Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 17:35, контрольная работа
1. Назовите основные задачи методики развития речи детей дошкольного возраста.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Тема 1.
1. Назовите основные задачи методики развития речи детей дошкольного возраста.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся:
а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;
б) изучение закономерностей обучения родной речи;
в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:
· чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
· как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
· почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
2. Перечислите
основные методы методики
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются
реже: это чтение и рассказывание художественных
произведений, заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая беседа, рассказывание без
опоры на наглядный материал. Во всех словесных
методах используются наглядные приемы: показ
предметов, игрушек, картин, рассматривание
иллюстраций, поскольку возрастные
особенности маленьких детей и природа
самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Деление методов на группы весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Задания для самостоятельной работы
1. Начертите схему связей методики развития речи с другими науками.
Связь методики развития речи с другими науками
языкознание физиология анатомия психология педагогика
лингвистика история философия др. науки
2. Составьте таблицу методов научного исследования методики развития речи детей дошкольного возраста.
Методы научного исследования методики развития речи детей дошкольного возраста
Теоретические (изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования) |
эмпирические (практические) |
Моделирование Анализ и обобщение материала (полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путем) |
Наблюдение Беседа Рейтинг (оценки компетентных судей) Изучение опыта работы воспитателей Опытно-педагогическая работа Педагогический эксперимент |