Принцип
культуросообразности в пространстве
педагогического образования предполагает
обращение к разным слоям личностно-профессиональной культуры учителя:
- предметно-содержательной культуре;
- культуре педагогической деятельности;
- культуре педагогического мышления;
- культуре личностного, делового, профессионального общения.
В процессе реализации
принципа культуросообразности существенное значение имеет
не только обращенность к культурным образцам
и традициям как таковым, не только связь
с жизнью социума и включенность в
соответствующую культуру, но и уровень
профессиональной культуры педагога,
владение предметными парадигмами на
современном уровне, его профессионально-личностная
компетентность.
Принцип
самоопределения
Принцип самоопределения
касается всех субъектов педагогического
образования. Реализация этого принципа
требует процессуального видения
самоопределения, когда понятие самоопределения дополняется
его технологией. Процесс самоопределения
предполагает соотнесение человеком представления
о себе и своих потребностях с представлением
о «внешнем» - ситуации, деятельности,
ее нормах и требованиях. При этом не
просто обеспечивается выраженная мотивация,
но и осознанная готовность к ней, принятие
человеком на себя норм, требований «внешнего»,
гармонизацию «внутреннего» и «внешнего»,
социального и индивидуального. Такой
результат самоопределения позволяет
достичь интегрированности, целостности
личности, ее включенности в деятельность
и высокого уровеня ответственности.
Должное соблюдение принципа
самоопределения позволит избежать
формальности педагогического образования,
обеспечит осознание необходимости
и профессионально-личностной значимости
педагогической профессии, ее целей и
задач, содержания, методов и форм.
Принцип
наставничества
Вступление
в самостоятельную педагогическую
деятельность требует организации
систематического осмысления ее успешности
с одной стороны и обращение к образцам педагогической
культуры и педагогическому опыту старших
коллег с другой, что определяет значимость
личности наставника для профессионально-личностного
становления педагога.
Наставничество
в контексте педагогического
образования следует рассматривать как управление процессом
освоения будущим учителем педагогического
опыта, посредством организации его рефлексии
и самообразования. На основе данного
принципа осуществляется преемственность
педагогической деятельности и ее развитие.
Принцип
непрерывности
В современных
условиях одно из основных требований
к педагогу заключается в непрерывности
его самообразования. Следует подчеркнуть,
что процесс педагогического
образования не может быть ограничен
профессиональным учебным заведением.
Важнейшим условием качества учебно-воспитательного
процесса является система самообразования
будущего учителя. В процессе профессиональной
подготовки учителя необходимо акцентировать
внимание на формирование личностных
качеств будущего учителя, обеспечивающих
его установку на непрерывное повышение
профессиональной квалификации и личностный
рост.
Принцип
вариативности
Реализация
идей личностно-ориентированного образования
возможна при условии учета индивидуальных
особенностей учащихся, конкретных условий
сложившейся образовательной ситуации, что предполагает
возможность выбора собственной траектории
личностного и профессионального развития
будущих педагогов. Наличие необходимых
степеней свободы у субъектах образовательного
процесса налагает также на них личную
ответственность за его результаты.
Принцип
ориентации на перспективу
Педагогическое
образование готовит учителя
для будущего поколения, для новой
школы, поэтому, очевидно, оно должно
быть нацелено на перспективу развития
школы, образовательной системы
в целом, педагогической профессии. На основе
анализа функционирования современной
системы педагогического образования,
выявления тенденций и определения векторов
ее развития, мониторинга результатов
профессиональной подготовки педагогических
кадров необходимо разработать прогноз
дальнейшего развития педагогического
образования и в соответствии с ним проектировать
образовательное пространство педагогического
вуза.
Принцип
эффективности
Необходимость
ориентации педагогического образования
на подготовку специалистов, готовых
профессионально решать реальные
задачи педагогической практики, требует
определения критериев качества профессиональной
подготовки учителя, ее соответствия реалиям
и запросам современного общества и проведения
соответствующего мониторинга.
Принцип
динамизма
Интеграционные
процессы, усиление тенденций к глобализации
в экономике и политике, ускорение
темпов развития науки, образования
и общества в целом, постоянные колебания
спроса и предложения на рынке
труда, изменения в структуре и содержании педагогического
образования, разработка новейших информационных
технологий, интерактивных методов и средств
обучения обуславливают необходимость
формирования у будущих педагогов таких
качеств, как профессиональная мобильность,
инновационность, гибкость, готовность
к изменениям. В связи с этим особую актуальность
приобретает реализация принципа динамизма
в педагогическом образовании.
Принцип
инновационности
- Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей модернизации, выявление потребности в нововведениях.
- Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария. Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
- Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
- Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.
- Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
- Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства.
Механизмы
реализации Концепции
В области
нормативно-правового обеспечения:
- обеспечение включения компонента «педагогическое образование» при уточнении существующих и разработке новых законодательных и правовых актов, типовых положений о профессиональном образовании;
- разработка и реализация правовых актов, направленных на реализацию Концепции модернизации педагогического образования.
В области
государственного управления и общественно-государственного
управления:
- создание в структуре Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
- создание Федерального центра научно-методического сопровождения модернизации педагогического образования;
- разработка Федеральной целевой программы модернизации педагогического образования России на период 2012-2020 гг.;
- создание Ассоциации педагогического образования России;
- создание условий для общественной экспертизы качества подготовки педагогических кадров с привлечением общественных организаций, объединений, политических партий и движений;
- проведение мониторинга, включая общественный мониторинг и общественный контроль, эффективности реализации Концепции модернизации педагогического образования;
- создание Всероссийского общественного движения «Будущий учитель – будущее России»;
- создание Всероссийского координационного центра по совершенстванию педагогического образования.
В области
взаимодействия всех потенциальных участников
процесса реализации Концепции модернизации
педагогического образования:
- создание организационных условий для продуктивного взаимодействия Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Ассоциации классических университетов России, Ассоциации педагогических вузов России в консолидации научно-педагогического ресурса, координации научных исследований, направленных на разработку новых моделей, технологий, способов и средств совершенствования педагогического образования в контексте социокультурной динамики;
- привлечение предствителей всех институтов работодателей для выпускников системы педагогического образования с целью общественной экспертизы и совершенствования качества подготовки педагогических кадров для национальной системы образования;
- проведение ежегодных слетов (конкурсов) студентов системы педагогического образования, конкурса «Лучший студент – будущий педагог»;
- проведение ежегодного Всероссийского конкурса научных работ студентов педагогических вузов; создание системы именных грантов (стипендий) для студентов педагогических вузов: стипендия им. А.С. Макаренко, стипендия им. В.А. Сухомлинского; стипендия им. Я. Корчака и т.д.
В области
научно-методического обеспечения реализации Концепции:
- создание и функционирование Федерального центра по научно-методическому сопровождению педагогического образования;
- использование научного потенциала вузов, творчески работающих учителей, пилотных экспериментальных образовательных учреждений для организации и проведения, научных исследований и научного прогнозирования тенденций в совершенствовании подготовки выпускников системы педагогического образования;
- в целях усиления практической направленности профессиональной подготовки учителя содействие внедрению в педагогическое образование компетентностного подхода, на основании которого разработка системы профессионально-педагогических компетенций и соответствующих критериев для осуществления экспертизы качества профессиональной подготовки педагогических кадров;
- содействие формированию у будущих педагогов компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе; в этой связи внести коррективы в организацию воспитательного процесса в педагогическом вузе, в учебные программы и содержание психолого-педагогических дисциплин с целью развития у будущих учителей мультикультурной компетенции, конфликтологической культуры, способностей регулирования межкультурных отношений, создания благоприятной психосоциальной среды в учебной группе;
- анализ, обобщение и распространение опыта работы педагогов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, внедряющих в педагогическую практику новые продуктивные идеи, формы, методы и средства организации учебно-воспитательного процесса;
- проведение ежегодных Всероссийских научно-практических конференций, тематических круглых столов, форумов по проблемам модернизации педагогического образования;
- проведение ежегодной олимпиады студенческих работ по вопросам модернизации педагогического образования;
- издание нового поколения учебников и учебных пособий по педагогике, психологии образования, педагогической психологии для студентов и слушателей системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- разработка и издание инновационных учебных пособий, мультимедиа комплектов, обеспечивающих внедрение и широкое применение в педагогическом образовании кейс-технологий, интерактивных методов, информационных технологий, методов организации проектной деятельности.