Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

особенности социального познания в целом, каковы его наиболее важные специфические характеристики?
Методы психодиагностического обследования дошкольников

Файлы: 1 файл

7 вопрос.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с  детьми, начиная с 4 лет, когда они  уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного  возраста еще не могут выразить в  словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для  беседы с детьми - большое искусство. Трудности могут быть вызваны  тем, что ребенок не всегда правильно  понимает адресованные ему вопросы.

Известно много фактов, свидетельствующих о том, что  система понятий, которыми пользуются дети вплоть до подросткового возраста, существенно отличается от той, которую  употребляют взрослые. Используя  в беседе с детьми или в содержании адресованных ими письменных вопросов свои понятия, взрослый может столкнуться  с иллюзией полного понимания, которая  заключается в  том, что ребенок  разумно отвечает на поставленные перед  ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем человек, задающий ему  вопросы. По этой причине в психологических  исследованиях, связанных с применением  опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедится в правильности  понимания  ребенком адресованных ему  вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы. Вопросы  должны быть понятны и  интересны ребенку и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с ребенком  также может  быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Проблема понимания и  принятия задания отнюдь не тривиальна. Например, почти все критические  замечания по поводу интерпретации, которую дал Пиаже результатам  своих классических экспериментов, сводятся к одному: он предлагал  детям задания во «взрослой», не адекватной для них форме. Дети попросту не понимали задание и давали ответы, подменяя задачу экспериментатора собственной  субъективной задачей. Стоило экспериментаторам  сформулировать ту же задачу адекватно  жизненному опыту ребенка, как феномены Пиаже «исчезали»: 5–6-летние дети демонстрировали  уровень когнитивного развития, соответствующий  стадии конкретных операций.

Применение опроса в психодиагностических целях нередко затруднено или  вообще невозможно из-за недостаточного уровня развития самосознания детей. Так, например, большинство детей вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии правильно оценивать  мотивы своих поступков. Дети дошкольного  и младшего

 

10 вопрос

. Работа с агрессивными  детьми 
Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу или себе. 
Формы проявления агрессии: 1) косвенная вербальная агрессия;2) прямая вербальная агрессия; 3) косвенная физическая агрессия; 4) прямая физическая агрессия. 
Причины агрессивного поведения: 1) привлечение внимания; 2) подчеркивание собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет [9,с.52]. 
Критерии выявления агрессивных детей: 1) высокая частота агрессивных действии (в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее четырех агрессивных актов); 2) преобладание прямой физической агрессии; 3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных на физическую боль или страдание других [9, с.53]. 
Основные направления коррекции агрессивных детей: 1) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование эмпатии и доверия к людям

 

30 вопрос

Особенности эмоционального благополучия ребенка

Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно  формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором  поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской  личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет  ведущее значение на протяжении всего  детства.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они  связаны с выражением своих возможностей. Гармоничное развитие эмоциональной  сферы возможно только при условии  бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого  возрастного этапа.

Согласно исследованиям  Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно  определить как устойчивое эмоционально-положительное  самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так  и социальных [28].

А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [51].

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [29].

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой  континуум между положительным  и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень  общего эмоционального благополучия ребенка.

1. Эмоция удовольствия - неудовольствия  как содержание преимущественного  фона настроения.

2. Переживание успеха - неуспеха  достижения целей.

3. Переживание комфорта  как отсутствия внешней угрозы  и физического дискомфорта.

4. Переживание комфорта  в присутствии других людей  и ситуации взаимодействия с  ними.

5. Переживание оценки  другими результатов активности  ребенка.

Все эти составляющие могут  иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы  понять, что именно входит в функции  матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка.

Первые представления  об эмоциональном благополучии ребенка  возникли в рамках классических подходов к изучению психологии личности.

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное  и качественное удовлетворение матерью  биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к  этому лежит в основе психосексуального  развития. Первоначально у ребенка  возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как  объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает  влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта  влечения или ее недоступность) ведет  к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем [13].

Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и  надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда  порождаются заботой и любовью  матери, которая своевременно и качественно  удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное  появление, и, соответственно, устранение состояния неудовольствия и получение  удовольствия. Мир устроен так, что  ребенок постоянно оказывается  в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать  в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство  базового недоверия и к концу  первого года образуется баланс между  базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка  к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов»  между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза [64]. 

Д. Винникотт акцентирует  свое внимание на критичности для  ребенка качества заботы матери в  первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало  утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви –  деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего  ей интуитивное переживание состояний  ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности  ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка  от естественных для них обоих  агрессивных импульсов, неизбежно  присущих им как индивидуальным субъектам  и служащим для защиты и сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий  ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала  осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный  образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще  не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний  мир в его положительных и  отрицательных качествах. Оптимальным  для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта - матери. Для этого «достаточно  хорошая мать» должна полностью  отдаться своим эмоциям и некоторое  время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как  ее собственное удовольствие [6].

Понятие об эмоциональном  комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в  безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние  этих структур на формирование базовых  образований личности легли в  основу теории привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней как к  объекту, эту поддержку обеспечивающему [1].

Английский психолог Д. Магагна  считает, что вне контакта с матерью  ребенок не развивается, все его  ресурсы «работают» на защиту от тревоги  и на преодоление эмоционального дискомфорта [55].

В.В. Лебединский выделяет две основные функции эмоциональной  регуляции: тоническую и регулятивную. Эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме они принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенке, а также обеспечиваться с помощью  аутостимуляции. Это состояние имеет  вполне определенные физиологические  параметры, характеризуемые как  стеническое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которое субъективно переживаются как состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях [26].

В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему  онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем детстве обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности безопасности продуцирует чувствоблагополучия. Для его возникновения и закрепления необходимы стабильное окружение и уверенность в его стабильности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать. В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку [32].

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.

Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

 

 

 

 

 

26 вопрос

Психолого-педагогическая диагностика 

В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины, нагромождение кубиков  без цели что-либо построить и  т.д.).

Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно  провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое  сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется  возможность выбрать игрушки  и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок  подходит к игрушкам. Фиксируется  наличие у него эмоциональной  реакции на игрушки, интерес к  ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"