Контрольная работа по "Социальная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Понятие, сущность
и содержние соц.-педагогического процесса. 2) Общая хар-ка основных
компонентов соц.-психологического процесса
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Файлы: 1 файл

шпоры по соц.педагогике.docx

— 106.84 Кб (Скачать файл)

16.ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ  ЖИЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.

Различные альтернативы, предоставляемые городским  образом жизни, создают жителю города потенциальные возможности для  индивидуального выбора в различных  сферах жизнедеятельности. Отметим  лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом»  информации и информационным полем. И дело не только в том, что в  нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Источниками информации являются архитектура, транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует  и общается с большим количеством  реальных партнеров, а также имеет  возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди  еще большего количества потенциальных  партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и  одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом  могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное  время юный горожанин может проводить  вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные  отрезки времени существовать анонимно.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается  одобряемое и неодобряемое поведение  взрослых и молодежи вообще, мальчиков  и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми  и младшими по мере роста ребят, как  правило, становится менее интенсивным  и открытым. Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих  в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может  искать и находить партнеров вне  класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесная территориальная связь представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что ребенок, помимо созерцания и знания различных  стилей жизни и ценностных устремлений, имеет возможность «примерять»  их на себя.

В целом  роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет  каждому горожанину потенциально широкие  возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения.

17. ОСОБЕННОСТИ  МАЛОГО ГОРОДА КАК СРЕДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические  условия для социализации своих  жителей, поэтому он и выделен  для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фактора  социализации можно считать небольшую  численность населения (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего вековую историю; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфическую социально-психологическую атмосферу.

Социально-психологический  климат имеет ряд своих особенностей в сравнении с климатом в более  крупных городах, с одной стороны, и в деревне – с другой.

Жители  малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию  провожают по-деревенски» (А. И. Пригожий).

Однако  в целом стиль жизни ориентируется  на городской. Это проявляется:

1) в стремлении дать детям высокий уровень образования или престижную профессию;

2) в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

3) в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

4) в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

5) в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим  климатом, также отличается от влияний  деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с  деревней намного расширены возможности  для:

1) образовательного и профессионального выбора;

2) разнообразия в период свободного времяпрепровождения;

3) удовлетворения своих духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский).

По  сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, которые непосредственно влияют на мобильность его жителей, следовательно, и меньше способов осуществления  выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства – квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений  в малых городах по сравнению  с более крупными.

18.СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ  ПОСЕЛКА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЕГО  ЖИТЕЛЕЙ.

Поселок – особая форма расселения людей  на определенной территории, первоначально  небольшой. Отличительными особенностями  являются:

1) эмансипация от сельской жизни;

2) обособленность от городской жизни;

3) отсутствие опоры на исторические традиции, характерные для малых городов.

Это общее определение охватывает различные  типы поселков:

1) рабочие – при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

2) переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;

3) пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе; поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).

Не  обращая внимания на типологическое многообразие и, соответственно, различия, поселки, как правило, имеют много  общего в образе жизни и социально-психологической  атмосфере, что и позволяет рассматривать  их как специфический фактор социализации человека.

В поселке  человек усваивает определенный «сплав», объединяющий традиционные и  урбанистические нормы, но при этом отличающийся от них. Этот своеобразный сплав вряд ли надо считать переходным процессом от сельского к городскому способу выживания. Скорее всего его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения – город и село, определяя срединный характер поселкового  образа жизни, диктуют доминанту  поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность  поведения, стиля жизни, человеческих характеров.

В поселке  нормы жизни приобретают свои отличительные особенности: жизнь  отдельного человека и семьи в  целом характеризуется большей  открытостью, чем в деревне, но в  то же время присутствует ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает  нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый план выступают собственные  интересы. В то же время жизнь  каждого настолько сильно зависит  от норм среды, что противопоставить себя ей практически нереально. Общий  уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией  общекультурного характера.

Во  многих поселках присутствует аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т. е. не только не отвергаются, но и принимаются.

19.УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ  В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ.

Миграция  сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения  нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано  непосредственно с особенностями  труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями  труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор  занятий в свободное время  невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность  общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение  селян довольно тесным и проникают  во все области жизни. Дружба и  товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина  и интенсивность общения с  различными партнерами практически  не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в  деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так  как жителей мало, связи между  ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для  оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической  социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной  деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская  семья начинает участвовать в  социализации своих членов в основном в том же направлении, что и  деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную  роль в социализации сельских жителей  играет постоянно растущее влияние  города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

20. СМК И СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

О развитии средств  коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средст¬ва (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распро¬странение информации (знаний, духовных цен¬ностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. 
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуни¬кации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап - изо¬бретены радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. темпы «размножения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. 
Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое предложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение получило название интерактивного (т.е. телевидение взаимодействия). 
СМК как фактор социализации. Рассматривая СМК как фактор социализа¬ции, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сооб¬щений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации - читателей одной газеты, слушателей определенной ра¬диостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к ка¬кой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет одно¬значного ответа. 
Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. - все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации. 
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социа¬лизации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация. 
СМК и стихийная социализация. Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреа¬тивную роль, поскольку во многом определяют досуговое время¬препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, по¬скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей. 
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подрост¬ках и юношах. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д. 
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точ¬ка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оску¬дение творческих способностей человека с появлением письмен¬ности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, остава¬ясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». 
С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кино¬фильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения. 
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поко¬лений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов во¬ображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, спо¬собствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмо¬циональных реакций и другим негативным эффектам (Ю.О. Ба¬баева, А.Е. Войскунский). 
СМК и относительно направляемая социализация. СМК, будучи одним из социальных институ¬тов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (в основном обладающих политической или экономической властью) на определенное влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. 
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людь¬ми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на форми¬рование у них ценностных ориентации в сфере политики, эконо¬мики, идеологии,права и пр. 
Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически пред¬ставляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просве¬щения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разно¬образные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни. 
Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV, радио, конкретные газеты и т. д.), которыми пользуется человек, соз¬дает специфический для него информационный мир. Он существен¬но различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л.И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг. XX в., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными источниками, имели весьма различные информационные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентациях и стиле жизни. 
СМК и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социали¬зации под влиянием СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный вектор. 
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее вре¬мя набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореа¬лизации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Internet подключены миллионы абонентов - от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде. 
Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной вирту¬альной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий. Это создает совершенно новые воз¬можности для самореализации и самоутверждения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей. 
СМК и социально контролируемая социализация. Воспитание как относительно социально кон¬тролируемая социализация в течение дли¬тельного времени использовало лишь печат¬ные средства массовой коммуникации. Во второй половине XX столетия стали использовать возможности кино, и главным образом телевидения, в процессе обучения. 
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодейст¬вию со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же условиях, овладение человеком умением использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает большое значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, харак¬теристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков. 
Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подго¬товить подрастающие поколения к жизни в современных инфор¬мационных условиях, к восприятию информации (научить чело¬века понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оце¬нивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. 
21.ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СУБКУЛЬТУРЫ И ЕЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ.

Информация о работе Контрольная работа по "Социальная педагогика"