Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий по обучению родному языку.
Объект исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: активизация речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности дошкольников
5
1.1. Психолингвистические основы речевой деятельности
5
1.2. Проблема активизации речевой деятельности дошкольников
12
1.3. Характеристика комплексных занятий по развитию речи детей дошкольного возраста
18
Выводы по главе 1
25

Глава 2. Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников
26
2.1. Особенности речевого развития дошкольников
26
2.2. Разработка методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий
31
2.3. Эффективность разработанной программы
42
Выводы по главе 2
44

Заключение
45

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦССЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

В контрольной группе высокого уровня не смог достичь ни один из дошкольников. У всех испытуемых показатели повысились, но не значительно. Наибольших успехов достигли: Наташа (47 баллов), Диана (43) и Лариса (43). У остальных дошкольников из контрольной группы результаты выросли на 2-3 балла.

Так, мы видим, что у детей в экспериментальной группе, с которыми проводился формирующий эксперимент, повысился уровень развития речевой деятельности. У детей контрольной группы, с которыми формирующий эксперимент не проводился результаты повысились незначительно.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, что уровень речевой деятельности старших дошкольников повысится, если в речевой работе с ними использовать комплексные занятия, в ходе проведенного эксперимента подтвердилась.

 

 

Выводы по главе 2

 

1. Результаты констатирующего эксперимента следующие: высокий уровень не был достигнут ни одним ребенком; средний уровень - 8 (80%) дошкольников; низкий уровень - 2 (20%) дошкольников. Результаты идентичны для обеих групп. Качественный анализ диагностики речевой деятельности детей показал, при классификации понятий большинство дошкольников путают между собой овощи и фрукты; при подборе синонимов ни один из дошкольников не смог назвать синонимы ко всем предложенным словам, что говорит о бедности словаря; при подборе определений чаще всего дети называли оценочные прилагательные. Реже всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной опоры детям трудно представить их.

2. После констатирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы проводились комплексные занятия по развитию речевой деятельности. Разработанная программа была рассчитана на год.

3. Результаты контрольного эксперимента следующие: экспериментальная группа: высокий уровень - 4 (40%) дошкольников, средний уровень - 60% дошкольников; контрольная  группа - все дети (100%) показали средний уровень речевого развития.

 

 

 

 

Заключение

 

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи.

Одним из средств общего психического развития ребенка в период дошкольного детства являются комплексные занятия по развитию речи, т.к. речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

1. Речевая деятельность – это  активный, целенаправленный процесс  создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

2. Важнейшим принципом изучения  активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность.

3. Широкое распространение получили  комплексные занятия. Комплексный  подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Анализ результатов экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы:

1. Результаты констатирующего эксперимента следующие: высокий уровень не был достигнут ни одним ребенком; средний уровень - 8 (80%) дошкольников; низкий уровень - 2 (20%) дошкольников. Результаты идентичны для обеих групп. Качественный анализ диагностики речевой деятельности детей показал, при классификации понятий большинство дошкольников путают между собой овощи и фрукты; при подборе синонимов ни один из дошкольников не смог назвать синонимы ко всем предложенным словам, что говорит о бедности словаря; при подборе определений чаще всего дети называли оценочные прилагательные. Реже всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной опоры детям трудно представить их.

2. После констатирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы проводились комплексные занятия по развитию речевой деятельности. Разработанная программа была рассчитана на год.

3. Результаты контрольного эксперимента следующие: экспериментальная группа: высокий уровень - 4 (40%) дошкольников, средний уровень - 60% дошкольников; контрольная  группа - все дети (100%) показали средний уровень речевого развития.

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М.М.Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1985. - № 5. – С. 10-15.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
  4. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
  5. Гвоздев, Н.А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
  6. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / А.С. Герасимова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
  7. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. - М.: Знание, 1980. - 137 с.
  8. Дубініна, Дз.М. Гульнявыя комплексы ў развіцці выразнага маўлення дашкольнікаў / Дз.М. Дубініна. // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 1998. – №1. – С. 32-37.
  9. Дубініна, Дз.М. Мастацка-маўленчае развіцце дашкольнікаў / Дз.М. Дубініна.. – Мн.: Зорны верасень, 2007. – 50 с.
  10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.
  11. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.
  12. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.
  13. Львов, М.И. Методика развития речи младших дошкольников / М.И. Львов.- М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  14. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – С. 25-30.
  15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
  16. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2005 - 511 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
  18. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 21-24.
  19. Старжінская, Н.С. Тэорыя і методыка развіцця беларускага маўлення ў дашкольнікаў / Н.С. Старжінская. – Мн.: Зорны верасень, 2000.  – 256 с.
  20. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
  21. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - Педагогика, М.: Академия, 2000. – 566 с.

 

 

 


 



Информация о работе Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников