Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий по обучению родному языку.
Объект исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: активизация речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности дошкольников
5
1.1. Психолингвистические основы речевой деятельности
5
1.2. Проблема активизации речевой деятельности дошкольников
12
1.3. Характеристика комплексных занятий по развитию речи детей дошкольного возраста
18
Выводы по главе 1
25

Глава 2. Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников
26
2.1. Особенности речевого развития дошкольников
26
2.2. Разработка методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий
31
2.3. Эффективность разработанной программы
42
Выводы по главе 2
44

Заключение
45

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦССЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Занятия помогают реализовать возможности общего познавательного развития в дошкольном детстве.

На занятиях внимание ребенка целенаправленно фокусируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность - речевая. Речевая деятельность связана с познавательной деятельностью, с интеллектуальной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании[18, с. 21].

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие познавательных процессов и речевых навыков и умений.

В.И. Яшина [1] предлагает классификацию занятий по родному языку:

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра "Угадай, чего не стало" - образование существительных множественного числа родительного падежа); занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по ознакомлению с художественной литературой.

2.В зависимости от применения  наглядного материала:

а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

б) занятия с применением изобразительной наглядности: е игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры) [14, с. 25].

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах - план рассказа, его обсуждение и др.).

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А.М. Бородич [3]:

      • занятия по сообщению нового материала;
      • занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
      • занятия по обобщению и систематизации знаний;
      • итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
      • комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка[8, с. 32].

Исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина [18] и О.С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. "Важность этого принципа состоит том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятия проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным"[18, с. 22].

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на общее психическое развитие ребенка в период дошкольного детства. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей[3, с. 36].

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей[21, с. 102].

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования:

Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции[16, с. 96].

Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей[11, с. 65].

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя (в психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности речевого общения) [5, с. 89].

Учет результатов занятия помогает контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление об ратной связи, позволяет намечать пути дальнейшей работы с детьми как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности[1, с. 26].

Связь занятия с последующей работой по развитию речи. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

 

 

Выводы по главе 1

 

1. Речевая деятельность – это  активный, целенаправленный процесс  создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

2. Важнейшим принципом изучения  активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность.

3. Широкое распространение получили  комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

 

 

Глава 2. Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников

2.1. Особенности речевого  развития дошкольников

 

Опытно-экспериментальная работа по диагностике речевой деятельности дошкольников мы проводили на базе детского сада № 12 г. Могилева в период с 1 сентября по 1 ноября 2012 г.

Цель эксперимента – выявить влияние комплексных занятий на активизацию речевой деятельности дошкольников.

Объект исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: активизация речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий.

Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень речевой деятельности старших дошкольников повысится, если в речевой работе с ними использовать комплексные занятия.

Испытуемые лица: 20 воспитанников группы «Фантазеры» детского сада разбитые на две группы: экспериментальную и контрольную.

Возраст испытуемых – 5-6 лет.

На первом этапе стояли задачи:

1. Выявить особенности развития  речевой деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

2. Изучить уровень развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать полученные  результаты.

При составлении программы констатирующего эксперимента была использована методика изучения детской речи М.М, Алексеевой и В.И. Яшиной [1].

Методика для проведения констатирующего эксперимента состояла из трех заданий:

Задание № 1. Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное  определение понятия, а затем назвать и отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выбранных картинок, каждый верный выбор оценивается одним балом. Высшая оценка – 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговариваться, смеяться, плакать). Высшая оценка – 10 баллов. 1 бал – если подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов – если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Задание № 3. подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса. (Платье. Какое оно? Как про него можно рассказать? Каким оно может быть?). Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – если придумано более 3 слов, 1 балл – если придумано менее 3 слов, 0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

Информация о работе Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников