Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:25, курсовая работа
Цель исследования: изучение активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий по обучению родному языку.
Объект исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: активизация речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности дошкольников
5
1.1. Психолингвистические основы речевой деятельности
5
1.2. Проблема активизации речевой деятельности дошкольников
12
1.3. Характеристика комплексных занятий по развитию речи детей дошкольного возраста
18
Выводы по главе 1
25
Глава 2. Комплексные занятия как средство активизации речевой деятельности старших дошкольников
26
2.1. Особенности речевого развития дошкольников
26
2.2. Разработка методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий
31
2.3. Эффективность разработанной программы
42
Выводы по главе 2
44
Заключение
45
Список использованных источников
После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов – соответствует высокому уровню; 32-49 – среднему уровню, менее 32 баллов – низкому уровню.
Результаты представлены по экспериментальной группе в табл. 1, по контрольной – в табл. 2.
Таблица 1
Уровень развития речевой деятельности дошкольников экспериментальной группы
№ |
Испытуемые |
Классификация понятий |
Подбор синонимов |
Подбор определений |
Кол-во баллов |
1 |
Вероника Б. |
20 |
5 |
6 |
31 |
2 |
Марина Д. |
19 |
6 |
5 |
30 |
3 |
Дима И. |
25 |
8 |
7 |
40 |
4 |
Алина Л. |
24 |
6 |
7 |
37 |
5 |
Максим Н. |
26 |
7 |
8 |
41 |
6 |
Олег О. |
21 |
5 |
6 |
32 |
7 |
Наташа Т. |
27 |
8 |
8 |
43 |
8 |
Валера У. |
25 |
7 |
7 |
39 |
9 |
Аня Ш. |
27 |
8 |
7 |
42 |
10 |
Денис Я. |
22 |
6 |
6 |
34 |
Результаты эксперимента следующие: высокий уровень не был достигнут ни одним ребенком; средний уровень – 8(80%) дошкольников; низкий уровень – 2 (20%) дошкольников. Данные показатели идентичны в обеих группах (см. табл. 1 и 2).
Таблица 2
Уровень развития речевой деятельности дошкольников контрольной группы
№ |
Испытуемые |
Классификация понятий |
Подбор синонимов |
Подбор определений |
Кол-во баллов |
1 |
Наташа В. |
27 |
8 |
8 |
43 |
2 |
Ваня Г. |
20 |
6 |
5 |
31 |
3 |
Леша З. |
23 |
8 |
7 |
38 |
4 |
Андрей Л. |
24 |
6 |
7 |
37 |
5 |
Диана О. |
25 |
8 |
8 |
41 |
6 |
Анжела С. |
21 |
5 |
5 |
31 |
7 |
Лариса Т. |
27 |
7 |
8 |
42 |
8 |
Кирилл У. |
25 |
7 |
7 |
39 |
9 |
Оксана Ф. |
25 |
8 |
7 |
40 |
10 |
Вадим Х. |
23 |
7 |
6 |
36 |
Остановимся на анализе данных по каждому заданию.
При выполнении теста «Классификация понятий» большинство дошкольников, правильно называя овощи и фрукты, путались, распределяя их по категориям (Экспериментальная группа: Вероника, Марина, Олег, Денис, Алина, Дима, Валера; контрольная группа: Ваня, Леша, Андрей, Анжела, Вадим, Диана). Не смогли назвать некоторых животных (экспериментальная группа: Вероника, Марина, Олег, Денис, Максим, Наташа, Аня; контрольная группа: Ваня, Леша,, Анжела, Наташа, Лариса, Кирилл, Оксана). Путались при названии предметов одежды (экспериментальная группа: Вероника, Марина, Олег, Денис; контрольная группа: Ваня, Анжела, Вадим). Наименьшие трудности вызвали категории: «транспорт» и «игрушки».
Во втором задании наибольшие трудности вызвал подбор синонимов к слова: хмурый (экспериментальная группа: Вероника, Дима, Максим, Олег, Аня; контрольная группа: Леша, Анжела, Кирилл, Оксана, Вадим); веселый (экспериментальная группа: Вероника, Алина, Максим, Олег, Аня, Денис; контрольная группа: Андрей, Лариса); старый (экспериментальная группа: Вероника, Марина, Максим, Валера; контрольная группа: Ваня, Андрей, Диана, Анжела, Лариса, Кирилл, Оксана, Вадим); трусливый (экспериментальная группа: Вероника, Марина, Дима, Олег, Наташа, Валера, Денис; контрольная группа: Наташа, Ваня, Андрей, Анжела); идти (экспериментальная группа: Вероника, Алина, Олег, Наташа, Валера, Денис; контрольная группа: Наташа, Ваня, Леша, Андрей, Анжела, Лариса, Вадим); разговаривать (экспериментальная группа: Марина, Алина, Олег, Денис; контрольная группа: Ваня, Диана, Анжела, Кирилл).
При подборе определений к словам, почти все испытуемые (за исключением Марины (экспериментальная группа, слово лиса), Вани (контрольная группа, слово платье), Анжелы (контрольная группа, слово береза)) подобрали к каждому из предложенных слов хотя бы одно определение. Не смогли подобрать три и более определений к словам: платье (Экспериментальная группа: Дима, Олег, Валера, Денис; контрольная группа: Ваня, Леша, Кирилл, Вадим); береза (экспериментальная группа: Вероника, Марина, Алина, максим, Наташа, Денис; контрольная группа: Ваня, Андрей, Анжела, Оксана, Вадим); девочка (экспериментальная группа: Вероника, марина, Алина, Олег, Наташа, Аня, Денис; контрольная группа: Ваня, Леша, Андрей, Анжела, Кирилл, Вадим); яблоко (экспериментальная группа: Вероника, марина, Дима, Олег, Наташа, Валера; контрольная группа: Наташа, Ваня, Анжела, Лариса, Оксана, Вадим); лиса (экспериментальная группа: Вероника, Марина, Дима, Алина, максим, Олег, Денис; контрольная группа: Наташа, Ваня, Леша, Андрей, Диана, Анжела, Кирилл, оксана).
2.2. Разработка методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий
После констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью повышения уровня речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством комплексных занятий. Комплексные занятия проводились с детьми из экспериментальной группы.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Разработка программы по
2. Апробация разработанной
Мы разработали систему комплексных занятий на год для детей старшего дошкольного возраста для развития их речевой деятельности.
Перспективный план работы с дошкольниками на год по развитию речевой деятельности посредством комплексных занятий
Месяц |
Программное содержание работы |
Название комплексных занятий | |
1 |
Сентябрь |
Учить различать и правильно называть овощи в натуральном виде, на картинках (формировать способность к обобщению); знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой). Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь им высказывать свои мысли; знакомство со сказкой «Репка». |
1. «Милости просим гости дорогие» 2. «Ходит сон близ окон» 3. «Во саду ли, в огороде» |
2 |
Октябрь |
Активизировать речь детей, обогатить их словарь: кирпичный, бревенчатый, с черепицей, с наличниками, медведюшко, лисица-лисонька, полакомиться; упражнять в отчётливом произношении звук –а- изолированно и в словах; побуждать произносить его с разной силой голоса. Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса», заучивание потешки «Как у нашего кота», помочь детям вспомнить знакомые сказки, желание рассказывать о героях. |
1. «Незнакомка» 2. «Чудесный сундучок» 3. «Котик, котик, поиграй» |
3 |
Ноябрь |
Активизировать словарь детей, относящийся к теме «Мебель»; обогатить словарь детей за счёт слов-характеристик пространственного расположения предметов; активизировать в речи детей слова кукует-воркует, кукарекает-гукает, слова-прилагательные, образованные по аналогии, различные словесные формы вежливости; Учить детей чётко артикулировать звук –у- (изолированно, в звукосочетаниях, в словах, в небольших фразах; побуждать детей произносить звуки с разной силой голоса). Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми; Вовлекать детей в диалоги на темы литературных произведений; знакомство и разучивание потешек, стихотворений С. Маршака, знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят». |
1. «Давайте знакомиться» 2. «Водичка, водичка, умой моё личико 3. «С гуся вода, а с Ванечки худоба» |
4 |
Декабрь |
Обогащать и активизировать словарный запас за счёт слов жеребёнок, ржание, лошадиная, изящный, тулуп, рукавички, валенки; с помощью картинок активизировать в речи детей название одежды и обуви варежки-перчатки, жакет-жилет, туфли-кроссовки-шлёпанцы; ввести в словарь детей слова печка, чугунок, ухват, кочерга. Отрабатывать отчётливое произношение гласных звуков –и, о- в отдельных словах и фразах; совершенствовать слуховое внимание, грамматический строй речи. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь им высказывать свои мысли; Разучивание потешки «Уж ты, зимушка-зима, стихотворения. К. Чуковского «Ёлка», Знакомство со сказкой «Колобок». |
1. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» 2. Поможем Эле выбрать одежду и обувь 3. «Колобок» 4. «Уж ты, зимушка-зима» |
5 |
Январь |
Активизировать в речи детей слова-названия животных и их детёнышей, названия кухонной посуды и утвари, бытовой техники: чайник-молочник-кофейник, дуршлак, миксер, кофемолка, мясорубка и т.д. Упражнять детей в чётком произношении гласных звуков –э, ы-, сог. зв. –п, пь-; закрепить произношение звука –м,мь- в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Совершенствовать грамматический строй речи. Приучать детей рассматривать сюжетные картинки и делиться впечатлениями об увиденном; вовлечь детей в диалог, помочь им высказать свои мысли. Разучивание стихотворений Н. Саконской «Где мой пальчик?», Знакомство детей со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя». |
1. Знакомство детей с Аней, Митей и Кисом 2. «Пришла коляда – отворяй ворота» 3. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» 4. «Гость на порог -- хозяйке радость» |
6 |
Февраль |
Активизировать в речи детей название посуды и предметов бытовой техники; учить детей правильно называть эти предметы и объяснять их назначение; знакомство с предметами обихода и введение новых слов: коромысло. Корыто. Стиральная доска. Совершенствовать грамматический строй речи, правильно использовать в речи предлоги –в, на, над- Упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков –б,бь-; закрепить произношение звука –б- в отдельных словах и фразах; учить детей чётко произносить звуки –т,ть-, -д,дь- в звукоподражаниях, словах; совершенствовать интонационную выразительность речи. Создать условия для диалога. Разучивание наизусть потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была, «Тень-тень, потетень»; знакомство со сказкой «Маша и медведь», с Масленицей. |
1. «Будет кухня с посудой!» 2. Хозяйкины помощники 3. «Половичку курочка веничком метёт» 4. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» |
7 |
Март |
Расширять словарь детей (матушка милая, родимая, дитя); объяснить значение слов лубяная, клочки, по закоулочкам, избушка; Отрабатывать чёткое произношение звуков –к,кь, -г,гь-, -х,хь- в звукоподражаниях и словах; совершенствовать слуховое внимание. Совершенствовать грамматический строй речи. Используя картинку активизировать речь детей; предоставить им возможность описать (по памяти) знакомую кошечку или собачку; вызвать у ребёнка желание попробовать себя в роли. Разучивание весенней заклички «Весна, весна красная», «Сельская песня» А.Плещеева. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» |
1. «Эля и пёс». 2. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» 3. «Приди Весна с радостью» |
8 |
Апрель |
С помощью картинок альбома «Учусь говорить» активизировать речь детей, обогатить их словарь за счёт слов пушистый, гладкий, лакает. Мурлычет, острые когти, выгибает спину. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков –в,-ф- изолированно и в словах; отрабатывать чёткое произношение звука –с; развивать речевое дыхание. Упражнять детей в образовании существительных по аналогии. С помощью специальной ситуации вовлечь детей в разговор, помочь им высказать свои мысли, подсказывая некоторые слова и фразы. Заучивание наизусть: Е Чарушин «Трус», знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух», рассказом К. Ушинского «Петушок с семьёй» |
1. «Трень-брень, гусельки» 2. «Кот, лиса и петух» 3. Выбираем для Эли собаку и котёнка. 4. «Курочка Ряба» |
9 |
Май |
Обогатить словарь детей за счёт разнообразных «диковинных» предметов веер, парик, парчовая туфелька, перо, монета, а так же за счёт слов солнце вывалилось, выкатилось; крокодил завопил; заря-заряница; замыкает, зажигает. Упражнять в чётком произношении звука –з (-зи, -зя, -за, -зу), отработать чёткое произношение звука –у, медленно и быстро, тихо и громко. Совершенствовать грамматический строй речи. С помощью спланированной ситуации помогать детям вести диалог со сказочным персонажем; активизировать в их речи различные словесные формы выражения просьбы, благодарности. Разучивание потешки «Солнышко – колоколнышко»; знакомство со сказкой «Теремок». |
1. «Здравствуй солнышко- 2. «Сорока-белобока кашу варила» 3. «Кто в тереме живёт» |
Наша программа была направлена на активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Центральное место на наших занятиях отводилось развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Во время проведения занятий дети были заинтересованы предложенными темами. К концу проведения программы у детей активизировался словарь по различным темам – «Мебель», «Животные», «Растения», «Кухонная посуда» и др.
Использованные словарные, грамматические упражнения, задания на построение монологов разных типов на комплексных занятиях способствовали развитию связной речи, звуковой культуры речи, грамматическому строю речи у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Эффективность разработанной программы
После проведенного формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент с целью проверки эффективности разработанной нами программы.
Задачи контрольного эксперимента:
1. Повторная диагностика детей
экспериментальной и
2. Проверка эффективности разработанной программы.
Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и констатирующий эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 3
Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп по уровню речевой деятельности в констатирующем и контрольном эксперименте
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Конст. |
Контр. |
Конст. |
Контр. | |
Низкий |
80 |
0 |
80 |
0 |
Средний |
20 |
60 |
20 |
100 |
Высокий |
0 |
40 |
0 |
0 |
Результаты контрольного эксперимента следующие:
В экспериментальной группе стопроцентный результат (высокий уровень) показали Дима, Наташа, Валера, Аня. Близкий к максимальному результат показал Максим (48 баллов), незначительные ошибки были у Алины и Дениса (45 и 43 балла). Хуже остальных справились с заданиями Олег (40), Вероника (39), Марина (37). Олег не смог назвать некоторые овощи и фрукты, затруднился назвать синоним к слову трусливый и не смог подобрать трех определений к слову лиса. Идентичные трудности испытывали Вероника и Марина. Они не смогли назвать некоторые овощи, фрукты и животных, подобрать синонимы к словам: веселый (Вероника) и старый (Марина) и не смогли подобрать трех определений к словам: яблоко и лиса.