Концепция модернизации педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:16, доклад

Описание работы

Модернизацию педагогического образования в современных условиях необходимо осуществлять на основе доказавших свою действенность в педагогическом образовании научных подходов, обеспечивающих переход педагогического образования на качественно новый уровень;
Содержание модернизируемого педагогического образования должно конструироваться в рамках следующих компонентов: когнитивного; ценностного; деятельностного; личностного; рефлексивного;

Содержание работы

Миссия учителя
Требования к учителю современной школы как факторы модернизации педагогического образования
Цель и задачи модернизации педагогического образования
Основные концептуальные подходы модернизации педагогического образования
Принципы модернизации педагогического образования
Механизмы реализации Концепции
Инновационное программное и методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка качества личностно-профессионального становления учителя в контексте модернизации педагогического образования
Предложения по модернизации педагогического образования

Файлы: 1 файл

3.1evolution_concept.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Модернизация педагогического  образования может состояться, если будет осуществлена именно с учетом уникальности профессиональной духовности учителя,  заключающейся и в том, что она отражает  как ценностно-социальные, так и ценностно-профессиональные смыслы его миссии.

В-девятых, ориентированность учителя на разработку и реализацию инновационных программ, современных информационных технологий как ведущих факторов достижения эффективных результатов в современном образовательном процессе. Своеобразие сложившейся образовательной ситуации состоит в том, что нередко ученик лучше учителя владеет новейшими компьютерными технологиями и оказывается в большей мере адаптированным к жизни в информационном обществе, к поиску необходимых данных, их фиксации и обработке, сетевой коммуникации. Отставание учителя в данной сфере сказывается не только на ослаблении его позиции как транслятора знаний, но и на степени интереса к нему учащихся, авторитетности его мнений, а, следовательно, и возможности влияния на их личностное становление и развитие. Применение инновационных технологий существенно расширяет диапазон используемых педагогом дидактических методов и средств, позволяет ему комплексно реализовывать принципы обучения, в большей мере учитывать индивидуальные особенности учащихся, специфику конкретной педагогической ситуации.

В-десятых, для профессионального и личностного развития учителя особое значение приобретает его стремление к самоактуализации. В настоящее время актуальность проблемы саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности по-прежнему остается высокой, учитывая, что человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала, одним словом, становится полноценно функционирующим человеком. Подготовка студентов в педагогическом вузе должна рассматриваться как путь к реализации их собственных смыслов жизни. Необходимо признать связь эффективности обучения с поиском личностного смысла, мотивацией учения. Поэтому в процессе профессиональной педагогической подготовки необходимо осуществлять целенаправленные усилия, направленные на педагогическую поддержку самоактуализации студентов в образовательном процессе.

Соответствие этим требованиям  может быть достигнуто в рамках реализации компетентностный парадигмы педагогического образования, ориентированного на формирование и развитие личностно-профессиональной компетентности будущего учителя, что детерминирует, в свою очередь, значимость разработки модельных представлений о системе профессионально-личностных компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель.

Важно подчеркнуть, что  систему профессионально-педагогических компетенций учителя не следует  рассматривать в отрыве от ключевых (базовых) компетенций, как наиболее общих (универсальных) способностей, позволяющих  человеку понимать ситуацию и достигать  результатов в личной и профессиональной жизни. Уровень владения ключевыми компетенциями во многом определяет эффективность включения педагога в систему социокультурных отношений. Это важно, поскольку одной из отличительных особенностей педагогической профессии является ее культурологический и системный  характер.

В контексте модернизации российского государства и гражданского общества для учителя становиться  актуальным владение политическими и социальными компетенциями, такими, как принятие ответственности, участие в принятии групповых решений, конструктивное разрешение конфликтов, участие в поддержании и улучшении демократических институтов.

Значимыми для педагогической деятельности в современных условиях развития миграционных процессов являются компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе. Для мониторинга и минимизации роста расизма и ксенофобии, превенции климата нетерпимости в процессе личностного развития учащихся учителю необходимо владеть способностями регулирования межкультурных отношений.

Несомненно, приоритетной для учителя является такая компетенция, как владение устной и письменной коммуникацией. Это является определяющим условием успешности преподавателя непосредственно в образовательной среде, его эффективности в социуме в целом.

Важными для учителя являются и компетенции, связанные с компьютеризацией обучения, владением информационными технологиями, осознанием слабых и сильных сторон информационного ресурса, способностью к критическому восприятию содержащих в нем материалов.

В условиях модернизации российского государства и общества весьма актуальной является способность педагога осуществлять инновационную деятельность, без которой невозможно соответствовать требованиям интенсивно меняющегося социокультурного контекста.

Несомненно, предложенную систему ключевых (базовых) компетенций следует рассматривать как открытую к уточнению и дополнению в контексте происходящих в обществе изменений, что соответственно вносит свои коррективы в содержание требований к любой профессиональной деятельности, особенно к деятельности педагога. Именно ему предназначено осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения на всех уровнях отечественной системы образования с учетом реалий настоящего и дальнейших перспектив ее развития,  обеспечивая процессы модернизации, устойчивого инновационного развития страны.

Не вызывает сомнения, что для осуществления  эффективной педагогической деятельности учитель должен обладать определенным набором личностных качеств (например, гуманность, ответственность, гибкость, открытость, толерантность), без которых он не сможет овладеть системой профессионально-педагогических компетенций, тем более, их реализовывать. Важно отметить, что влияние этих качеств на эффективность деятельности учителя будет конструктивным, если их проявление обосновано образцами педагогического опыта, критериями, принадлежащими антрополого-педагогической культуре. Иными словами, личностное и профессиональное начала учителя являют собой нечто целостное и неразрывное, что служит методологическим ориентиром модернизации педагогического образования.

Цель и задачи модернизации педагогического образования

Цель – создание современной системы высшего педагогического образования, обеспечивающей личностно-профессиональное становление педагога, отличающегося устойчивым ценностно-гуманистическим самоопределением, гражданской идентичностью, поликультурными ориентациями, способного к осуществлению эффективной воспитательно-образовательной деятельности в контексте потребностей и запросов современного социума.

Цель – создать (обеспечить) необходимые условия для приведения системы профессиональной педагогической подготовки в соответствие с новейшими достижениями педагогической теории и практики, становления основ профессиональной компетентности педагогов в процессе педагогического образования. На основе приобщения к общекультурным ценностям, овладения системой знаний и умений стимулировать разностороннее личностное развитие студентов, их гражданскую устойчивость, ответственность, поликультурную ориентацию, способность в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самих себя.

 

Задачи модернизации педагогического образования

Современное образование  становится все более сложной  системой, которой приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем возрастающие требования ко всем участникам образовательного процесса. Для модернизации педагогического образования необходимо решить следующие задачи:

1) создать условия  для эволюции института педагогического образования в соответствии с актуальными потребностями динамично развивающегося общества; 

2) обеспечить  системное повышение качества  подготовки педагогов для образовательных  учреждений;

3) способствовать  духовно-нравственному становлению нового поколения учителей как ключевых субъектов формирования духовно-нравственной культуры общества;

4) усилить практиориентированность  профессионального педагогического  образования.

  1.   способствовать ресурсному обеспечению образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности  для повышения  эффективности  использования имеющихся возможностей в системе подготовки педагогических кадров;
  2. усилить ориентированность образовательных программ профессиональной подготовки на  запросы потребителей;
  3. преодолеть недостаточную  интенсивность и продуктивность сотрудничества  и взаимодействия  с субъектами образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности на региональном, российском и международном уровнях;
  4. осуществлять эффективное использование научных, методических разработок в образовательной практике, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в педагогический процесс и дальнейшую практическую деятельность;
  5. осуществлять непрерывное профессиональное развитие научно-педагогических кадров, быстрое освоение ими технологических и образовательных инноваций.

Реализация  задач, стоящая перед системой подготовки педагогических кадров в целом,   требует решения  задач образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку будущих учителей. Наиболее значимые среди них являются:

В области образования

  • переход на образовательные стандарты нового поколения и уровневую систему подготовки: расширение спектра программ бакалавриата и магистратуры, внедрение кредитно-модульной системы обучения, службы академического консультирования;
  • разработка моделей выпускника по всем направлениям бакалавриата и магистратуры с учетом требований ФГОС и запросов работодателей;
  • создание гибкой системы обновления образовательных программ, удовлетворяющих потребности рынка;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся;
  • внедрение новейших образовательных, ИКТ  технологий,  повышающих производительность труда преподавателей и эффективность учебной деятельности студентов;
  • совершенствование системы повышения квалификации административно-управленческого, профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного составов образовательного учреждения;
  • развитие системы дополнительного образования: консолидация ресурсов образовательного учреждения, разработка краткосрочных и модульных программ переподготовки и повышения квалификации в соответствии  с требованиями потребителей;
  • создание и реализация образовательных проектов, направленных на интеграцию образовательного учреждения в международное образовательное пространство;
  • усиление интеграции обучения и научно-исследовательской деятельности: создание инновационной научно-образовательной  среды, системы внедрения результатов научно-исследовательских работ в образовательный процесс, обеспечение доступности образовательных и научных информационных ресурсов для преподавателей, сотрудников и студентов с помощью телекоммуникационных сетей;
  • развитие системы открытого дистанционного образования.

В научной  деятельности

  • развитие фундаментальной и прикладной науки, ее интеграция с образовательным процессом;
  • развитие инфраструктуры для проведения современных научных исследований;
  • повышение мотивации преподавателей и студентов к проведению научно-исследовательских работ и проектной деятельности;
  • повышение эффективности подготовки кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук;
  • подготовка кадров высшей квалификации для работы в общеобразовательных учреждениях, создание условий для эффективной работы аспирантуры с педагогами-практиками.

В инновационной  деятельности

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • развитие инновационной научно-образовательной среды в образовательном учреждении, как условие  эффективной подготовки и совершенствования педагогических кадров;
  • обновление содержания образования,  изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
  • проектирование новых моделей образовательного процесса, создание системы непрерывной генерации конкурентоспособных идей и разработок по актуальным научным  направлениям в сфере образования;
  • создание комплексной системы поддержки инновационных проектов, внедрения передовых научно-методических разработок и продвижения учебно-методической продукции и образовательных услуг на рынок;
  • развитие системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации инновационно-ориентированных  кадров;
  • реализация инновационных научно-образовательных проектов регионального, Российского и международного уровней;
  • реализация  системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, а также стажировки в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

привлечение инвестиций на развитие научно-образовательной деятельности: участие в конкурсах, грантах, налаживание партнерских отношений с предприятиями и научными учреждениями региона разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др;

Информация о работе Концепция модернизации педагогического образования