Концепция модернизации педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:16, доклад

Описание работы

Модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
Содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;

Содержание работы

Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества личностно-профессионального становления учителя в контексте модернизации педагогического образования
Предложения по модернизации педагогического образования

Файлы: 1 файл

3.1evolution_concept.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

В области  информационного сопровождения реализации Концепции модернизации педагогического образования:

  • создание на сайте Федерального центра научно-методического сопровождения модернизации педагогического образования специального Форума, освещающего проблемы модернизации педагогического образования, обмена опытом внедрения инновационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров и т.п.;
  • создание на сайте Федерального центра научно-методического сопровождения модернизации педагогического образования специального Форума для студентов «Мое мнение», отражающего мнение студенчества в части оказания образовательных услуг;
  • создание и поддержка действующего в постоянном режиме сайта «Учитель – будущее России»;
  • создание и поддержка действующего в постоянном режиме депозитария лучших студенческих работ; использование данных материалов в разработке специальных педагогических курсов;
  • создание электронного журнала «Я – будущий  педагог», обеспечение доступности к содержанию журнала педагогических работников разного уровня образования.

 

Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса

Существенным  аспектом модернизации педагогического  образования является ее направленность на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса.

Во-первых, необходимо отметить значимость разработки  и внедрения в педагогическое образование перспективных и доказавших свою эффективность в различных сферах профессиональной подготовки специалистов кейс-технологий. Для этого должны быть решены следующие задачи:

  • разработана теория и технологию реализации кейс-метода в педагогическом образовании;
  • подготовлено учебно-методического обеспечение реализации кейс-технологий в педагогическом образовании: учебники (учебные пособия), сборники профессиональных кейсов; разработаны аудио- и видео- материалов по кейс-технологиям;
  • организовано обучение специалистов психолого-педагогического профиля кейс-технологиям;
  • обеспечено широкое распространение информации о кейс-технологиях, возможностях их применения и приобретения необходимых компетенций на образовательных сайтах в Интернет-среде;
  • организовано межвузовское, межрегиональное, международное сотрудничество по разработке кейсов и обмену опытом реализации кейс-технологий в образовании.

Реализация  кейс-метода отвечает набирающей силу тенденции к практиориентированности  профессионального образования, к  развитию уже на студенческой скамье у учащихся компетенций принятия эффективных и обоснованных решений профессиональных проблем. Кейс-технология универсальна, доступна для массового изучения и применения, действенна. Кейс-технология интегрируют целый ряд интерактивных методов, при их реализации могут быть задействованы новейшие информационные технологии, в том числе средства мультимедиа.

Одним из важнейших  дидактических преимуществ кейс-метода является реализация принципа индивидуализации обучения в процессе групповой дискуссии. Кейс-метод представляет собой эффективный способ актуализации теоретических знаний.

Вопрос внедрения  кейс-технологий в педагогическое образование  имеет теоретическую и практическую значимость, что обусловлено:

  • неразработанностью проблемы применения кейс-метода в профессиональном педагогическом образовании;
  • отсутствием обобщающих трудов по теории и технологии применения кейс-метода, изданных сборников учебных кейсов и, наряду с этим, возрастающей у педагогических работников потребностью в них;
  • ориентацией кейс-технологий на перспективы развития профессионального педагогического образования;
  • необходимостью модернизации педагогического образования, более широкого внедрения инновационных технологий.

Преподаватели психолого-педагогических специальностей, овладевшие кейс-технологиями и обеспеченные необходимым для этого дидактическим материалом, смогут достичь лучшего качества, существенно более высоких результатов с меньшими ресурсными затратами.

Во-вторых,  разработка и внедрение интерактивных форм, методов и средств осуществления образовательного процесса.

Разработка  программного и методического обеспечения  организации и проведения практикумов  по разрешению проблемных педагогических ситуаций.

Создание технологической, методической и организационной  базы для подготовки и проведения тренингов по формированию и развитию профессиональных педагогических компетенций.

Разработка  имитационно-моделирующих игр для  подготовки будущих педагогов к  реализации профессиональных педагогических задач.

В-третьих, разработка интерактивных учебных пособий, учебников, средств мультимедиа для усиления практикориентированности педагогического образования, повышения самостоятельности студентов в образовательном процессе, развития сети дистанционного образования.

Разработка  требований к программному обеспечению и критериев его отбора для реализации различных форм и методов осуществления дистанционного образования: видеоконференции, онлайн-лекции, онлайн-тренинги, вебинары и др.

В-четвертых, внедрение форм и методов организации проектной и исследовательской деятельности будущего учителя.

Одной из концептуальных стратегий модернизации педагогического  образования представляется активное использование в нем метода проектов, осуществления процесса профессиональной подготовки будущего учителя как  проективного педагогического образования. Основной категорией обозначенной стратегии  является проект как решение студентами – будущими учителями профессионально-педагогической проблемы, имеющей существенное значение  в контексте задач, связанных с обучением и воспитанием.

Проектная деятельность в большинстве случаев рассматривается  как взаимодействие преподавателя  и студентов по разработке и представлению  проектов при доминирующей активности студентов, обусловленное потребностью решения как предметных, так и профессионально-педагогических задач. Она направлена на развитие личности, обладает определенной объективной и субъективной ценностью и новизной, имеет личностную и социальную значимость, носит творческий характер. Ценностью проективного педагогического образования становится развитие личности будущего учителя в процессе овладения им новыми способами решения проблем и порождения новых знаний.

При использовании  метода проектов в вузе реализуются  присущие ему особенности: профессиональная направленность теоретической и практической подготовки; преобладание проблемности в преподавании и учении; высокая степень мотивации и эмоциональная насыщенность; высокий удельный вес самостоятельной поисковой учебной и исследовательской деятельности студентов; комплексность в содержании, организации, методике и контроле; высокая техническая оснащенность аудио-визуальной техникой и др.

Применение  метода проектов в пространстве педагогического  образования  позволяет не только решать проблемы овладения студентами комплекса предметных, методических и психолого-педагогических знаний, но и формировать соответствующие качества личности будущего учителя.

Основной позитивный смысл метода проектов заключается  в том, что он предусматривает  личностно-ориентированный подход к учащимся, нацелен на творческое развитие личности. Метод проектов помогает воспитывать мыслящего, самостоятельного, готового к совместной деятельности студента, понимающего, что знание - это не самоцель, а средство развития личности. Метод проектов учит студента совершенствовать умения самому отыскивать информацию, включает его в интеллектуальный творческий поиск. Поскольку традиционная информационно-просвещенческая модель перестает удовлетворять растущим запросам динамически изменяющегося социума, современные педагоги видят в методе проектов одно из перспективных средств реализации новой модели образования, направленной на сознательное овладение практическими компетенциями.

Реализация  проекта дает возможность студентам  действовать самостоятельно, получать результат в соответствии с заранее разработанным замыслом, работать, взаимодействуя друг с другом и в сотрудничестве с преподавателем. Метод проектов опирается на ряд принципов, в их числе: интерес к выполнению проекта со стороны участников, связь проекта с реальной жизнью, ведущая консультационно-координирующая роль преподавателя, межпредметный характер проектов, структурная завершенность.

Метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, заметно усиливает мотивацию учения, поскольку добываемые учащимися знания в ходе самостоятельного поиска для конкретного дела приобретаются в момент наивысшей заинтересованности в их получении. Именно эта составляющая метода проектов помогает решать проблему качества обучения.

Система подготовки студентов вуза к работе в условиях информатизации образования, основанная на проектном обучении, позволит осуществлять эффективную подготовку будущих  преподавателей к использованию  ими метода проектов в общеобразовательной школе.

В-пятых, внедрение эвристических методов в образовательный процесс: «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, эмпатия (метод личной аналогии), инверсия, синектика и др.

Данные методы реализуются, как правило, в групповых  формах работы. Они позволяют будущим учителям найти несколько возможных вариантов разрешения проблемных педагогических ситуаций, оценить каждый из них и выбрать наиболее эффективный. В процессе обсуждения предложенных решений студенты должны приводить обоснованные аргументы в защиту своих идей, одновременно уметь критически анализировать возможные последствия их реализации. Использование данных методов не только позволяет будущим учителям совершенствовать компетенции принятия обоснованных профессиональных решений, но также стимулирует рост интеллектуальной активности студентов на занятиях, позитивно влияет на развитие их профессиональной мотивации.

Применение  эвристических  методов для разрешения проблем профессиональной педагогической деятельности развивает педагогическую  интуицию,  профессиональное мышление, творческие способности начинающих учителей. Эвристические методы позволяют целенаправленно осуществлять поиск нестандартных способов разрешения практических проблем профессиональной педагогической деятельности. Они могут быть использованы при решении проблем как в сфере межличностных взаимоотношений учителя и ученика, так и при разрешении трудностей и противоречий в учебно-познавательной деятельности.

Основные  выводы

Приведенная характеристика концептуальных подходов, интерпретация инновационного программного и методического обеспечения позволяет сделать ряд обобщений:

  • модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
  • содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;
  •   последовательно-циклическое освоение будущим учителем данных компонентов содержания педагогического образования создаст условия для формирования и развития  у него системы педагогических компетенций;
  • посредством когнитивного компонента студент осваивает систему знаний о сущности и моделях педагогической деятельности, овладевает сущностью и характеристиками профессионально-педагогических компетенций;
  • посредством ценностного компонента у студента формируется личностная профессионально-нравственная позиция, а также отношение к образовательному процессу и его субъектам;
  • посредством деятельностного компонента  у будущего учителя формируются необходимые профессиональные умения и навыки;
  • посредством личностного компонента у педагога формируются индивидуальные стратегии решения профессиональных проблем, готовность к проектированию совместно с учащимися траектории их личностного развития;
  • посредством  рефлексивного компонента  у будущего учителя формируются личностные новообразования, которые следует назвать профессионально-педагогической компетентностью;
  • система профессионально-педагогических компетенций учителя как содержание и результат педагогического образования должны быть диагностируемы как внешними экспертами, так и самим учителем;
  • содержание модернизируемого педагогического образования должно ориентироваться на формирование способностей будущего учителя готовить воспитанников к выполнению ключевых социальных ролей;
  • необходимо формировать и развивать систему наставничества как важнейшего условия профессионально-личностного развития учителя, его превращения в педагога-мастера;
  • необходимо совершенствовать организацию практического компонента в рамках педагогического образования, т.к. именно практическая деятельность создает условия не только для формирования первичного педагогического опыта у студентов, но и является источником их профессионально-педагогической проблематизации, предпосылкой становления базовых профессиональных компетентностей;
  • принципиальным для педагога является уровень владения родным языком, который является ключевым элементом национальной культуры, что определят значимость разработки не только системы мониторинга уровня сформированности педагогических компетенций, но и языковой компетентности
  • необходимо разработать научно-методические обеспечение внедрения в педагогическое образование информационных технологий, кейс-технологий, интерактивных методов, мультимедийных средств, методов и средств организации проектной деятельности.

Информация о работе Концепция модернизации педагогического образования