Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:16, доклад
Модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
Содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;
Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества личностно-профессионального становления учителя в контексте модернизации педагогического образования
Предложения по модернизации педагогического образования
В области информационного сопровождения реализации Концепции модернизации педагогического образования:
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Существенным аспектом модернизации педагогического образования является ее направленность на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса.
Во-первых, необходимо отметить значимость разработки и внедрения в педагогическое образование перспективных и доказавших свою эффективность в различных сферах профессиональной подготовки специалистов кейс-технологий. Для этого должны быть решены следующие задачи:
Реализация
кейс-метода отвечает набирающей силу
тенденции к
Одним из важнейших
дидактических преимуществ
Вопрос внедрения
кейс-технологий в педагогическое образование
имеет теоретическую и
Преподаватели психолого-педагогических специальностей, овладевшие кейс-технологиями и обеспеченные необходимым для этого дидактическим материалом, смогут достичь лучшего качества, существенно более высоких результатов с меньшими ресурсными затратами.
Во-вторых, разработка и внедрение интерактивных форм, методов и средств осуществления образовательного процесса.
Разработка программного и методического обеспечения организации и проведения практикумов по разрешению проблемных педагогических ситуаций.
Создание технологической, методической и организационной базы для подготовки и проведения тренингов по формированию и развитию профессиональных педагогических компетенций.
Разработка имитационно-моделирующих игр для подготовки будущих педагогов к реализации профессиональных педагогических задач.
В-третьих, разработка интерактивных учебных пособий, учебников, средств мультимедиа для усиления практикориентированности педагогического образования, повышения самостоятельности студентов в образовательном процессе, развития сети дистанционного образования.
Разработка требований к программному обеспечению и критериев его отбора для реализации различных форм и методов осуществления дистанционного образования: видеоконференции, онлайн-лекции, онлайн-тренинги, вебинары и др.
В-четвертых, внедрение форм и методов организации проектной и исследовательской деятельности будущего учителя.
Одной из концептуальных стратегий модернизации педагогического образования представляется активное использование в нем метода проектов, осуществления процесса профессиональной подготовки будущего учителя как проективного педагогического образования. Основной категорией обозначенной стратегии является проект как решение студентами – будущими учителями профессионально-педагогической проблемы, имеющей существенное значение в контексте задач, связанных с обучением и воспитанием.
Проектная деятельность
в большинстве случаев
При использовании метода проектов в вузе реализуются присущие ему особенности: профессиональная направленность теоретической и практической подготовки; преобладание проблемности в преподавании и учении; высокая степень мотивации и эмоциональная насыщенность; высокий удельный вес самостоятельной поисковой учебной и исследовательской деятельности студентов; комплексность в содержании, организации, методике и контроле; высокая техническая оснащенность аудио-визуальной техникой и др.
Применение метода проектов в пространстве педагогического образования позволяет не только решать проблемы овладения студентами комплекса предметных, методических и психолого-педагогических знаний, но и формировать соответствующие качества личности будущего учителя.
Основной позитивный
смысл метода проектов заключается
в том, что он предусматривает
личностно-ориентированный
Реализация проекта дает возможность студентам действовать самостоятельно, получать результат в соответствии с заранее разработанным замыслом, работать, взаимодействуя друг с другом и в сотрудничестве с преподавателем. Метод проектов опирается на ряд принципов, в их числе: интерес к выполнению проекта со стороны участников, связь проекта с реальной жизнью, ведущая консультационно-координирующая роль преподавателя, межпредметный характер проектов, структурная завершенность.
Метод проектов
позволяет вводить новое
Система подготовки студентов вуза к работе в условиях информатизации образования, основанная на проектном обучении, позволит осуществлять эффективную подготовку будущих преподавателей к использованию ими метода проектов в общеобразовательной школе.
В-пятых, внедрение эвристических методов в образовательный процесс: «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, эмпатия (метод личной аналогии), инверсия, синектика и др.
Данные методы реализуются, как правило, в групповых формах работы. Они позволяют будущим учителям найти несколько возможных вариантов разрешения проблемных педагогических ситуаций, оценить каждый из них и выбрать наиболее эффективный. В процессе обсуждения предложенных решений студенты должны приводить обоснованные аргументы в защиту своих идей, одновременно уметь критически анализировать возможные последствия их реализации. Использование данных методов не только позволяет будущим учителям совершенствовать компетенции принятия обоснованных профессиональных решений, но также стимулирует рост интеллектуальной активности студентов на занятиях, позитивно влияет на развитие их профессиональной мотивации.
Применение эвристических методов для разрешения проблем профессиональной педагогической деятельности развивает педагогическую интуицию, профессиональное мышление, творческие способности начинающих учителей. Эвристические методы позволяют целенаправленно осуществлять поиск нестандартных способов разрешения практических проблем профессиональной педагогической деятельности. Они могут быть использованы при решении проблем как в сфере межличностных взаимоотношений учителя и ученика, так и при разрешении трудностей и противоречий в учебно-познавательной деятельности.
Основные выводы
Приведенная характеристика концептуальных подходов, интерпретация инновационного программного и методического обеспечения позволяет сделать ряд обобщений:
Информация о работе Концепция модернизации педагогического образования