Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:16, доклад
Модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
Содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;
Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества личностно-профессионального становления учителя в контексте модернизации педагогического образования
Предложения по модернизации педагогического образования
Проект
Концепция модернизации педагогического образования
Оглавление
Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества
личностно-профессионального ст
Предложения по модернизации педагогического образования
Миссия учителя
Учитель осуществляет уникальную миссию, определяющую настоящее и будущее индивида, общества и в целом человеческой цивилизации. Несмотря на глобальные изменения информационного пространства, постоянное совершенствование образовательных технологий, использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии развитию личности по-прежнему принадлежит учителю. Именно он, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в мир культуры, социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации. Учитель оказывает особое влияние на выбор учащимися индивидуальной траектории морального, интеллектуального, эмоционального, социального развития. Он принимает непосредственное участие в процессе формирования у молодого человека «Я-концепции», образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, природе и обществу, бытию в целом.
В связи с этим не теряет своей актуальности проблема, заключающаяся в определении личностных и профессиональных качеств, которыми призван обладать учитель любого типа и уровня образовательного учреждения, где ему суждено открывать перед своими учениками мир ценностей, знаний, культуры, глубинный смысл и предназначение человеческого бытия, сопровождать их по пути личностного становления и развития, иными словами осуществлять педагогическую миссию.
Ценностно-культурная,
гуманистическая, творческая составляющие
педагогического труда
воспитанного специалиста, обладающего комплексом современных компетенций, универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни в условиях уровневого образования.
Несомненно, что система педагогического образования призвана, с одной стороны, отвечать задачам личностно-профессионального становления учителя, способного воспитывать подрастающее поколение в контексте непреходящих ценностей и смыслов бытия, с другой – соответствовать вызовам современного этапа развития науки и общества, учитывать ведущие тенденции в динамике профессиональной подготовки педагога, быть нацеленной на перспективы ее дальнейшего совершенствования.
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Актуализация проблемы поиска новых теоретико-методологических оснований модернизации педагогического образования связана с необходимостью решения насущных проблем современной школы.
Во-первых, следует указать на проблему готовности учителя к педагогической поддержке ученика, к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления. В процессе межличностного взаимодействия учителя с учащимися происходит обмен опытом, знаниями, мировоззренческими представлениями, оказывается содействие развитию их личности. Несомненно, что сотрудничество между учителем и учащимися, возникновение конструктивного диалога между ними, сама возможность оказания позитивного педагогического влияния на ученика определяется уровнем личностной зрелости учителя, наличием у него коммуникативной культуры, его способностью установить эмоционально-ценностные отношения с воспитанниками, создать благоприятный психосоциальный климат в учебной группе.
Владение учителем конфликтологической культурой, его способность оказывать ученику педагогическую поддержку в разрешении различного рода проблем и противоречий, с которыми ему приходится постоянно сталкиваться на трудном пути приобщения к достижениям человеческой культуры, социуму, обретения себя, осознания цели и смысла своего существования, является существенным фактором его профессионального успеха.
Следовательно, формирование личностной и профессиональной готовности будущего учителя к плодотворному взаимодействию, сотрудничеству со своими учениками, оказанию им разносторонней помощи и поддержки составляет важнейшую задачу его педагогического образования, являет собой базовый критерий коммуникативной компетентности как признака общей и профессиональной культуры выпускника современного института педагогического образования.
Во-вторых, значимой в контексте определения концептуальных положений модернизации педагогического образования представляется проблема подготовки учителя к реализации этической составляющей педагогической деятельности. Этический аспект в профессиональном труде учителя отражает систему его ценностей, отношений, нравственных установок, является моральной основой профессиональных действий и поступков, предопределяет гуманистическую направленность педагогического мышления.
В деятельности педагога следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований. Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии: социальное значение учителя как транслятора культуры, нравственных ценностей, примера, образца для подражания; оказание педагогом влияния на становление и развитие личности ученика, его дальнейший жизненный путь. Любое слово, действие учителя, сделанный им выбор среди альтернативных способов разрешения педагогической ситуации всегда в первую очередь должны сверяться с существующими в данном обществе этическими нормами и ценностями.
Следует также отметить, что существенным атрибутом педагогической деятельности является наличие у учителя особых властных полномочий, определяемых его социальной ролью и профессиональным статусом. В связи с этим не теряет актуальности вопрос о необходимости разработки и принятия клятвы выпускниками педагогических вузов, так как это издавна практикуется в системе высшего медицинского образования. У будущего учителя должны быть сформированы принципы профессионального поведения и этика ответственности. Одним из наиболее острых вопросов при обсуждении проблемы профессиональной ответственности является вопрос о компетенции и полномочиях конкретного профессионала, диктуемых его профессиональной ролью. Реализация властных полномочий преломляется через нравственную культуру учителя.
Школа существенным образом оказывает влияние на воспитание мировоззрения подрастающего человека, его нравственных принципов, ценностей, поэтому столь значимой представляется аксиологическая составляющая педагогической деятельности. Ценностно-ориентационное единство позволяет учителю позитивно влиять на своих учеников, эффективнее осуществляется процесс ценностного обмена. То, какие чувства и ценности ассоциируются с учителем, имеет первостепенное значение в построении плодотворных отношений с учащимися.
Векторами модернизации педагогического образования могут выступать ключевые характеристики идеального учителя в контексте его готовности к педагогической поддержке. К ним относятся: способность к личностно-профессиональному самоопределению относительно ценностей педагогической деятельности; децентрация учителя с собственных личностных проблем на проблемы ребенка; проектирование учителем деятельности по педагогической поддержке с учетом всех реалий конкретного ребенка. Все это предполагает создание в процессе педагогического образования необходимых и достаточных условий для ценностно-гуманистического самоопределения учителя как личности и профессионала, формирования у него потребности в развитии соответствующих качеств и свойств.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости формирования профессионально-этической компетентности будущего учителя как условия осуществления им миссии морального наставника, примера, нравственного эталона для своих учеников, что отвечает одному из ведущих сущностных смыслов педагогической деятельности.
В-третьих, следует отметить такой значимый фактор эффективной профессиональной деятельности учителя, каким является его информативная ценность для учащихся. Особую актуальность данный фактор приобретает в эру компьютерных технологий, когда учитель уже перестает быть основным источником информации для учеников. Меняются приоритеты в реализации профессиональных функций учителем: его главной задачей становится уже не трансляция знаний, а содействие учащимся в поиске нужной информации, формирование у них умений ее фильтрации, определения степени достоверности, полезности, практическом применении полученных знаний. Главными преимуществами учителя перед другими источниками информации продолжает оставаться наличие у него целостной, структурированной системы знаний в данной предметной области, позволяющей ему раскрывать перед учащимися сущность изучаемых ими объектов и явлений, содействовать формированию у них систематизированных знаний по конкретной учебной дисциплине. В процессе взаимодействия учителя и ученика осуществляется не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки также необходимо сместить акценты с формирования обширных предметных знаний на обучение технологии их качественного и количественного отбора, структурирования и систематизации, определения степени достоверности.
В-четвертых, важнейшими профессиональными качествами учителя являются его способности к эмпатии и рефлексии. Способность к эмпатии отвечает гуманистической сущности педагогической профессии, характеризует его готовность к сопереживанию, пониманию воспитанника, является необходимым условием для конструктивного взаимодействия с ним, оказания ему педагогической поддержки. Детерминантой профессионального успеха учителя является его способность к рефлексии. Осмысление результатов собственной деятельности, анализ мотивов, поступков, принятых решений, допущенных ошибок является основой для накопления им педагогического опыта, профессионального становления и развития. В связи с этим особое значение приобретает развитие способностей к эмпатии и рефлексии у будущих учителей в процессе профессиональной педагогической подготовки.
В-пятых, необходимо отметить важнейшую социальную функцию учителя как транслятора культуры. В контексте концепции диалога культур современный учитель призван осуществлять миссию медиатора между культурой и личностью познающего субъекта. Несомненно, формирование соответствующей готовности у будущего учителя является важнейшей задачей его профессионального обучения и личностного развития, что вполне возможно в пространстве педагогического образования, которое по своей природе само является посредником между студентом и педагогической действительностью.
В-шестых, особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у будущего учителя творческого отношения к профессиональной педагогической деятельности. Наличие творческой стороны профессиональной педагогической деятельности обусловлено в глобальном понимании эволюционной природой человека, изменчивостью его сознания и поведения, а в более узкой интерпретации - уникальностью личности педагога и каждого воспитанника, неповторимым своеобразием конкретных условий сложившейся педагогической ситуации. Творческая деятельность педагога имеет своей целью инициирование новых позитивных изменений в воспитаннике, отвечающих представлениям об идеале воспитания. На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы, анализирует педагогические ситуации, выбирает наиболее продуктивные в данных условиях способы деятельности, модифицируя, комбинируя уже известные формы, методы, средства, разрабатывая и применяя при необходимости новые, отказываясь от бесперспективных, неэффективных действий. Творчество учителя - это созидание нового в ученике, помощь в выработке у него знаний, мировоззренческих представлений, практических умений на основе достижений человеческой культуры.
В-седьмых, особую значимость в аспекте осуществления модернизации педагогического образования приобретает необходимость его ориентации на перспективу. Развитие педагогической профессии и подготовки к ней идет по объективным законам, эти законы необходимо исследовать для прогнозирования, выявления общих тенденций будущего профессионального образования. Труд учителя становятся более сложным в интеллектуальном плане, от него требуется выполнение сложнейших умственных операций: анализа, синтеза, комбинирования, прогнозирования, моделирования и т.д. Эта тенденция явно недостаточно учитывается в организации профессиональной подготовки. Будущий учитель все еще остается нацеленным на изучение специальных дисциплин и (в меньшей степени) методики их преподавания. Он учится оперировать соответствующими научными понятиями, действовать в рамках ограниченного числа методик, выйти за которые оказывается часто не в состоянии в силу явно недостаточной психолого-педагогической подготовки. Осмысление сущности профессиональной педагогической деятельности позволяет педагогу подняться на существенно более высокий уровень, дает возможность перейти от решения чисто исполнительских задач к задачам созидательного характера.
В-восьмых, обоснованным представляется в аспекте модернизации педагогического образования концептуальный тезис о профессиональной духовности учителя (Б.З. Вульфов). Профессиональная духовность учителя трактуется как максимальное проявление человеческого начала учителя в его профессиональном исполнении. Приведенная трактовка этого сложного феноменального состояния, свидетельствующая о духовной сущности сплава личного и профессионального начал в деятельности учителя, позволяет рассматривать данный концептуально-методологический тезис в качестве важнейшего основания для моделирования процесса и формирования содержания подготовки студента в системе педагогического образования как личности, с устойчивой ориентацией на высшие гуманистические ценности.
Информация о работе Концепция модернизации педагогического образования