Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:16, доклад
Модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
Содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;
Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества личностно-профессионального становления учителя в контексте модернизации педагогического образования
Предложения по модернизации педагогического образования
В международной деятельности
Основные концептуальные подходы к модернизации педагогического образования
Будущее страны, ее кадровый потенциал во многом определяются качеством профессиональной подготовки педагогов, воспитывающих подрастающее поколение и готовящих специалистов для различных сфер человеческой жизнедеятельности. Поэтому уровень педагогического образования представляет одну из важнейших детерминант процветания государства, духовного и материального благополучия его граждан.
В системе педагогического образования одной из наиболее актуальных проблем является несомненная сложность подготовки педагогов к реальным условиям образовательной практики, к постоянно возникающим новым вызовам педагогической действительности. Данную общую проблему можно свести к комплексу взаимосвязанных, более частных, но при этом не менее существенных и значимых для педагогического образования проблем:
Успешность решения
данных проблем может быть обеспечена
при условии
Теоретический анализ идей,
существующих в ретроспективных
и современных теоретико-
Концептуальные подходы, центрирующие исследовательскую и практическую деятельность на личности педагога и учащегося, позволяют учитывать их индивидуальные особенности, обеспечивать условия для личностно-профессионального становления учителя, способного определять в сотрудничестве с учащимися оптимальную траекторию их развития, содействовать раскрытию природного потенциала учащихся. Реализация данных подходов обеспечивает создание благоприятной психосоциальной среды в профессионально-педагогическом образовательном пространстве.
Деятельностный подход нацелен на решение таких актуальных для педагогического образования проблем, как соединение знания и действия, обеспечение практикоориентированности профессионального образования, усиление роли учащихся в образовательном процессе, повышение их активности, самостоятельности. Компетентностный подход, интенсивно развивающийся в последнее время, предполагает формирование у выпускников педагогических вузов профессиональных компетенций, позволяющих им успешно решать насущные проблемы практической деятельности, проявлять такие востребованные у современного специалиста качества, как способность к работе в команде, инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Следует отметить, что уровень сформированности имманентно присущей учителю системы конкретных педагогических компетентностей является важнейшим показателем успешности педагогического образования. Вместе с тем, в рамках модернизации педагогического образования необходимо разработать не только идеологию формирования и развития у будущих педагогов и уже практикующих учителей системы педагогических компетенций, но и выработать систему их мониторинга. Технологический подход реализуется при проектировании и организации педагогического образования, оценке его эффективности, разработке различных технологий обучения, приемов оптимизации процесса профессиональной подготовки учителя.
Когнитивный подход применяется при построении структуры и содержания педагогического образования, подготовке учителя к принятию решений в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, придающий особую значимость и, соответственно, усиливающий роль интеллектуальной составляющей деятельности педагога. Междисциплинарный подход реализуется в профессиональной подготовке учителей-предметников, при разработке учебных планов, программ, содержания педагогического образования, выборе и применении форм, методов и средств осуществления образовательного процесса в высшей школе.
Социокультурные подходы ориентируют систему педагогического образования на становление учителя как субъекта профессионально-педагогической культуры. В процессе профессиональной подготовки у будущих педагогов должны быть сформированы компетенции культурно-просветительской деятельности, позволяющие им реализовать функции транслятора общекультурных ценностей учащимся, содействовать становлению и развитию у них системы моральных принципов и приоритетов, приобщению к традициям, присущим данному обществу, выработать нормы социальной коммуникации.
Эвристический подход предполагает подготовку учителей к принятию решений в сложных, нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, в условиях неопределенности и неполноты информации, содействующий развитию креативного потенциала студентов-педагогов, продуктивности формируемого у них педагогического мышления. Ситуационный подход позволяет учесть динамику процесса подготовки учителя к профессиональной деятельности, конкретные условия сложившейся образовательной ситуации, выйти за границы неизменных, консервативных педагогических систем, описываемых абстрактными моделями.
Системный (целостный, комплексный) подход, широко применяемый в психолого-педагогических исследованиях, дает возможность осуществить систематизацию получаемых будущими учителями психолого-педагогических знаний, что позволяет сформировать у них целостное представление о человеческой личности, педагогической действительности, учебно-воспитательном процессе, комплексно подойти к решению профессиональных задач.
Активизация интеграционных процессов в современной науке и образовании способствует разработке в психолого-педагогических исследованиях интегрированных подходов, ставящих цель более полного и целостного рассмотрения актуальных проблем. Авторы комбинированных подходов находят новые возможности и разрабатывают более совершенные методы достижения поставленных целей, используя эмерджентные свойства системы.
Интегративный подход в педагогических исследованиях последних лет получает все более широкое распространение, отмечается характерное для профессиональной подготовки учителя противоречие между интегративным характером педагогической деятельности и существующей предметной системой ее подготовки, обосновывается необходимость интеграции психолого-педагогических знаний, педагогической теории и практики, говорится об интеграционных процессах в системе профессионального педагогического образования. С позиции интегративного подхода рассматриваются вопросы функционирования учебных заведений, содержания и способов организации образования, преподавания различных интегрированных курсов, отдельных дисциплин, управления качеством образовательного процесса.
Комплексная реализация
обозначенных групп концептуальных
подходов к организации и осуществлению
педагогического образования по
На основе обозначенных выше концептуальных подходов сформулированы базовые принципы, охарактеризованы механизмы и технологии осуществления модернизации педагогического образования.
Принципы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования отвечают доказавшим свою действенность в педагогическом образовании концептуальным подходам, определяются ценностными основаниями и стратегическими целями его трансформации на ближайшую перспективу.
В процессе модернизации педагогического образования его принципы выполняют ряд взаимосвязанных функций:
Среди всех возможных принципов модернизации педагогического образования необходимо выделить основные, которые занимают центральное место и играют ключевую роль.
Принцип открытости
Открытость модернизации
педагогического образования
Принцип открытости
призван гарантировать
Принцип целостности
Многоаспектность
Успешное применение на практике полученных будущими учителями теоретических знаний возможно при условии сформированности у них целостных представлений об учебно-воспитательном процессе, его субъектах и объектах, своей профессиональной деятельности.
Принцип коллегиальности
Необходимость
этого принципа обусловлена, во-первых,
социальной природой педагогической деятельности;
во-вторых, объективно заданной и существующей
на субъективном уровне принадлежностью
каждого учителя к
Коллегиальность
учебно-воспитательного
Первый план предполагает, что осмысление реальности педагогического образования проводится коллегиально, соединяя усилия субъектов образовательного процесса, основываясь на единых, согласованных основаниях, с использованием коллективно-принятых норм и правил.
Второй план,
связанный с содержательной стороной
учебно-воспитательного процесса, предполагает
учет того, насколько субъекты педагогического
образования способны действовать коллегиально,
каков уровень их профессионально-
Принцип культуросообразности
Соответствие нормам современной культуры имеет непреходящую ценность и особую значимость как для педагога высшей школы, который организует образовательный процесс, так и для будущих учителей, осваивающих основы педагогической профессии, пути и средства достижения педагогического мастерства. Данный принцип модернизации педагогического образования непосредственно связан с организацией рефлексии преподавательской и учебной деятельностей в пространстве личностно-профессионального становления будущего учителя.
Информация о работе Концепция модернизации педагогического образования