Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

особенности социального познания в целом, каковы его наиболее важные специфические характеристики?
Методы психодиагностического обследования дошкольников

Файлы: 1 файл

7 вопрос.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

 

 

44 вопрос

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

 

       Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.   

      По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы. 
            

 Первая группа - дети, которые реагируют на перемену  обстановки настоящим нервным  срывом. К этому почти всегда  добавляются частые простудные  заболевания. 
       Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, "всего лишь" начинающие часто болеть. 
       Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.                  

 
       Так вот, каждый второй ребенок  относится к первой или ко  второй группе. Значит ли это,  что только половина детей,  которые ходят в садик, имеет  шанс "прижиться" там, а все  остальные должны сидеть дома  до школьного возраста? Конечно  нет. 
       В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится "плавать". Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.        

 Давайте уточним,  что провоцирует стресс у ребенка.  В огромной степени - отрыв  от матери. Конечно же, малыш ваш  неразрывно связан с вами и  мама - это главное, что было  у него. И вдруг... мама предала  его. Взяла и "обменяла" на  работу и этим "перекрыла кислород". Его любимая, его неповторимая  и самая прекрасная на свете  мама нашла себе какую-то работу  и бросила его на произвол  судьбы среди ужасной новой  обстановки и незнакомых ему  ранее детей, которым нет дела  до него. А если даже есть, так  только для того, чтоб лишний  раз над ним немного посмеяться, что он все делает совсем  не так, как делают другие. И  чтобы в этой новой обстановке  продержаться, ему необходимо здесь  вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой  формы поведения и от того  страдает, боясь, что что-то сделает  не так. А страх поддерживает  стресс, и образуется порочный  круг, который все-таки в отличие  от всех других кругов имеет  точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения  в ее альтруистической любви.

 

 

       Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но  все это обычно свойственно  ребенку с тяжелой или неблагоприятной  адаптацией к детсаду. При этом  типе адаптации процесс, как  правило, затягивается на длительное  время и ваш ребенок приспосабливается  к организованному коллективу  месяцами, а иногда не может  приспособиться совсем. Поэтому  детей с тяжелой адаптацией, которую  вам прогнозировали у ребенка  еще в детской поликлинике,  желательно не отдавать в три  года в сад, а по возможности,  немного позже, по мере совершенствования  их адаптационных механизмов. 
       К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Необходимо помнить, что в это время малыш впервые ощущает себя личностью и хочет, чтобы это видели другие. А другие этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, взрослым проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды. 
       И вот как раз в то время, когда ребенок, как никогда, нуждается в понимании, а главное – в поддержке, когда необходимо щадить ослабленную нервную систему малыша, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, родители невольно взваливают на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка. 
       Важно помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнезе (воспоминание о жизни) у вашего ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска". 
       Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые происходят в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. 
       Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях говорят о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. 
       Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы. 
       Итак, теперь вы, видимо, имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации к детсаду. Теперь вы знаете, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что видите вы, - это всего-навсего издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной.

 

 

 

51 вопрос

Формы работы психолога  с родителями

Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет  участие родителей в жизни  детского сада. Это не просто налаживание  более тесной связи с семьей, а  такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие  их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождения.

Не все родители, однако, в достаточной мере подготовлены к участию в жизни детского сада, и в сложных случаях психолог может выступать в качестве посредника при общении воспитателя с  семьей, в привлечении ее к более  тесному контакту с педагогами и  детьми. Зачастую психологу необходимо самому налаживать контакт с родителями, так кaк их психологическая и  педагогическая подготовка оставляет  желать лучшего.

Взаимодействие психолога  с родителями обычно начинается с  ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад или  другое дошкольное учреждение. В беседе выявляются отношение родителей  к поступлению ребенка в детский  сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия  в работе учреждения, устанавливаются  партнерские, доброжелательные отношения  родителей с психологом. Возможны и другие формы взаимодействия с  семьей до поступления ребенка в  учреждение. Можно пригласить родителей  с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение  сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая  демонстрация удовлетворит детское  любопытство и поможет родителям  почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему  в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, о концепциях воспитания и развития, принятых в детском  саду, факультативных занятиях (танцы, иностранный язык, спортивные секции и т.д.).

Предварительно лучше  прoвести первичное диагностическое  обследование и ознакомиться с медицинской  картой.

Существенны анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. К ним относятся: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (фамилии, имена, отчества матери и отца, год и  место рождения, национальность, образование  и специальность, место учебы  или работы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали  участие в воспитании ребенка. Эти  сведения важны для понимания  системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям  или задержкам в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования. Например, ребенок 6 лет  неправильно произносит слова, у  него страдает грамматический строй  речи. В ходе беседы с родителями выясняется, что они долгое время  жили с ребенком в Израиле, он ходил  в местный детский сад, говорил  на иврите. Этим и объясняются дефекты  речевого развития, не имеющие отношения  к отклонениям в интеллектуальном развитии. Это встречается и в  тех семьях, где ребенок воспитывался у бабушки, проживающей в ближнем  зарубежье и т.д.

Психологу необходимы социальные характеристики семьи, которые включают в себя:

  1. состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;
  2. жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и проч
  3. среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
  4. характер взаимоотношений между родителями: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее;
  5. воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляет: мать, отец, бабушка, брат, сестра;
  6. в случае если семья неполная или распадающаяся, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
  7. произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.

Вполне вероятно, что психологу  не удастся собрать все эти  сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи, и родители могут не захотеть их обсуждать. Если в этом нет крайней необходимости, некоторые вопросы могут и  не задаваться. Однако при выявлении  неблагоприятных тенденций в  развитии нужно постараться создать  в отношениях с родителями атмосферу  откровенности, так как сведения о положении в семье особенно важны для понимания психического состояния ребенка. Возможно, что  его страхи и невротизированность  связаны с каким-либо недавно  произошедшим событием. В этом случае они ситуативны и хорошо поддаются  коррекции. Но может быть, что это  стойкое невротическое состояние  имеет свою длинную историю и  обусловлено многими причинами, в таком случае коррекция будет  проходить намного сложнее и, возможно, потребует вмешательства  других специалистов.

В разных случаях психолог должен ясно представлять свои возможности  и полномочия. Если сведения, полученные в обследовании и подтвержденные в беседе с родителями, настолько  убедительны, что дают возможность  наметить конкретную стратегию коррекционной  работы, то психолог приступает к реализации коррекционных мер, если нет —  собирает дополнительные данные.

Например, в рассказах  ребенка присутств

31 вопрос

Практический  психолог в детском саду

Внедрение практического  психолога в образовательные  учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском  саду, так и в целом психологической  службы образования является обеспечение  психологического здоровья детей. Психологическое  здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное  психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский  практический психолог выполняет следующие  задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности  ребенка, т.е. внимание специалиста  должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения  ребенка и пр. От психолога требуется  создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать  своевременную психологическую  помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое  просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая  коррекция.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Основная сложность, с  которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить  тем, что существует много проблем  с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и  поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что  может произойти в будущем.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"