Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:25, контрольная работа
Понятие, сущность
и содержние соц.-педагогического процесса. 2) Общая хар-ка основных
компонентов соц.-психологического процесса
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
16.ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
Различные альтернативы, предоставляемые городским образом жизни, создают жителю города потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.
Во-первых,
город предоставляет огромное количество
альтернатив, будучи своеобразным «узлом»
информации и информационным полем.
И дело не только в том, что в
нем сосредоточены культурно-
Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.
Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно.
В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и младшими по мере роста ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».
В-четвертых,
социально-культурная дифференциация
городского населения, с одной стороны,
а с другой – довольно тесная
территориальная связь
В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения.
17. ОСОБЕННОСТИ
МАЛОГО ГОРОДА КАК СРЕДЫ
Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.
Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать небольшую численность населения (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего вековую историю; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфическую социально-психологическую атмосферу.
Социально-психологический климат имеет ряд своих особенностей в сравнении с климатом в более крупных городах, с одной стороны, и в деревне – с другой.
Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А. И. Пригожий).
Однако
в целом стиль жизни
1) в стремлении дать детям высокий уровень образования или престижную профессию;
2) в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;
3) в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;
4) в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;
5) в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.
Влияние
малого города на социализацию, определяемое
его историей, функциями и социально-
1) образовательного и профессионального выбора;
2) разнообразия в период свободного времяпрепровождения;
3) удовлетворения своих духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский).
По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, которые непосредственно влияют на мобильность его жителей, следовательно, и меньше способов осуществления выбора в различных сферах.
В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства – квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.
Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.
18.СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ ПОСЕЛКА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ.
Поселок – особая форма расселения людей на определенной территории, первоначально небольшой. Отличительными особенностями являются:
1) эмансипация от сельской жизни;
2) обособленность от городской жизни;
3) отсутствие опоры на исторические традиции, характерные для малых городов.
Это общее определение охватывает различные типы поселков:
1) рабочие – при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;
2) переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;
3) пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе; поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).
Не
обращая внимания на типологическое
многообразие и, соответственно, различия,
поселки, как правило, имеют много
общего в образе жизни и социально-
В поселке человек усваивает определенный «сплав», объединяющий традиционные и урбанистические нормы, но при этом отличающийся от них. Этот своеобразный сплав вряд ли надо считать переходным процессом от сельского к городскому способу выживания. Скорее всего его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.
Два полюса притяжения – город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, стиля жизни, человеческих характеров.
В поселке нормы жизни приобретают свои отличительные особенности: жизнь отдельного человека и семьи в целом характеризуется большей открытостью, чем в деревне, но в то же время присутствует ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый план выступают собственные интересы. В то же время жизнь каждого настолько сильно зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически нереально. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.
Во многих поселках присутствует аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т. е. не только не отвергаются, но и принимаются.
19.УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ.
Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.
Своеобразие
сельского образа жизни связано
непосредственно с
Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.
Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.
Практически
это связано с тем, что в
деревнях очень распространен контроль
поведения человека в обществе. Так
как жителей мало, связи между
ними более или менее тесные, то
все знают все и про всех,
анонимное существование
Содержательно
социальный контроль во многих сельских
поселениях определяется специфической
социально-психологической
Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.
Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.
20. СМК И СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
О развитии средств
коммуникации. Средства массовой коммуникации
(СМК) - технические средст¬ва (печать,
радио, кинематограф, телевидение, компьютерные
сети), с помощью которых осуществляется
распро¬странение информации (знаний,
духовных цен¬ностей, моральных и правовых
норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные
аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя
средствами коммуни¬кации - устной речью,
музыкой, живописью и письменностью. Затем,
нарастая по темпам, происходит процесс
«размножения» средств коммуникации.
В XV в. появляется печатная книга, в XVII
в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается
новый революционный этап - изо¬бретены
радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в.
темпы «размножения» нарастают лавинообразно
- широко распространяются телевидение,
магнитозапись, видео, компьютерные системы,
оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.),
космическая связь. Причем к концу XX в.
на первое место вышли электронные средства
массовой коммуникации, значительно потеснив
письменные.
Дальнейшие тенденции развития СМК можно
проследить в постиндустриальных обществах,
где формируется совершенно новая структура
СМК. Так, в США создается телевидение,
которое предложит каждой семье до 500 каналов
и предоставит возможность взаимодействия
зрителей с телестанциями и между собой.
Это телевидение получило название интерактивного
(т.е. телевидение взаимодействия).
СМК как фактор социализации. Рассматривая
СМК как фактор социализа¬ции, надо иметь
в виду, что непосредственным объектом
воздействия потока их сооб¬щений является
не столько отдельный индивид (хотя и он
тоже), сколько сознание и поведение больших
групп людей, составляющих аудиторию того
или иного конкретного средства массовой
коммуникации - читателей одной газеты,
слушателей определенной ра¬диостанции,
зрителей тех или иных телеканалов, пользователей
тех или иных компьютерных сетей. В связи
с этим вопрос о том, к ка¬кой группе факторов
социализации относятся СМК, не имеет
одно¬значного ответа.
Такие телекомпании, как CNN, передающие
свои программы на весь мир, можно рассматривать
как почти мегафактор. «Останкино», радио
«Россия», некоторые центральные газеты,
чьей аудиторией в той или иной мере является
вся страна, можно отнести к макрофакторам.
Стремительное «размножение» местных
студий кабельного телевидения, многочисленных
сельских и районных радиостудий и газет,
«приход» видео и компьютеров в семью
и т.п. - все это позволяет рассматривать
СМК как микрофактор социализации.
Рассматривать СМК главным образом как
мезофактор социа¬лизации позволяют материалы
массовых опросов, свидетельствующие
о повышении уровня избирательного потребления
информации. Телесмотрение, чтение газет
и радиослушание становятся сферами все
более тщательного выбора. А поскольку
основную массу населения интересуют
в первую очередь обстоятельства повседневной
жизни, постольку этот выбор совершается
чаще в пользу региональных СМК, по которым
идет соответствующая информация.
СМК и стихийная социализация. Влияние
СМК на стихийную социализацию определяется
несколькими обстоятельствами. СМК выполняют
в первую очередь рекреа¬тивную роль,
поскольку во многом определяют досуговое
время¬препровождение людей, как групповое,
так и индивидуальное. Эта роль реализуется
по отношению ко всем людям постольку,
по¬скольку отдых на досуге с книгой, в
кино, перед телевизором, с компьютером
отвлекает их от повседневных забот и
обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная
роль СМК. Она приобретает специфический
оттенок, когда речь идет о подрост¬ках
и юношах. Для большой части ребят телесмотрение,
прослушивание музыкальных записей, работа
с компьютером, а для некоторых и чтение
становятся своеобразной компенсацией
дефицита межличностных контактов, средством
отвлечения при возникновении осложнений
в общении со сверстниками. Нередко ребенок,
подросток, юноша, находясь один в квартире,
включает магнитофон, телевизор, видео,
компьютер для того, чтобы снять ощущение
одиночества. Впрочем, этим же способом
он может отгораживаться от родителей,
чтобы не слышать их ссор, разговоров на
надоевшие темы и т. д.
Большую роль играют СМК в развитии человека.
Хотя эта точ¬ка зрения далеко не бесспорна.
Появление каждого кардинально нового
вида коммуникации вызывало споры о том,
во благо оно или во вред человеку. Так,
еще в древности Платон связывал оску¬дение
творческих способностей человека с появлением
письмен¬ности, позволяющей усваивать
знания «по посторонним знакам», в результате
чего люди будут «казаться многознающими,
остава¬ясь в большинстве невеждами»
и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».
С появлением кино, радио, а затем телевидения
и видео всегда связывали падение интереса
к чтению. Это действительно имело и имеет
место, но надо понимать, что слушают радио,
смотрят кино¬фильмы и телепередачи огромные
массы людей, которые совсем не обязательно
стали бы читателями. Исследования показывают,
что влияние СМК на развитие человека
хотя и неоднозначно, но в целом позитивно.
Так, американские ученые Шрам, Лайл и
Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что
телесмотрение ускоряет развитие ребенка
почти на целый год, особенно к тому времени,
когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать,
дает знания, расширяет кругозор. Исследования,
проводившиеся во Франции, показали, что
телесмотрение значительно влияет на
представления и кругозор малообразованных
слоев населения.
Особую роль в стихийной социализации
подрастающих поко¬лений играют компьютерные
сети. Работа с компьютером, с одной стороны,
приводит к расширению контактов, возможностей
обмена социокультурными ценностями,
порождению и реализации новых форм символического
опыта, развитию процессов во¬ображения,
интенсификации изучения иностранных
языков и ряду других позитивных эффектов.
Но, с другой стороны, она может привести
к «синдрому зависимости» от компьютерной
сети, спо¬собствуя сужению интересов,
уходу от реальности, поглощенности компьютерными
играми, социальной изоляции, ослаблению
эмо¬циональных реакций и другим негативным
эффектам (Ю.О. Ба¬баева, А.Е. Войскунский).
СМК и относительно направляемая социализация.
СМК, будучи одним из социальных институ¬тов,
в той или иной мере выполняют заказ общества
и отдельных социальных групп (в основном
обладающих политической или экономической
властью) на определенное влияние на население
в целом, а также на отдельные возрастные
и социальные слои. Это и позволяет считать,
что СМК в той или иной мере оказывают
относительно направляемое влияние на
социализацию. Отметим лишь два аспекта
этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют
на усвоение людь¬ми всех возрастов широкого
спектра социальных норм и на форми¬рование
у них ценностных ориентации в сфере политики,
эконо¬мики, идеологии,права и пр.
Во-вторых, средства массовой коммуникации
фактически пред¬ставляют собой систему
неформального образования, просвещения
различных слоев населения. Как источник
информации и просве¬щения СМК наиболее
интенсивно используют люди более старших
возрастов. Но все пользователи СМК приобретают
весьма разно¬образные, противоречивые,
несистематизированные сведения по самым
разнообразным вопросам общественной
и политической жизни.
Как показывают исследования, тот набор
СМК (программы TV, радио, конкретные газеты
и т. д.), которыми пользуется человек, соз¬дает
специфический для него информационный
мир. Он существен¬но различается даже
у жителей одного города. Так, по данным
Л.И. Васильченко, полученным еще в середине
70-х гг. XX в., в Тарту эстонские и русские
школьники, пользуясь различными источниками,
имели весьма различные информационные
миры, что во многом определяло и несовпадения
в их ценностных ориентациях и стиле жизни.
СМК и самоизменение человека. Самоизменение
человека в процессе социали¬зации под
влиянием СМК идет в различных аспектах
и имеет как положительный, так и отрицательный
вектор.
Особо следует отметить в связи с этим
то, что в последнее вре¬мя набирает силу
тенденция превращения СМК в сферу самореа¬лизации
человека. К давно существующей переписке
читателей с газетами и журналами добавились
передачи радио и телевидения с прямым
участием слушателей и зрителей. Развитие
электронных систем породило совершенно
новый вид коммуникации и самореализации
- взаимодействие человека с определенными
интересующими его по тем или иным причинам
партнерами, которое позволяет ему найти
единомышленников и выразить себя в общении
с ними. Так, например, уже сегодня к сети
Internet подключены миллионы абонентов -
от ученых до кинофанатов. Среди них группы
экологистов, фанатов и прочие электронные
кланы, возникающие в новой электронной
среде.
Кроме того, у человека, находящегося в
компьютерной вирту¬альной реальности,
создается впечатление, что он непосредственно
участвует в им же порожденных событиях.
Более того, именно он главный участник
событий. Это создает совершенно новые
воз¬можности для самореализации и самоутверждения,
может вести к тем или иным самоизменениям
у детей, подростков, юношей.
СМК и социально контролируемая социализация.
Воспитание как относительно социально
кон¬тролируемая социализация в течение
дли¬тельного времени использовало лишь
печат¬ные средства массовой коммуникации.
Во второй половине XX столетия стали использовать
возможности кино, и главным образом телевидения,
в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени
не ставила перед собой цель подготовки
подрастающих поколений к взаимодейст¬вию
со всеми средствами массовой коммуникации.
В нынешних же условиях, овладение человеком
умением использовать тот познавательный
и иной потенциал, который они несут, приобретает
большое значение. В связи с этим особым
аспектом социального воспитания становится
так называемое медиаобразование, харак¬теристику
которого в отечественной науке дал А.В.
Шариков.
Медиаобразование (от лат. media - средства)
- изучение воспитуемыми закономерностей
массовой коммуникации. Его задачи: подго¬товить
подрастающие поколения к жизни в современных
инфор¬мационных условиях, к восприятию
информации (научить чело¬века понимать
ее - «декодировать» сообщения, критически
оце¬нивать их качество), осознавать последствия
ее воздействия на психику, овладевать
способами общения на основе невербальных
форм коммуникации с помощью технических
средств.
21.ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
СУБКУЛЬТУРЫ И ЕЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ.
Информация о работе Контрольная работа по "Социальная педагогика"