Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:34, контрольная работа
особенности социального познания в целом, каковы его наиболее важные специфические характеристики?
Методы психодиагностического обследования дошкольников
Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми - большое искусство. Трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.
Известно много фактов, свидетельствующих о том, что система понятий, которыми пользуются дети вплоть до подросткового возраста, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. Используя в беседе с детьми или в содержании адресованных ими письменных вопросов свои понятия, взрослый может столкнуться с иллюзией полного понимания, которая заключается в том, что ребенок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем человек, задающий ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедится в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы. Вопросы должны быть понятны и интересны ребенку и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.
Проблема понимания и принятия задания отнюдь не тривиальна. Например, почти все критические замечания по поводу интерпретации, которую дал Пиаже результатам своих классических экспериментов, сводятся к одному: он предлагал детям задания во «взрослой», не адекватной для них форме. Дети попросту не понимали задание и давали ответы, подменяя задачу экспериментатора собственной субъективной задачей. Стоило экспериментаторам сформулировать ту же задачу адекватно жизненному опыту ребенка, как феномены Пиаже «исчезали»: 5–6-летние дети демонстрировали уровень когнитивного развития, соответствующий стадии конкретных операций.
Применение опроса в психодиагностических
целях нередко затруднено или
вообще невозможно из-за недостаточного
уровня развития самосознания детей. Так,
например, большинство детей вплоть
до старшего школьного возраста не
в состоянии правильно
10 вопрос
. Работа с агрессивными
детьми
Агрессивность в общем виде понимается
как целенаправленное нанесение физического
или психического ущерба другому лицу
или себе.
Формы проявления агрессии: 1) косвенная
вербальная агрессия;2) прямая вербальная
агрессия; 3) косвенная физическая агрессия;
4) прямая физическая агрессия.
Причины агрессивного поведения: 1) привлечение
внимания; 2) подчеркивание собственного
превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление
быть главным; 5) стремление получить желанный
предмет [9,с.52].
Критерии выявления агрессивных детей:
1) высокая частота агрессивных действии
(в течение часа наблюдений дети демонстрируют
не менее четырех агрессивных актов); 2)
преобладание прямой физической агрессии;
3) наличие враждебных агрессивных действий,
направленных на физическую боль или страдание
других [9, с.53].
Основные направления коррекции агрессивных
детей: 1) обучение способам выражения
гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам
саморегуляции, умению владеть собой в
различных ситуациях; 3) отработка навыков
общения в возможных конфликтных ситуациях;
4) формирование эмпатии и доверия к людям
30 вопрос
Особенности эмоционального
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются
многообразием, открытостью, слитностью
и частой сменяемостью, подвижностью,
импульсивностью, неосознанностью. Они
связаны с выражением своих возможностей.
Гармоничное развитие эмоциональной
сферы возможно только при условии
бережного подхода к
Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных [28].
А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [51].
Ключевым словом для описания эмоционального
В эмоциональном благополучии
можно выделить несколько составляющих,
каждая из которых представляет собой
континуум между положительным
и отрицательным полюсами. В совокупности
они представляют собой уровень
общего эмоционального
1. Эмоция удовольствия - неудовольствия
как содержание
2. Переживание успеха - неуспеха достижения целей.
3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.
4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.
5. Переживание оценки
другими результатов
Все эти составляющие могут
иметь разное содержание, то есть разную
«точку» на континууме от «+» до «-»,
однако их не может не быть вообще. Чтобы
понять, что именно входит в функции
матери и как они обеспечивают
ту индивидуальную точку на континууме,
которая определяет уровень эмоционального
Первые представления об эмоциональном благополучии ребенка возникли в рамках классических подходов к изучению психологии личности.
В психоанализе основой развития
ребенка считается
Э. Эриксон принимает за
основу чувство базовой веры и
надежды, противопоставляя его базовому
недоверию. Базовая вера и надежда
порождаются заботой и любовью
матери, которая своевременно и качественно
удовлетворяет потребности
Д. Винникотт акцентирует
свое внимание на критичности для
ребенка качества заботы матери в
первые недели и месяцы жизни. Забота
матери, помимо своевременного удовлетворения
физиологических нужд ребенка, должна
быть окрашена любовью. Знаменитым стало
утверждение Д. Винникотта о том,
что «кормление без любви –
деструктивно». Мать является «идеальной
средой» для ребенка в силу
своего особого психического состояния,
возникающего после родов и обеспечивающего
ей интуитивное переживание
Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней как к объекту, эту поддержку обеспечивающему [1].
Английский психолог Д. Магагна
считает, что вне контакта с матерью
ребенок не развивается, все его
ресурсы «работают» на защиту от тревоги
и на преодоление эмоционального
В.В. Лебединский выделяет
две основные функции эмоциональной
регуляции: тоническую и регулятивную.
Эти функции также могут быть
«разнесены» на разные объекты, хотя
в норме они принадлежат
В гуманистической психологии
меньше внимания уделяется раннему
онтогенезу, но состояние эмоционального
Выделяются три основных
уровня эмоционального
Высокий уровень эмоционального
Под высоким уровнем
26 вопрос
В процессуальной игре совершенствуются
игровые действия, не направленные
на конечный результат. При этом действие
доставляет ребенку удовлетворение
и может повторяться
Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.