Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:25, контрольная работа
Понятие, сущность
и содержние соц.-педагогического процесса. 2) Общая хар-ка основных
компонентов соц.-психологического процесса
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики.
Как способ описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методологический принцип.
Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.
В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:
подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации;
изучение и описание
социализации как совокупности стихийного,
частично направляемого, относительно
социально контролируемого
выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум;
подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;
рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, образования, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;
признание того, что
содержательно процесс духовно-
Все это далеко не
исчерпывает возможности
4.СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЕ ПРОЦЕССЫ.
5.АГЕНТЫ,СРЕДСТВА, МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации..К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) содержит усвоение человеком стереотипов, присутствующих в его семье и ближайшем окружении (соседском, дружеском и др.).
Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Кроме
того, эффективность традиционного
механизма проявляется в том,
что те или иные элементы социального
опыта, усвоенные, например, в детстве,
но впоследствии невостребованные или
блокированные в силу изменившихся
условий жизни (например, переезд
из села в большой город), могут
всплыть в поведении человека
при очередном изменении
Человек,
взаимодействуя с различными институтами
и организациями, накапливает знания
и опыт социально принятого поведения,
а также опыт подражания социально
одобряемого поведения и
Межличностный механизм социализации начинает действовать в процессе взаимодействия человека со значимыми для него людьми. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому межличностный механизм выделяют в социализации как специфический.
6.ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.
Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.
На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:
1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;
2) формируемые бытовые и гигиенические умения;
3) окружающие человека плоды материальной культуры;
4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;
5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
8.ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛИТЕТА ЭТНОСА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.
Влияние этнокультурных
условий на социализацию человека наиболее
существенно определяется тем, что
принято называть менталитетом.
Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений как относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.
Имплицитные (т. е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности можно найти в любом этносе. Есть общие представления и понятия, несущие в себе ответы на такие вопросы: каковы природа и возможности человека, чем он является, может и должен быть, и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).
Менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Только они способны определять, чего взрослые могут добиться и получить от детей и как они это делают, т. е. включают в свое содержание взаимодействие старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.
От имплицитных концепций личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособления человека в национальной общности, т. е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих.
9.ВОЗРАСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
Возрастная стратификация
(распределение) присуща любому обществу,
любой культуре. Во всех языках понятия
«младший», «старший», «ребенок», «юноша»,
«старик» указывают не только на возраст
человека, но и на его положение
в статусной структуре обще¬
Дети, подростки, юношество, молодежь образуют
своеобразные общества сверстников, играющие
в процессе их социализации довольно автономную
роль, с одной стороны, сходную во всех
обществах, а с другой - специфическую
в зависимости от уровня развития и культурно-исторических
традиций общества.
Наиболее последовательно значение возрастной
структуры общества в социализации (и
в стихийной, и в социально контро¬лируемой)
подрастающих поколений показано в концепции
Маргарет Мид. Она выделила три типа обществ
в зависимости от темпов их развития и
меры модернизированности - традиционности,
которые, по ее мнению, определяют характер
межпоколенных отношений в процессе социализации
человека.
В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных,
а ныне в архаичных и в крайне идеологически
закрытых) люди, старшие по возрасту, служат
моделью поведения для молодых, а традиции
предков сохраняются и передаются от поколения
к поко¬лению.
В обществах кофигуративного типа (индустриальных
и модер¬низирующихся) моделью для людей
оказывается поведение их современников.
И дети, и взрослые в них учатся преимущественно
у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии
культуры центр тяжести переносится с
прошлого на настоящее.
В обществах префигуративного типа не
только младшие учатся у старших, не только
поведение сверстников становится моделью
для людей, но и старшие учатся у младших.
Этот тип характерен для со¬временных
развитых стран, ибо в наши дни прошлый
опыт не только недостаточен, но и, порой,
может быть вреден, мешая поискам сме¬лых
подходов к решению проблем, которых не
возникало ранее.
По мнению И.С. Кона, концепция М. Мид правильно
схваты¬вает зависимость межпоколенных
отношений от темпов научно-технического
и социального развития общества. Однако
не следует абсолютизировать эту зависимость,
как и сами темпы культурного обновления,
когда речь идет о характере межпоколенных
отношений, ибо на них влияют и многие
другие обстоятельства.
Кроме того, надо иметь в виду, что в одном
и том же обществе могут присутствовать
в различных соотношениях все выделенные
М. Мид типы межпоколенных отношений, но
значимость каж¬дого из них в жизни общества
и в процессе социализации чело¬века различна
в зависимости от уровня и характера развития
общества, возрастных, групповых и индивидуальных
особенно¬стей людей.
Так в обществах переходного типа в периоды
нестабильности межпоколенные отношения
осложняются тем, что старшие неред¬ко
переживают кризис социальной идентичности,
а младшие, со¬циализируясь в меняющихся
условиях, оказываются более при¬способленными
к жизни, чем старшие.
Социальная структура общества. Социальная
структура общества - более или менее устойчивые
набор и соотношение социальных и профессиональных
слоев и групп, имеющих специфические
интересы и мотива¬цию экономического
и социального поведения. Для социальной
дифференциации совре¬менного российского
общества характерно образование многочисленных
и часто нестабильных по составу профессиональных
групп. Условно их можно объединить в несколько
социальных слоев (в зависимости от их
имущественного положения, участия в управлении
имуществом и во властных структурах различного
уровня) - верхний, включающий в себя политические
и эконо¬мические элиты; верхний средний
- собственники и менеджеры крупных предприятий;
средний - мелкие предприниматели, ме¬неджеры,
администраторы социальной сферы, среднее
звено аппарата управления, работники
силовых ведомств и частных предприятий;
базовый - массовая интеллигенция, работники
массовых профессий в сфере экономики;
низший - неквалифи¬цированные работники
государственных предприятий, пенсио¬неры;
социальное дно (Т.И. Заславская).
В процессе социальной дифференциации
в России наблюдаются, как минимум, четыре
тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов,
криминализация и люмпенизация многих
социальных слоев, а также образование
среднего класса.
Формирование так называемого среднего
класса идет на базе различных слоев. Для
него характерны: ценность труда как сферы
самореализации, отношение к собственности
как к ценности, устоявшийся образ жизни
«положительного человека», ценность
семьи и образования. Эти ценности - источники
самоуважения и основа личностного самопринятия.
Но малочисленность среднего класса не
позволяет ему сегодня определять моральный
климат в обществе. В то же время именно
он обычно представляет собой силу, ста¬билизирующую
общество.
Значительно большее влияние на моральный
климат общества оказывает процесс люмпенизации,
который захватил практически все социальные
слои. Люмпен сегодня - это не традиционный
«отброс общества». Современный российский
люмпен отличается не имущественным положением,
а определенной системой ценно¬стей, суть
которой в том, что отчуждение от труда
(труд как «добыча» средств или повинность)
и собственности (она воспри¬нимается
как средство сиюминутного удовлетворения
потребностей, а не как ценность для потомков)
из ущербной черты, из ис¬точника комплекса
неполноценности, превращено в ценность,
источник самоуважения. Благодаря этому
люмпен не желает рас¬ставаться со своей
позицией, она для него самодостаточна
(М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о
том, что есть люмпен-предпри¬ниматели,
люмпен-политики, люмпен-интеллигенты
и т.п.
Очевидно, что названные тенденции играют
существенную роль в социализации детей,
подростков, юношей, ибо фактически предоставляют
им выбор диаметрально противоположных
жиз¬ненных сценариев.
На стихийную социализацию и самоизменение
человека соци¬альная структура, во-первых,
влияет постольку, поскольку каж¬дый социальный
слой и отдельные социально-профессиональные
группы внутри них вырабатывают специфический
стиль жизни.
Стиль жизни каждого социального слоя
специфически влияет на социализацию
принадлежащих к нему детей, подростков,
юно¬шей. Кроме того, ценности и стиль
жизни тех или иных (в том числе и криминальных)
слоев могут становиться для детей, чьи
ро¬дители к ним не принадлежат, своеобразными
эталонами, которые могут влиять на них
даже больше, чем ценности того слоя, к
кото¬рому принадлежит их семья.
Во-вторых, следует иметь в виду, что чем
более социально диффе¬ренцирование общество,
тем больше в нем потенциальные возмож¬ности
для мобильности его членов - горизонтальной
и вертикальной.
Горизонтальная социальная мобильность
- это изменение видов занятий, групп членства,
социальных позиций в рамках одного социального
слоя. Вертикальная социальная мобильность
- переход членов общества из одного социального
слоя в другой (как в более высокий, так
и в более низкий).
Воспитание как социально контролируемая
социализация испытывает на себе влияние
социальной структуры общества в связи
с тем, что различные социальные слои и
профессиональные группы имеют разные
представления о том, какие люди должны
вырасти из их детей. Соответственно они
предъявляют разные требования к системе
образования и организации социального
опыта подрастающих поколений и индивидуальной
помощи конкретным людям в процессе воспитания.
Экономика и социализация. Уровень экономического
развития общества влияет на социализацию
подрастающих поколений постольку, поскольку
определяет уровень жизни его членов.
Уровень жизни - понятие, характеризующее
степень удовлетво¬рения материальных
и культурных потребностей людей, что
вы¬ражается в количестве и качестве потребляемых
человеком благ и услуг, начиная с пищи,
жилища, одежды, предметов длительного
пользования, средств передвижения, вплоть
до самых сложных, «возвышенных потребностей»,
связанных с удовлетворением ду¬ховных,
эстетических и иных подобных запросов.
На стихийную социализацию и самоизменение
человека экономическое развитие влияет,
не только определяя уровень жизни различных
профессиональных и социальных групп
и слоев, а также конкретных людей, но и
благодаря тому, что его вектор (экономический
рост, стагнация экономического положения,
его ухудшение) влияет на их ожидания,
настроения и поведение. Эта атмосфера
во многом определяет либо актуальные
и перспективные устремления как конкретных
членов общества, так и целых групп населения,
стимулируя активное стремление улучшать
свое положение, либо фрустрацию (подавленность)
и, как следствие, антисоциальное поведение
(агрессию, вандализм, саморазрушение
- алкоголизм, наркоманию)
Информация о работе Контрольная работа по "Социальная педагогика"