Концепция модернизации педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:16, доклад

Описание работы

Модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
Содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;

Содержание работы

Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества личностно-профессионального становления учителя в контексте модернизации педагогического образования
Предложения по модернизации педагогического образования

Файлы: 1 файл

3.1evolution_concept.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)
  • организация системы научно-методического сопровождения образовательных учреждений региона.

В международной  деятельности

  • развитие взаимодействия с международными партнерами по вопросам обеспечения качества подготовки специалистов;
  • укрепление и расширение сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, крупными учебно-научными центрами, международными образовательными организациями;
  • расширение академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников;
  • разработка программ, стимулирующих сотрудничество структурных подразделений  образовательного учреждения с зарубежными вузами, центрами, лабораториями и учеными;
  • создание условий для экспорта образовательных услуг;
  • расширение спектра международных научных программ и проектов, реализуемых в рамках Болонского процесса, европейского пространства научных исследований  в регионах.

Основные  концептуальные подходы к модернизации педагогического образования

Будущее страны, ее кадровый потенциал во многом определяются качеством  профессиональной подготовки педагогов, воспитывающих подрастающее поколение и готовящих специалистов для различных сфер человеческой жизнедеятельности. Поэтому уровень педагогического образования представляет одну из важнейших детерминант процветания государства, духовного и материального благополучия его граждан.

В системе педагогического образования одной из наиболее актуальных проблем является несомненная сложность подготовки педагогов к реальным условиям образовательной практики, к постоянно возникающим новым вызовам педагогической действительности. Данную общую проблему можно свести к комплексу взаимосвязанных, более частных, но при этом не менее существенных и значимых для педагогического образования проблем:

  • трудности в актуализации и применении полученных будущими педагогами знаний;
  • мозаичность, неструктурированность данных знаний, отсутствие целостных представлений о профессиональной педагогической деятельности, ее объекте, субъекте, образовательном процессе;
  • подготовка педагогов к решению практических проблем профессиональной деятельности осуществляется несистемно и в основном на узком методическом уровне;
  • излишняя технологизация, обилие методических предписаний и как следствие – фактическая несостоятельность творческого компонента профессиональной подготовки педагога;
  • неподготовленность педагогов к выработке собственных стратегий и тактик принятия решений в ситуациях профессиональной деятельности, учитывающих конкретные условия сложившейся ситуации и нацеленных на достижение оптимальных результатов;
  • отсутствие целостной методологической базы педагогического образования, интегрирующей в себе наиболее продуктивные идеи, принципы, способы деятельности, на основе которой должна осуществляться комплексная, учитывающая все многообразие педагогического труда профессиональная подготовка педагогов.

Успешность решения  данных проблем может быть обеспечена при условии систематизированного и оптимального использования различных, доказавших свою эффективность концептуальных подходов, согласованных по ведущим идеям, направлениям применения и принципам. 

Теоретический анализ идей, существующих в ретроспективных  и современных теоретико-педагогических исследованиях, позволяет обозначить группы концептуальных подходов, в русле которых необходимо осуществлять модернизацию педагогического образования:

  • личностно-ориентированные подходы (гуманистический, личностный, антропологический и др.);
  • деятельностно-ориентированные подходы (деятельностный, компетентностный, технологический и др.);
  • когнитивно-ориентированные подходы (когнитивный, междисциплинарный, герменевтический и др.);
  • социокультурные подходы (культурологический, аксиологический, полисубъектный и др.)
  • подходы, учитывающие динамику образовательного процесса (ситуационный,  эвристический, процессный и др.);
  • интегративные подходы (системный, комплексный, целостный, системно-деятельностный и др.).

Концептуальные подходы, центрирующие исследовательскую и практическую деятельность на личности педагога и учащегося, позволяют учитывать их индивидуальные особенности, обеспечивать условия для личностно-профессионального становления учителя, способного определять в сотрудничестве с учащимися оптимальную траекторию их развития, содействовать раскрытию природного потенциала учащихся. Реализация данных подходов обеспечивает создание благоприятной психосоциальной среды в профессионально-педагогическом образовательном пространстве.

Деятельностный подход нацелен на решение таких актуальных для педагогического образования проблем, как соединение знания и действия, обеспечение практикоориентированности профессионального образования, усиление роли учащихся в образовательном процессе, повышение их активности, самостоятельности. Компетентностный подход, интенсивно развивающийся в последнее время, предполагает формирование у выпускников педагогических вузов профессиональных компетенций, позволяющих им успешно решать насущные проблемы практической деятельности, проявлять такие востребованные у современного специалиста качества, как способность к работе в команде, инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Следует отметить, что уровень сформированности имманентно присущей учителю системы конкретных педагогических компетентностей является важнейшим показателем успешности педагогического образования. Вместе с тем, в рамках модернизации педагогического образования необходимо разработать не только идеологию формирования и развития у будущих педагогов и уже практикующих учителей системы педагогических компетенций, но и выработать систему их мониторинга. Технологический подход реализуется при проектировании и организации педагогического образования, оценке его эффективности, разработке различных технологий обучения, приемов оптимизации процесса профессиональной подготовки учителя.

Когнитивный подход применяется при построении структуры и содержания педагогического образования, подготовке учителя к принятию решений в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, придающий особую значимость и, соответственно, усиливающий роль интеллектуальной составляющей деятельности педагога. Междисциплинарный подход реализуется в профессиональной подготовке учителей-предметников, при разработке учебных планов, программ, содержания педагогического образования, выборе и применении форм, методов и средств осуществления образовательного процесса в высшей школе.

Социокультурные подходы ориентируют систему педагогического образования на становление учителя как субъекта профессионально-педагогической культуры. В процессе профессиональной подготовки у будущих педагогов должны быть сформированы компетенции культурно-просветительской деятельности, позволяющие им реализовать функции транслятора общекультурных ценностей учащимся, содействовать становлению и развитию у них системы моральных принципов и приоритетов, приобщению к традициям, присущим данному обществу, выработать нормы социальной коммуникации.

Эвристический подход предполагает подготовку учителей к принятию решений в сложных, нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, в условиях неопределенности и неполноты информации, содействующий развитию креативного потенциала студентов-педагогов, продуктивности формируемого у них педагогического мышления. Ситуационный подход позволяет учесть динамику процесса подготовки учителя к профессиональной деятельности, конкретные условия сложившейся образовательной ситуации, выйти за границы неизменных, консервативных педагогических систем, описываемых абстрактными моделями.

Системный (целостный, комплексный) подход, широко применяемый в психолого-педагогических исследованиях, дает возможность осуществить систематизацию получаемых будущими учителями психолого-педагогических знаний, что позволяет сформировать у них целостное представление о человеческой личности, педагогической действительности, учебно-воспитательном процессе, комплексно подойти к решению профессиональных задач.

Активизация интеграционных процессов в современной науке и образовании способствует разработке в психолого-педагогических исследованиях интегрированных подходов, ставящих цель более полного и целостного рассмотрения актуальных проблем. Авторы комбинированных подходов находят новые возможности и разрабатывают более совершенные методы достижения поставленных целей, используя эмерджентные свойства системы.

Интегративный подход в педагогических исследованиях последних лет получает все более широкое распространение, отмечается характерное для профессиональной подготовки учителя противоречие между интегративным характером педагогической деятельности и существующей предметной системой ее подготовки, обосновывается необходимость интеграции психолого-педагогических знаний, педагогической теории и практики, говорится об интеграционных процессах в системе профессионального педагогического образования. С позиции интегративного подхода рассматриваются вопросы функционирования учебных заведений, содержания и способов организации образования, преподавания различных интегрированных курсов, отдельных дисциплин, управления качеством образовательного процесса.

Комплексная реализация обозначенных групп концептуальных подходов к организации и осуществлению  педагогического образования позволяет решить актуальные проблемы подготовки учителя, обеспечить инновационность, комплексность, вариативность, динамичность, практикоориентированость профессиональной подготовки педагогических кадров, поднять ее на качественно новый уровень.

На основе обозначенных выше концептуальных подходов сформулированы базовые принципы, охарактеризованы механизмы и технологии осуществления модернизации педагогического образования.

 

Принципы  модернизации  педагогического образования

Принципы модернизации педагогического образования отвечают доказавшим свою действенность в педагогическом образовании концептуальным подходам, определяются ценностными основаниями и стратегическими целями его трансформации на ближайшую перспективу.

В процессе модернизации педагогического образования его принципы выполняют ряд взаимосвязанных функций:

  • являются  ориентирами в организации деятельности, ее регуляторами и основаниями;
  • определяют стратегию и механизмы осуществления модернизации педагогического образования;
  • выполняют интегрирующую функцию, обобщая, систематизируя и формулируя выведенные из опыта организации и осуществления профессиональной педагогической подготовки основополагающие идеи, отражающие закономерности образовательного процесса в педагогическом вузе;
  • обеспечивают целенаправленный и научно-обоснованный отбор содержания педагогического образования, выбор форм, методов и средств осуществления образовательного процесса в педагогическом вузе;
  • позволяют разработать критерии оценки успешности учебной и педагогической  деятельности субъектов образовательного процесса, а также их самоэкспертизы.

Среди всех возможных  принципов модернизации педагогического  образования необходимо выделить основные, которые занимают центральное место  и играют ключевую роль. 

Принцип открытости

Открытость модернизации педагогического образования означает, прежде всего, принципиальную готовность его основных субъектов, которыми являются студенты – будущие учителя и  представители профессорско-преподавательского корпуса  к диалогу и взаимообогащению.

Принцип открытости призван гарантировать формирование у выпускника педагогического образования  готовность к сотрудничеству, согласованности  действий, суждений, оценок.

Принцип целостности

Многоаспектность педагогической деятельности, связанная, во-первых, с целостным представлением о человеке как предмете (субъекте) образования, единством и неразрывностью процессов обучения, воспитания и развития личности детерминирует соответствующий принцип модернизации педагогического образования. 

Успешное применение на практике полученных будущими учителями теоретических знаний возможно при условии сформированности у них целостных представлений об учебно-воспитательном процессе, его субъектах и объектах, своей профессиональной деятельности.

Принцип коллегиальности

Необходимость этого принципа обусловлена, во-первых, социальной природой педагогической деятельности; во-вторых, объективно заданной и существующей на субъективном уровне принадлежностью  каждого учителя к профессиональному  сообществу; в-третьих, прямой и опосредованной взаимозависимостью  успешности учителя и педагогического коллектива, учителя и ученического коллектива, учителя и ученика.

Коллегиальность учебно-воспитательного процесса в  контексте концепции педагогического  образования предполагает два плана. Первый из них касается пространства организации процесса профессионального образования и личностного становления будущего учителя, второй – критериально-содержательной стороны достигаемых при этом  результатов.

 Первый план  предполагает, что осмысление реальности педагогического образования проводится коллегиально, соединяя усилия субъектов образовательного процесса, основываясь на единых, согласованных основаниях, с использованием коллективно-принятых норм и правил.

Второй план, связанный с содержательной стороной учебно-воспитательного процесса, предполагает учет того, насколько субъекты педагогического образования способны действовать коллегиально, каков уровень их профессионально-педагогического общения, сформирована ли  готовность к субъект-субъектному взаимодействию, к построению продуктивных отношений  с коллегами.

Принцип культуросообразности

Соответствие  нормам современной культуры имеет непреходящую ценность и особую значимость как для педагога высшей школы, который организует образовательный процесс, так и  для будущих учителей, осваивающих основы  педагогической профессии, пути и средства достижения педагогического мастерства. Данный принцип модернизации педагогического образования  непосредственно связан с организацией рефлексии преподавательской и учебной деятельностей в пространстве личностно-профессионального становления будущего учителя.

Информация о работе Концепция модернизации педагогического образования