Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:25, контрольная работа
Понятие, сущность
и содержние соц.-педагогического процесса. 2) Общая хар-ка основных
компонентов соц.-психологического процесса
.3.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
Субкультура (от лат. sub– «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.
Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.
Ценностные
ориентации носителей той или
иной субкультуры характеризуются
ценностями социальной практики общества,
интерпретированными и
стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.
В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.
Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.
Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.
23.ПРИНЦИП ЦЕНТРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
Принцип центрации
воспитания на развитии личности основывается
на зародившейся в антическом обществе
и получившей своё воплощение в трудах
многих мыслителей идее о том, что задачей
воспитания является развитие человека.
В философско-педагогической традиции
нового и новейшего времени сложилось
3 подхода к её раскрытию. Интерпретация
воспитания как всестороннего и гармоничного
(а позднее и целостного) развития наиболее
характерна для Ж.Ж. Руссо, К. Маркса и
их последователей.
В начале ХХ в.
в русле философии прагматизма (Д. Дьюи и др.) идея развития
в процессе воспитания рассматривалась
как обеспечение роста человека, удовлетворение
его интересов и потребностей (Дьюи Дж., 1999; см. аннотацию). Во второй половине
ХХ в. большую популярность приобрела
гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), в которой
развитие человека трактуется как процесс
свободной реализации им своих потенций,
а воспитание - как создание возможностей
для самореализации и самоактуализации. Принцип исходит
из признания приоритета личности по отношению
к обществу, государству, социальным институтам,
группам и коллективам и предполагает,
что это положение должно стать основой
философии воспитания, идеологии общества
в сфере воспитания, центральной ценностной
ориентацией как воспитателей, так и воспитанников.
Ограничение приоритета личност
24.СОСЕДСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.Для детей соседство – не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации.Дошкольники, младшие школьники и в большинстве случаев младшие подростки много общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за пределы семьи, освоение других ролей, приобретение важного социального опыта, определенная ступень привыкания к социуму.Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти меры применяются обществом сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его социализации играют сверстники.Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.Знание особенностей соседских отношений воспитанников дает педагогам возможность учитывать позитивное и негативное влияние, под которым могут оказаться ребята.
25. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
Группа
сверстников – это
Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.
В группе образуются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе.
В характеристики
состава групп сверстников
В последнее десятилетие группы сверстников являются одним из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.
Дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие различия.
В группах
сверстников социализация воспроизводится
благодаря действию таких механизмов,
как стилизованный и
Имея некоторую возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации универсальны.
Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре данного общества, человек усваивает определенные нормы поведения, относящиеся кэтни-ческой, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы.
Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение полоролевому поведению. Общение со сверстниками своего пола сильно влияет на общение с лицами противоположного пола и влияет на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное восприятие сферы сексуальных отношений в частности.
В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в процессе автономизации детей.
В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
В-пятых,
группа сверстников создает
В-шестых, группа является специфической социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша». В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой.
Все выделенные социализирующие функции группы сверстников воплощают в жизнь по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности.
27.ПРИНЦИП
Принцип
природосообразности воспитания. Идея зародилась
в антическом обществе (Демокрит, Платон,
Аристотель). Наиболее глубоко она была
обоснована и разработана Я.А. Коменским
(Коменский Я.А., 1982). Принцип природосообразности
занимал значительное место в педагогическах
системах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.
А. Дистервега. При различных трактовках
самого понятия природы их объединял подход
к человеку как к её части и утверждение
необходимости его воспитания в соответствии
с объективными закономерностями развития
человека в окружающем мире.
Коменский считал, что порядок
школы надо заимствовать от природы и
исходить из наблюдений над природными
процессами. Согласно Руссо, в воспитании
надо следовать природе ребёнка, его возрастным
особенностям, создавать условия для естественного
развития его врождённых свойств и способностей
(Руссо Ж.Ж., 1981). Песталоцци, понимая природосообразность,
как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые
природой для развития человеческих сил,
без помощи человека медленно освобождают
людей от "чувственно-животных свойств". Дистервег считал необходимым
учитывать процесс естественного развития
человека на каждом возрастном этапе (Дистервег Ф.А., 1956).
Принцип природосообразности в европейской
педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой
различных теорий воспитания, получивших
общее название педагогического натурализма,
в т.ч. и теории свободного
воспитания. Принцип природосообразности
лежал и в основе педологии, некоторые идеи
которой сохранились в теориях возрастного
подхода и индивидуального подхода. Развитие наук
о природе и человеке в XX в. существенно
обогатило содержание принципа природосообразности
воспитания. Особую роль сыграло учение
о ноосфере В.И. Вернадского(Вернадский В.И., 1981).
Современная
трактовка принципа природосообразности
исходит из того, что воспитание должно
основываться на научном понимании естественных
и социальных процессов, согласовываться
с общими законами развития природы и
человека, формировать у него ответственность
за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание,
методы и формы воспитания должны учитывать
необходимость возрастной и половой дифференциации
образования, организации социального
опыта человека и индивидуальной помощи
ему. У человека необходимо культивировать
стремление к здоровому образу жизни и
умение выживать в экстремальных условиях.
Особое значение имеют развитие планетарного
мышления и воспитание природоохранного
поведения.
Развитие человека
и его потребностей необходимо выводить
за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать
глобальные проблемы человечества, ощутить
чувство своей сопричастности природе
и обществу, ответственности за их состояние
и развитие.
28.ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Каждый человек, особенно
в детстве, отрочестве и юности, является
объектом социализации. Об этом свидетельствует
то, что содержание процесса социализации
определяется заинтересованностью общества
в том, чтобы человек успешно овладел ролями
мужчины или женщины (полоролевая социализация),
создал прочную семью (семейная социализация),
мог бы и хотел компетентно участвовать
в социальной и экономической жизни (профессиональная
социализация), был законопослушным гражданином
(политическая социализация) и т.д.
Следует иметь в виду, что требования к
человеку в том или ином аспекте социализации
предъявляют не только общество в целом,
но и конкретные группы и организации.
Особенности и функции тех или иных групп
и организаций обусловливают специфический
и неидентичный характер этих требований.
Содержание же требований зависит от возраста
и социального статуса человека, к которому
они предъявляются.
Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации,
полагал, что активное начало в нем принадлежит
обществу, и именно оно является субъектом
социализации. «Общество, - писал он, -может
выжить только тогда, когда между его членами
существует значительная степень однородности».
Поэтому оно стремится сформировать человека
«по своему образцу», т.е. утверждая приоритет
общества в процессе социализации человека,
Э. Дюркгейм рассматривал последнего как
объекта социализирующих воздействий
общества.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием
разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической
теории функционирования общества, описывающей
в том числе и процессы интеграции человека
в социальную систему.
Т. Парсонс определял социализацию как
«интернализацию культуры общества, в
котором ребенок родился», как «освоение
реквизита ориентации для удовлетворительного
функционирования в роли». Универсальная
задача социализации - сформировать у
вступающих в общество «новичков», как
минимум, чувство лояльности и, как максимум,
чувство преданности по отношению к системе.
Согласно его взглядам, человек «вбирает»
в себя общие ценности в процессе общения
со «значимыми другими». В результате
этого следование общепринятым нормативным
стандартам становится частью его мотивационной
структуры, его потребностью.
Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали
и продолжают оказывать большое влияние
на многих исследователей социализации.
До сего времени многие из них рассматривают
человека лишь как объект социализации,
а ее саму как субъект-объектный процесс
(где субъектом выступает общество или
его составляющие). В концентрированном
виде этот подход представлен в типичном
определении социализации, данном в Международном
словаре педагогических терминов (Г. Терри
Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987):
«Социализация - это процесс освоения
ролей и ожидаемого поведения в отношениях
с семьей и обществом и развития удовлетворительных
связей с другими людьми».
Человек как субъект
социализации. Человек становится полноценным
членом общества, будучи не только объектом,
но и, что важнее, субъектом социализации,
усваивающим социальные нормы и культурные
ценности, проявляя активность, саморазвиваясь
и самореализуясь в обществе.
В основу рассмотрения человека как субъекта
социализации легли концепции американских
ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого,
Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал,
что индивидуальное Я приобретает социальное качество
в коммуникациях, в межличностном общении
внутри первичной группы (семьи, группы
сверстников, соседской группы), т.е. в
процессе взаимодействия индивидуальных
и групповых субъектов.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том,
что социальные явления и процессы необходимо
рассматривать как результат сознательной
деятельности людей, что, изучая те или
иные социальные ситуации, необходимо
учитывать не только социальные обстоятельства,
но и точку зрения индивидов, включенных
в эти ситуации, т.е. рассматривать их как
субъектов социальной жизни.
Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление,
получившее название символического интеракционизма,
центральным понятием социальной психологии
считал «межиндивидуальное взаимодействие».
Совокупность процессов взаимодействия,
по Миду, конституирует (условно - формирует)
общество и социального индивида. С одной
стороны, богатство и своеобразие имеющихся
у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий
зависят от разнообразия и широты систем
взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный
индивид является источником движения
и развития общества.
Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого
и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на
изучение человека как субъекта социализации,
на разработку концепций социализации
в русле субъект-субъектного подхода.
Авторы десятитомной Международной энциклопедии
по вопросам воспитания (1985) констатируют,
что «последние исследования характеризуют
социализацию как систему коммуникационного
взаимодействия общества и индивида».
Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни
на каждом возрастном этапе перед ним
встают задачи, для решения которых он
более или менее осознанно, а чаще неосознанно,
ставит перед собой соответствующие цели,
т.е. проявляет свои субъектностъ(позицию) и субъективность (
Информация о работе Контрольная работа по "Социальная педагогика"