формирует нравственную и  культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, формируя, тем  самым, предпосылки формирования у  детей социокультурных качеств  личности. В процессе опытно - экспериментальной  работы мы стремились, выявит уровень  несформированносити социокультурных  качеств личности, а так же старались  при помощи комплекса занятий, поднять  этот уровень до положительных результатов. Согласно перспективно-тематическому  плану, мы реализовали комплекс мероприятий  с использованием сказки, направленных на формирование социокультурных качеств  личности у детей старшего дошкольного  возраста экспериментальной группы. Полученные в ходе контрольного этапа  эксперимента результаты позволили  нам сделать вывод об эффективности, проведенной нами работы по формированию социокультурных качеств личности у детей старшего дошкольного  возраста посредством сказок.

Результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что: Если в работе со старшими дошкольниками систематически использовать сказки, то уровень сформированности социокультурных качеств у старших дошкольников будет высоким. Отметим также, что цель работы достигнута, задачи решены. Данной работой мы не решаем всех задач формирования социокультурных качеств у старших дошкольников. В нашем исследовании мы сделали попытку рассмотреть сказку как одно из средств формирования социокультурных качеств личности у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Андреева Г.М. Социальная  психология. – М.,2000.

2. Богуславская Н.Е., Купина  Н.А. Веселый этикет (развитие  коммутативных способностей ребенка). - Екатеринбург, 1996. - 86 с.

3.Борисова Е.М., Логинова  Г.П. Индивидуальность и профессия.  – М., 1991.

4. Буре Р.С., Островская  Л.ф. Воспитатель и дети: Учебное  пособие для воспитателей дошкольных  учреждений, студентов педагогических  колледжей и вузов, родителей  дошкольников. - 3-е изд., перераб.  И доп. - М.: Издательство «Ювента», 2001. - 176 с.: ил.

5.Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия. // Сост. И.В.  Дубровина идр. – М., 1999.- 159 с.

6.Волков Б.С. , Волков Н.В.  Методы исследования в психологию  – М., 2002.

7.Выготский Л.С. Педагогическая  психология. - М., 1994.

8.Дружинин В.Н. Психология  общих способностей. – М., 1996.

9.Изард.К.Э. Психология  эмоций. – СПб.,2000.

10.Канн – Калик Б.А.  Учителю о педагогическом общении.  – М., 1995.- 102с.

11.Методическое пособие  для преподавателей. – М., 1997.

12. Нравственное воспитание  в детском саду. Под ред. В.Г  Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1975. - 254 с.

13.Никифоров А.И. Морфология  сказки. М., 1969. -122 с.

14. Психология детей дошкольного  возраста // Под ред. А.В. Запорожца,  Д.Б. Эльконина - М.: Просвещение,1964. - 578 с.

15.Развитие мышления и  умственное воспитание дошкольников. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.  Ф. Говорковой. М., 1987.

16.Развитие познавательных  способностей в процессе дошкольного  воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера.  М., 1986.

17.Регуш Л.А. Практикум  по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2001.

18.Рубинштейн С.Л. Психология  общения.- М., 2001.

19.Станкин М.И. Профессиональные  способности педагога: Акмеология  воспитания и обучения. – М., 1998.

20.Станкин М.И. Психология  общения: Курс лекций. - М.,2000.

21. Соловейчик С.Л. Педагогика  для всех. М.: Просвещение, 1987. - 376 с.

22. Усова А.П. Обучение  в детском саду. М.: Просвещения, 1970. - 215 с.

23. Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. Практикум по дошкольной  психологии. - М.: Академия, 1998. - 304 с.

24.Шанраева О.А. Детская  психология. - М.,2001. – 90с.

25.Эльконин Д. Б. Психология  игры. М., 1978.

26. Якобсон С.Г. Моральное  воспитание в детском саду: Пособие  для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание  дошкольника», 2003. - 112 с.




Информация о работе Комплекс занятий направленный на формирование социокультурных качеств у старших дошкольников посредством сказок