Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 65.19 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Дошкольная специальная педагогика»

на тему: «Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы: 4 СДО-311

Абрамова Валентина Юрьевна

Научный руководитель:

Борисова Наталья Альбертовна

Череповец, 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6

1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6

1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8

1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13

Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18

2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18

2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20

2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………….34

 

 

Введение

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. 
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного  возраста, о чем свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева (1995), Л.А. Парамоновой (1979). Н.Н. Поддъякова (1974), Э.А. Фарапоновой (1970) и др.

Психологи и педагоги считают конструирование одним из важных видов психической деятельности и развитии ребёнка, так как в процессе конструирования в значитель​ной степени формируются как познавательные и практиче​ские действия, так и диалектическое мышление (как форма творческого мышления). Творческий характер конструк​тивной деятельности, её виды исследованы в трудах А.Р.Лурия (контурные модели), Л.А.Парамоновой, Н.Н.Поддьякова (заданные условия), В.Ф.Изотовой (рисунок, фотография, тема, наблюдения); более того, выделены критерии оценки детского творчества (А.Н.Давидчук, В.Ф.Изотова, А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков); определено понятие «конструктивная задача» (А.Р.Лурия, А.Н.Давидчук).

Дети дошкольного возраста с нормальным физическим и психическим развитием, а больные ДЦП тем более, без специального обучения не владеют конструктивными умениями и навыками, поэтому особое внимание необходимо уделить подготовке и предварительному обучению детей с ДЦП, формированию у них начальных конструктивных умений и навыков.

Несмотря на то, что проблема коррекционно- педагогической  работы по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП рассматривалась многими известными учеными, в настоящее время она остается актуальной.

Цель – определение направлений коррекционно – педагогической работы по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП

Объект – особенности коррекционно – педагогической работы

Предмет– содержание коррекционно – педагогической работы по

формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП

В основе курсовой лежит гипотеза о том, что у детей с ДЦП трудности формирования деятельности конструирования обусловлены клиническими проявлениями заболевания, наличием нарушений общей и мелкой моторики, несформированностью сенсорных эталонов и пространственных представлений. Недостатки деятельности конструирования у этих детей могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психокоррекционной работы, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы

следующие задачи:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности коррекционно- педагогической  работы по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП
  3. Изучить содержание коррекционно- педагогической работы по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП.

Методы:

1.Теоретические (анализ литературы)

 

Глава I

Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе

    1. Понятие конструктивной деятельности

Вопросам развития конструктивной деятельности детей как дошкольного, так и школьного возраста посвящали свои научные труды А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Е. С. Романова, В. Б. Синельников, В. Г. Ткаченко, Э. А. Фарапонова, о.п. Гаврилушкина и др. Но содержание термина "конструктивная деятельность" (КД) раскрывается недостаточно определенно. Различные авторы рассматривают КД с разных точек зрения.

Так В. Г. Нечаева определяла конструирование как создание построек из деталей наборов строительного материала, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [17].

Л. А. Парамонова характеризует КД как практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее продуманного продукта, соответствующего его реальному назначению [21].

М.И. Мирошник видит в конструировании сложный вид продуктивной деятельности. Он одновременно включает в себя игровые и учебные моменты: дети, создавая постройки и играя с ними, учатся решать учебно-трудовые задачи [16].

Е. А. Пустовой считает, что КД - один из видов продуктивного мышления, поскольку ее непосредственным результатом является как получение субъектом нового и оригинального продукта, так и овладение новыми способами работы [22].

Термин «конструирование» (от латинского «construere») означает приведение в определенное взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру КД сходна с изобразительной деятельностью и игрой, поскольку в ней так же отражается окружающая действительность.

Ряд зарубежных исследователей склонен трактовать конструирование как конструктивный праксис - способность выполнять целесообразные действия по команде (J. Kools, О. Tweedie, 1975). P.Vericken (1961) причисляет к конструированию и те изменения, которые вносятся ребенком в эти действия под влиянием зрительного поля.

Являясь самостоятельным видом человеческой деятельности, конструирование многообразно и неразрывно связано с творчеством, без него невозможно овладение множеством профессий, поэтому развитие способности к КД в детском возрасте считается чрезвычайно важным.

По мнению А.В. Запорожца, становление КД создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира, которое происходит благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания - эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов), существующих в общественном опыте.

В процессе конструирования не только осуществляется пространственная организация объектов (формы, положения, размера, композиционных и пространственных отношений между ними), но и отражаются их основные функциональные особенности.

Развитие конструктивной деятельности определяется уровнем сформированности:

- познавательных действий, являющихся внешним, необходимым  ком понентом практических форм мыслительной деятельности;

- пространственных представлений, определяющих способность устанавливать  положение строительных элементов;

- образов-представлений  о моделируемых объектах в  плане отражения их внешних  свойств и функциональных особенностей  психомоторики, осуществляющей точность  выполнения задуманной модели  и способствующей ее прочности;

- планирующей функции  речи, осуществляющей планирование  действий и контроль конечного  результата деятельности.

    1. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе

Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе и содержание занятий по обучению конструированию нор​мально развивающихся детей рассматривается в трудах З.В.Литвак(1981), Л.В.Куцаковой (1999), Л.А.Топорковой (1989), Н.М.Конышевой (2000), Л.А.Парамоновой (2002).

К девяти месяцам дети начинают понимать речь взрос​лого, у них устанавливается связь между действием и сло​вом, развивается интерес к деятельности. Поэтому с ними можно начинать проводить, неконструктивные игры со строительным материалом ознакомительного характера, цель которых привлечение внимания, приучение к просле​живанию и подражанию, формирование целенаправленных действий при многократном их повторении.

Формирование процесса обучения конструированию должно осуществляться на основе максимальной активиза​ции зоны ближайшего развития ребёнка. По концепции Л.С.Выготского, в зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только формируются и могут быть реализованы ребёнком под руководством взрос​лого, в сотрудничестве с ним [8].

Согласно базисной программе развития ребенка-дошко​льника «Истоки» конструирование в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) слито с сюжетно-отобразительной игрой, вы​ступает и как ее средство, и как ее элемент.

На втором году жизни дети становятся более активны​ми, расширяются их возможности общения со взрослыми, так как они начинают говорить. Интенсивно развивается способность к подражанию, а под воспитательным воздейст​вием взрослых — и сосредоточению. Самостоятельные дей​ствия приобретают большую целенаправленность. С 1 года 6 месяцев дети способны воспроизводить знакомые действия не только по показу, но и по инструкции взрослого, а также те действия, которые наблюдают в окружающей жизни, что даёт начало сюжетно-отобразительной игре. Малышей учат различать и узнавать 3-4 вида деталей строительного набо​ра (кирпичики, кубики, пластины, трёхгранные призмы), дифференцировать их по размерам. Дети способны накла​дывать друг на друга детали, ставить их рядом, делать не​сложные перекрытия (у ворот, у дома), замыкать неболь​шое пространство, воспроизводить показанные 8-10 постро​ек, узнавать и называть их (например, башня, машина, стол, стул, кровать, лесенка, домик).

На третьем году жизни постепенно приобретает устой​чивость внимание детей, а с развитием речи расширяются познавательные и коммуникативные возможности. Детей учат воспроизводить элементарные постройки по показу и слову, пользоваться строительным материалом для соору​жения построек в игре. Они усваивают некоторые техниче​ские приёмы работы: накладывание четырёх-пяти кирпи​чиков или кубиков друг на друга, укладывание кирпичиков и ряд большой плоскостью на столе, постановку кирпичи​ков вертикально на меньшую плоскость и образование бо​лее сложных перекрытий. При знакомстве с деталями строительного набора дети приобретают навыки осязатель​но-действенного обследования [8].

Дети четвёртого года жизни начинают различать и на​зывать строительные детали, делать постройки путём ком​бинирования знакомых форм, знакомятся с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости. В отличие от предыдущего возрастного периода в процессе обучения располагают кирпичики, пластины вертикально но кругу, по четырёхугольнику, ставя их плотно друг к дру​гу, или на определённом расстоянии (загородка, забор, во​рота), изменяют постройки двумя способами, надстраивая их в высоту, длину. Основным методом обучения становит​ся использование образца, его анализ. При этом дети усваивают и учатся определять и называть части построек, дета​ли, из которых они сделаны, а также появляется осознание, как и с чего начинать постройку. В этом возрасте больше требований предъявляется к аккуратности и точности дей​ствий. Конструирование в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и приобретению новых благодаря систематическим упражнениям, нахождению способов и решений.

Конструктивная деятельность детей среднем дошкольного возраста (пятый год жизни) усложняется и совершенствуется. Возрастают требования к качеству выполнения сооружений, сложности построек, дизайну, использованию различных мелких деталей для украшения сооружения.

Уделяется особое внимание детей группировке и подбору деталей по цвету для постройки отдельных частей объекта (стены, крыша, труба и т.д.). В процессе конструирования происходит знакомство с новыми деталями и вводится в активную речь детей соответствующая лексика, обозначающая как названия деталей (существительные), так и их признаки и качества (при пита​тельные), а также пространственные отношении (наречия места): деревянный брусок длинный или короткий, цилиндр высокий или низкий, пластмассовая пластинки широкая или узкая, окно у домика справа, дверь впереди, труба на​верху, кладовка сзади и т.д.

Анализируя постройки детей, педагог обращает внимание на прочность конструкции, следование образцу, проявление творчества при строительстве дополнительных соору​жений (скамеечка, на которой отдыхает шофёр, кладовка, где хранится инструмент). Конструирование по прежнему тесно связано с игрой. Только связь эта несколько изменяется. Если в младшей группе определяющим был сюжет творческой игры, и в его рамках решались конструктивные задачи, то теперь конструктивная задача выступает на пер​вый план, а игра развёртывается по мере завершения по​стройки: детям предлагаются разнообразные мен кие и крупные плоскостные и объёмные игрушки для обыгрыва​ния построек. Обогащению конструкт и иного опыта, зна​комству с различными видами архитектуры, особенностя​ми сооружений способствует проведение прогулок, наблю​дений , экскурсий, рассматривание иллюстраций, показ диафильмов, диапозитивов, беседы об увиденном, чтение художественных произведений, пение песен. С целью раз​вития творческой инициативы и самостоятельности детей, а также закрепления полученных конструктивных навы​ков постепенно начинает вводиться конструирование по за​мыслу и по определённой теме, обучение их умению созда​вать элементарный замысел и воспитание способности реа​лизовать его, добиваясь поставленной цели.

Информация о работе Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП