Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:25, контрольная работа
Понятие, сущность
и содержние соц.-педагогического процесса. 2) Общая хар-ка основных
компонентов соц.-психологического процесса
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
10.ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ
НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ. Идеология и социализация.
Социализация в современной России содержательно
существенно изменилась в связи с политико-идеологическими
и социально-по¬литическими процессами,
происходящими в обществе, в котором на
смену идеологии тоталитаризма пришел
неустойчивый и весьма подвижный плюрализм
(многообразие).
Идеологический плюрализм создал во многом
новую ситуацию стихийной социализации
и самоизменения человека. Плюрализм предполагает
сознательный и ответственный выбор человеком
своих нравственных и идеологических
ориентиров. Трудность вы¬бора, неудовлетворенность
социальной практикой, исторически сформировавшееся
у широких слоев населения неумение делать
выбор приводят к нежеланию его делать,
к отказу от выбора.
Свобода убирает не только препятствия
на пути человека, но и его «подпорки».
Это порождает в переходном обществе неопре¬деленность
ситуации. А неопределенность может вызвать
у живого существа одно из трех базовых
отрицательных эмоциональных состояний
- или депрессию, или тревогу, или агрессию.
Это весьма опасно, ибо утрата ценностей,
с одной стороны, и неспособность сделать
выбор новых, с другой, ведут к тому, что,
потеряв ориентиры, человек теряет цель
и надежду и нередко «обращается в чудовище»,
как писал Ф.М. Достоевский.
Идеологическая неопределенность, социально-политическая
изменчивость, стремительная социальная
дифференциация обще¬ства существенно
влияют и на воспитание как социально
контро¬лируемую социализацию. Наиболее
кардинально и ярко это про¬является в
том, что задачи воспитания и его содержание
в изменяющемся обществе имеют принципиальные
отличия от стабиль¬ного общества (В. Розин).
С точки зрения определения задач воспитания
важно то, что в стабильном обществе интересы,
возможности разных социаль¬ных слоев,
профессиональных и возрастных групп
относительно гармонизированы, что определяет
их заинтересованность в под¬держании
стабильности. В связи с этим перед воспитанием
в стабильном обществе объективно стоит
задача развития человека в процессе и
в результате трансляции сложившейся
в обществе куль¬туры от поколения к поколению
и от элитарных слоев к низшим (независимо
от любых идеологических и педагогических
декла¬раций). При этом вопрос «что транслировать?»
объективно не стоит, хотя он и может активно
обсуждаться.
В нестабильном, изменяющемся обществе,
для которого характерны переход от одного
типа общества к другому или существенное
изменение общества внутри одного типа,
ситуация принципиально иная. В нем отсутствует
социальный консенсус, т.е. интересы разных
социальных, профессиональных и даже возрастных
групп не стыкуются, противоречат друг
другу. Большую часть их объединяет лишь
согласие в том, что это общество надо
изменить. Но в вопросе о том, что надо
изменить, а тем более в каком направлении
изменить, единства нет.
Меняющееся общество не в состоянии ставить
реальные и адекватные задачи перед воспитанием,
ибо оно не имеет устоявшегося канона
человека и устойчивого сценария своего
развития, оно лишь пытается определить
свои ценности и их иерархию, нащупать
но¬вые идеологические установки. Оно
лишь знает, что нужно воспитывать «другого»
человека и делать это «по-другому».
В условиях меняющегося общества перед
воспитанием фактиче¬ски стоит задача
одновременно с обществом искать ответ
на вопрос «что развивать в человеке?»,
а вернее, «в каком направлении его развивать?»
и параллельно искать ответ на вопрос
«как это делать?».
11.ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ.
Идея впервые
появилась в трудах Д. Локка, который выступил
против теории "врождённых" идей
и утверждал, что душа ребёнка - это tabula
rasa ("чистая доска") (Локк Дж., 1960). Он объяснял
происхождение знания из человеческого
опыта, различия в котором определяются
воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций, основываясь
на идеях Локка, утверждал, что человек
формируется только под влиянием среды
и воспитания (Гельвеций К.А., 1974). Локк и Гельвеций
уделяли внимание социокультурному фактору
в воспитании. Песталоцци сформулировал
принципы народной школы, готовящей детей
к жизни в конкретной социокультурной
среде (Песталоцци И.Г., 1981).
Принцип культуросообразности
в педагогике сформулировал Дистервег,
который утверждал, что в воспитании необходимо
учитывать условия места и времени, в которых
родился и живёт человек, т.е. всю современную
культуру в широком смысле слова и конкретной
страны, являющейся родиной ребёнка. Этот
принцип отразил тенденцию формирования
национальных государств и национальных
культур и получил широкое признание в
педагогике XIX-XX вв. Русские педагоги также
развивали эту идею. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстойписали о народности
воспитания. П.Ф. Каптерев рассматривал
соотношение воспитания, социальных условий
и культуры, которую трактовал как совокупность
религии, быта и нравственности народа
(Каптерев П.Ф., 1999; аннотация). С.И. Гессен
понимал принцип культуросообразности,
с одной стороны, как единство школы с
обществом и нацией в целом, а с другой
- обосновывал необходимость создания
специфической "областной педагогики"
(применял это обозначение вслед за французским
педагогом и Ж. Орузом).
В СССР принцип
культуросообразности иногда трактовался
как противоречащий установкам классовости
и интернационализма, декларативным утверждениям
о развитии культуры каждого народа как
национальной по форме и социалистической
по содержанию. Вместе с тем
полного отказа от принципа культуросообразности
в советской педагогике не произошло.
Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий
(Шацкий С.Т., 1980), В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А., 1979; см. аннотацию) и др.
Современная
трактовка принципа культуросообразности предполаг
12.ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.
Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.
Уровень жизни – понятие, которое характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, что обычно отражается в количестве и качестве получаемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов частого пользования, средств передвижения, вплоть до очень сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением культурных, эстетических и других аналогичных запросов.
На стихийную социализацию и самоизменение человека экономическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор влияет на их ожидания, настроение и поведение. Эта атмосфера во многом определяет либо актуальные и перспективные устремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положение, либо фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркоманию).
На воспитание как социально контролируемую социализацию экономическая ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень экономического развития общества определяет возможности для создания условий планомерного развития в первую очередь подрастающих поколений – в целом или только в некоторых социальных слоях.
Чем более развито экономически общество, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации. В качестве иллюстрации можно привести такие данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс. долларов, в Швеции – 700 тыс. долларов, а в СССР – 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений.
Соответственно
уровню экономического развития общества
складываются и условия социализации
человека в зрелом возрасте, определяя
возможности и стимулы
14.РЕГИОН КАК МЕЗОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
Регион – часть государства, являющаяся целостной социально-экономической системой, имеющей общность экономической, политической и духовной жизни, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие.
В регионе происходит приобщение человека к социуму, здесь формируются, сохраняются и изменяются нормы образа жизни, а также происходит развитие и сохранение культурных и природных богатств.
Региональные условия воздействуют на социализацию, имея при этом различный характер, в зависимости от характерных особенностей региона.
Это влияет на стихийную социализацию населения в регионе, на направление происходящего самоизменения его жителей. Об этом говорят различия в ценностных ориентациях в сфере трудовой деятельности, в массовых идеологических установках, в семейных отношениях и т. д. Это подтверждает и различие в уровне экономической активности населения, мера его приспособляемости к меняющимся условиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характере противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.
Объективные
характеристики региона и сложившиеся
в нем условия можно
Влияние
на относительно направляемую социализацию
в масштабах региона
Во-первых, производят:
1) анализ актуального положения дел в регионе, а также перспективы социокультурной и хозяйственно-экономической сторон региона, основных видов действующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов;
2) анализ динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера. Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.
Во-вторых, рассматривают состояние дел в отраслях и секторах жизнедеятельности региона, так или иначе влияющих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и другого, на основании чего разрабатывают программы дальнейшего развития во взаимодействии друг с другом в свете социализации.
В-третьих, анализируют систему управления в регионе и предпринимают меры по ее совершенствованию в аспекте воздействия на социализацию подрастающих поколений.
15.ПРИНЦИП ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Модель воспитания гуманистической
педагогики, в основе которой лежит
направление гуманистической
Главными понятиями гуманистической
педагогики являются "самоактуализация
человека", "личностный рост", "развивающая
помощь". Каждый человек представляет
собой цельное образование, неповторимую
личность. Поведение личности определяется
не подкреплением, поступающим из внешней
среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением
человека к актуализации - развитию своих
природных способностей, поиску своего
смысла и жизненного пути. Личность понимается
как сложная автономная система, отличающаяся
направленностью, волей к положительной
деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация
- это реализация себя в деятельности,
в отношениях с людьми, в полнокровной
"хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся
жизненном пути. Это состояние означено
у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий
человек". В психотерапии и педагогике
Роджерса психотерапевт и педагог должны
возбудить собственные силы человека
по решению его проблем. Не навязывать
ему готового решения, а стимулировать
его собственную работу по личностному
изменению и росту, которые никогда не
имеют пределов. Целью обучения и воспитания
должно быть не приобретение знаний как
набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение
личности учащегося в результате самостоятельного
учения. Задача школы и воспитания - дать
возможность развития, саморазвития личности,
способствовать поиску своей индивидуальности,
помочь человеку идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован
ученик, где есть не просто накопление
фактов, а изменение ученика, его поведения,
его Я-концепции (рис. 10), К. Роджерс назвал "значимым
для человека учением" и считал, что
только таким оно и может быть.
Информация о работе Контрольная работа по "Социальная педагогика"