Контрольная работа по "Социальная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Понятие, сущность
и содержние соц.-педагогического процесса. 2) Общая хар-ка основных
компонентов соц.-психологического процесса
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Файлы: 1 файл

шпоры по соц.педагогике.docx

— 106.84 Кб (Скачать файл)

29. ЧЕЛОВЕК КАК  ЖЕРТВА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Человек как жертва неблагоприятных условий  социализации. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.

В периоде  внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем  школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.

В юношеском  возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет  ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.


30. ВИКТИМОГЕННОСТЬ  МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ; СУБЪЕКТИВНЫЕ  И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕВРАЩЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА В ЖЕРТВУ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Прежде  чем рассматривать объективные  факторы, благодаря которым человек  может стать жертвой неблагоприятных  условий, необходимо ввести понятия: «виктимогенность», «виктимизация» и «виктимность».

Виктимогенность обозначает наличие тех или иных объективных обстоятельств социализации, характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы или  конкретные люди становятся или могут  стать жертвами неблагоприятных  условий социализации, многочисленны  и многоуровненны.

Фактором  виктимизации человека могут стать природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения.

Факторами виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

Виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений, как появление «потерянных поколений».

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и саморазрушительному поведению может передаваться по наследству.

Виктимизация личности на индивидном уровне в различных условиях зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

31.ВОСПИТАНИЕ КАК  СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В современных  развитых обществах образуется целая  система социальных институтов –  исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения определенных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные  и т. д.).

Появление социального института, такого как  воспитание, необходимо для организации  относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для  трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий  удовлетворения социальной потребности  – осмысленного взращивания членов общества.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности  каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

1) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

4) появляется коррекционное воспитание;

5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

17б 6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание  как социальный институт включает в  себя:

1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации различных видов и типов;

3) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

4) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

5) ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и др.).

32.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Семейное воспитание – осознаваемые в некоторой степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного  воспитания непосредственно зависят  от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.

Одной из характеристик является отношение  старшего поколения к младшему, понимание  необходимости воспитания детей  и степени участия в нем. Если личностные ресурсы семьи не обеспечивают правильное воспитание детей, то в эти  периоды часто привлекают к воспитанию нянь, репетиторов и домашних учителей.

Цели  воспитания в семье могут быть очень разными по содержанию и  по некоторым специфическим характеристикам.

Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие младшим гигиенических  навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование  отдельных способностей; подготовку к будущей профессии.

Одной из основных характеристик семейного  воспитания можно считать стиль, включающий в себя наиболее характерные  способы отношений старших к  младшим, используемые при этом методы, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или  мягким является воспитательный процесс, можно выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.

Авторитарный(властный) стиль характеризуется сильным влиянием старших на младших, которое заключается в пресекании всяческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном контролировании их поведения, интересов и вообще любых желаний. Это достигается с помощью постоянного контроля выполнения заданий детьми и наказаний.

Общение между взрослыми и детьми характеризуется  тем, что инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся  к общению только при необходимости  получить какие-либо указания. Такой  стиль рождает враждебность по отношению  к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократическийстиль определяется тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлекать их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются как послушание, так и независимость. Такой стиль воспитывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальной жизни авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются  очень редко. Часто в семьях уживаются  компромиссные варианты, которые  ближе к одному или другому  стилю.

33. РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЭТО целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием. Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.). В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

Информация о работе Контрольная работа по "Социальная педагогика"