Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:25, курсовая работа
Цель исследования: изучение активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий по обучению родному языку.
Объект исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: активизация речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности дошкольников
5
1.1. Психолингвистические основы речевой деятельности
5
1.2. Проблема активизации речевой деятельности дошкольников
12
1.3. Характеристика комплексных занятий по развитию речи детей дошкольного возраста
18
Выводы по главе 1
25
Глава 2. Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников
26
2.1. Особенности речевого развития дошкольников
26
2.2. Разработка методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий
31
2.3. Эффективность разработанной программы
42
Выводы по главе 2
44
Заключение
45
Список использованных источников
В контрольной группе высокого уровня не смог достичь ни один из дошкольников. У всех испытуемых показатели повысились, но не значительно. Наибольших успехов достигли: Наташа (47 баллов), Диана (43) и Лариса (43). У остальных дошкольников из контрольной группы результаты выросли на 2-3 балла.
Так, мы видим, что у детей в экспериментальной группе, с которыми проводился формирующий эксперимент, повысился уровень развития речевой деятельности. У детей контрольной группы, с которыми формирующий эксперимент не проводился результаты повысились незначительно.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, что уровень речевой деятельности старших дошкольников повысится, если в речевой работе с ними использовать комплексные занятия, в ходе проведенного эксперимента подтвердилась.
Выводы по главе 2
1. Результаты констатирующего эксперимента следующие: высокий уровень не был достигнут ни одним ребенком; средний уровень - 8 (80%) дошкольников; низкий уровень - 2 (20%) дошкольников. Результаты идентичны для обеих групп. Качественный анализ диагностики речевой деятельности детей показал, при классификации понятий большинство дошкольников путают между собой овощи и фрукты; при подборе синонимов ни один из дошкольников не смог назвать синонимы ко всем предложенным словам, что говорит о бедности словаря; при подборе определений чаще всего дети называли оценочные прилагательные. Реже всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной опоры детям трудно представить их.
2. После констатирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы проводились комплексные занятия по развитию речевой деятельности. Разработанная программа была рассчитана на год.
3. Результаты контрольного эксперимента следующие: экспериментальная группа: высокий уровень - 4 (40%) дошкольников, средний уровень - 60% дошкольников; контрольная группа - все дети (100%) показали средний уровень речевого развития.
Заключение
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи.
Одним из средств общего психического развития ребенка в период дошкольного детства являются комплексные занятия по развитию речи, т.к. речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
2. Важнейшим принципом изучения активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность.
3. Широкое распространение
Анализ результатов экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы:
1. Результаты констатирующего эксперимента следующие: высокий уровень не был достигнут ни одним ребенком; средний уровень - 8 (80%) дошкольников; низкий уровень - 2 (20%) дошкольников. Результаты идентичны для обеих групп. Качественный анализ диагностики речевой деятельности детей показал, при классификации понятий большинство дошкольников путают между собой овощи и фрукты; при подборе синонимов ни один из дошкольников не смог назвать синонимы ко всем предложенным словам, что говорит о бедности словаря; при подборе определений чаще всего дети называли оценочные прилагательные. Реже всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной опоры детям трудно представить их.
2. После констатирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы проводились комплексные занятия по развитию речевой деятельности. Разработанная программа была рассчитана на год.
3. Результаты контрольного эксперимента следующие: экспериментальная группа: высокий уровень - 4 (40%) дошкольников, средний уровень - 60% дошкольников; контрольная группа - все дети (100%) показали средний уровень речевого развития.
Список использованных источников