Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине «Дошкольная специальная педагогика»
на тему: «Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП».
Выполнила студентка
Группы: 4 СДО-311
Абрамова Валентина Юрьевна
Научный руководитель:
Борисова Наталья Альбертовна
Череповец, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое обоснование
проблемы в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение
и особенности формирования конструктивной
деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность
– это практическая деятельность, направленная
на получение определенного, заранее задуманного
реального продукта, соответствующего
его функциональному назначению.
Конструктивная деятельность,
как особый вид психической деятельности,
вносит значительный вклад в развитие
детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют
исследования А.Н. Леонтьева (1995), Л.А. Парамоновой
(1979). Н.Н. Поддъякова (1974), Э.А. Фарапоновой
(1970) и др.
Психологи и педагоги считают конструирование одним из важных видов психической деятельности и развитии ребёнка, так как в процессе конструирования в значительной степени формируются как познавательные и практические действия, так и диалектическое мышление (как форма творческого мышления). Творческий характер конструктивной деятельности, её виды исследованы в трудах А.Р.Лурия (контурные модели), Л.А.Парамоновой, Н.Н.Поддьякова (заданные условия), В.Ф.Изотовой (рисунок, фотография, тема, наблюдения); более того, выделены критерии оценки детского творчества (А.Н.Давидчук, В.Ф.Изотова, А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков); определено понятие «конструктивная задача» (А.Р.Лурия, А.Н.Давидчук).
Дети дошкольного возраста с нормальным физическим и психическим развитием, а больные ДЦП тем более, без специального обучения не владеют конструктивными умениями и навыками, поэтому особое внимание необходимо уделить подготовке и предварительному обучению детей с ДЦП, формированию у них начальных конструктивных умений и навыков.
Несмотря на то, что проблема коррекционно- педагогической работы по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП рассматривалась многими известными учеными, в настоящее время она остается актуальной.
Цель – определение направлений коррекционно – педагогической работы по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП
Объект – особенности коррекционно – педагогической работы
Предмет– содержание коррекционно – педагогической работы по
формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП
В основе курсовой лежит гипотеза о том, что у детей с ДЦП трудности формирования деятельности конструирования обусловлены клиническими проявлениями заболевания, наличием нарушений общей и мелкой моторики, несформированностью сенсорных эталонов и пространственных представлений. Недостатки деятельности конструирования у этих детей могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психокоррекционной работы, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы
следующие задачи:
Методы:
1.Теоретические (анализ литературы)
Глава I
Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе
Вопросам развития конструктивной деятельности детей как дошкольного, так и школьного возраста посвящали свои научные труды А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Е. С. Романова, В. Б. Синельников, В. Г. Ткаченко, Э. А. Фарапонова, о.п. Гаврилушкина и др. Но содержание термина "конструктивная деятельность" (КД) раскрывается недостаточно определенно. Различные авторы рассматривают КД с разных точек зрения.
Так В. Г. Нечаева определяла конструирование как создание построек из деталей наборов строительного материала, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [17].
Л. А. Парамонова характеризует КД как практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее продуманного продукта, соответствующего его реальному назначению [21].
М.И. Мирошник видит в конструировании сложный вид продуктивной деятельности. Он одновременно включает в себя игровые и учебные моменты: дети, создавая постройки и играя с ними, учатся решать учебно-трудовые задачи [16].
Е. А. Пустовой считает, что КД - один из видов продуктивного мышления, поскольку ее непосредственным результатом является как получение субъектом нового и оригинального продукта, так и овладение новыми способами работы [22].
Термин «конструирование» (от латинского «construere») означает приведение в определенное взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру КД сходна с изобразительной деятельностью и игрой, поскольку в ней так же отражается окружающая действительность.
Ряд зарубежных исследователей склонен трактовать конструирование как конструктивный праксис - способность выполнять целесообразные действия по команде (J. Kools, О. Tweedie, 1975). P.Vericken (1961) причисляет к конструированию и те изменения, которые вносятся ребенком в эти действия под влиянием зрительного поля.
Являясь самостоятельным видом человеческой деятельности, конструирование многообразно и неразрывно связано с творчеством, без него невозможно овладение множеством профессий, поэтому развитие способности к КД в детском возрасте считается чрезвычайно важным.
По мнению А.В. Запорожца, становление КД создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира, которое происходит благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания - эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов), существующих в общественном опыте.
В процессе конструирования не только осуществляется пространственная организация объектов (формы, положения, размера, композиционных и пространственных отношений между ними), но и отражаются их основные функциональные особенности.
Развитие конструктивной деятельности определяется уровнем сформированности:
- познавательных действий, являющихся внешним, необходимым ком понентом практических форм мыслительной деятельности;
- пространственных
- образов-представлений
о моделируемых объектах в
плане отражения их внешних
свойств и функциональных
- планирующей функции речи, осуществляющей планирование действий и контроль конечного результата деятельности.
Развитие конструктивной деятельности
в онтогенезе и содержание занятий по
обучению конструированию нормально
развивающихся детей рассматривается
в трудах З.В.Литвак(1981), Л.В.Куцаковой (1999),
Л.А.Топорковой (1989), Н.М.Конышевой (2000),
К девяти месяцам дети начинают понимать речь взрослого, у них устанавливается связь между действием и словом, развивается интерес к деятельности. Поэтому с ними можно начинать проводить, неконструктивные игры со строительным материалом ознакомительного характера, цель которых привлечение внимания, приучение к прослеживанию и подражанию, формирование целенаправленных действий при многократном их повторении.
Формирование процесса обучения конструированию должно осуществляться на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребёнка. По концепции Л.С.Выготского, в зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только формируются и могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с ним [8].
Согласно базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки» конструирование в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее средство, и как ее элемент.
На втором году жизни дети становятся более активными, расширяются их возможности общения со взрослыми, так как они начинают говорить. Интенсивно развивается способность к подражанию, а под воспитательным воздействием взрослых — и сосредоточению. Самостоятельные действия приобретают большую целенаправленность. С 1 года 6 месяцев дети способны воспроизводить знакомые действия не только по показу, но и по инструкции взрослого, а также те действия, которые наблюдают в окружающей жизни, что даёт начало сюжетно-отобразительной игре. Малышей учат различать и узнавать 3-4 вида деталей строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трёхгранные призмы), дифференцировать их по размерам. Дети способны накладывать друг на друга детали, ставить их рядом, делать несложные перекрытия (у ворот, у дома), замыкать небольшое пространство, воспроизводить показанные 8-10 построек, узнавать и называть их (например, башня, машина, стол, стул, кровать, лесенка, домик).
На третьем году жизни постепенно приобретает устойчивость внимание детей, а с развитием речи расширяются познавательные и коммуникативные возможности. Детей учат воспроизводить элементарные постройки по показу и слову, пользоваться строительным материалом для сооружения построек в игре. Они усваивают некоторые технические приёмы работы: накладывание четырёх-пяти кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывание кирпичиков и ряд большой плоскостью на столе, постановку кирпичиков вертикально на меньшую плоскость и образование более сложных перекрытий. При знакомстве с деталями строительного набора дети приобретают навыки осязательно-действенного обследования [8].
Дети четвёртого года жизни начинают различать и называть строительные детали, делать постройки путём комбинирования знакомых форм, знакомятся с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости. В отличие от предыдущего возрастного периода в процессе обучения располагают кирпичики, пластины вертикально но кругу, по четырёхугольнику, ставя их плотно друг к другу, или на определённом расстоянии (загородка, забор, ворота), изменяют постройки двумя способами, надстраивая их в высоту, длину. Основным методом обучения становится использование образца, его анализ. При этом дети усваивают и учатся определять и называть части построек, детали, из которых они сделаны, а также появляется осознание, как и с чего начинать постройку. В этом возрасте больше требований предъявляется к аккуратности и точности действий. Конструирование в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и приобретению новых благодаря систематическим упражнениям, нахождению способов и решений.
Конструктивная деятельность детей среднем дошкольного возраста (пятый год жизни) усложняется и совершенствуется. Возрастают требования к качеству выполнения сооружений, сложности построек, дизайну, использованию различных мелких деталей для украшения сооружения.
Уделяется особое внимание детей группировке и подбору деталей по цвету для постройки отдельных частей объекта (стены, крыша, труба и т.д.). В процессе конструирования происходит знакомство с новыми деталями и вводится в активную речь детей соответствующая лексика, обозначающая как названия деталей (существительные), так и их признаки и качества (при питательные), а также пространственные отношении (наречия места): деревянный брусок длинный или короткий, цилиндр высокий или низкий, пластмассовая пластинки широкая или узкая, окно у домика справа, дверь впереди, труба наверху, кладовка сзади и т.д.
Анализируя постройки детей, педагог обращает внимание на прочность конструкции, следование образцу, проявление творчества при строительстве дополнительных сооружений (скамеечка, на которой отдыхает шофёр, кладовка, где хранится инструмент). Конструирование по прежнему тесно связано с игрой. Только связь эта несколько изменяется. Если в младшей группе определяющим был сюжет творческой игры, и в его рамках решались конструктивные задачи, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развёртывается по мере завершения постройки: детям предлагаются разнообразные мен кие и крупные плоскостные и объёмные игрушки для обыгрывания построек. Обогащению конструкт и иного опыта, знакомству с различными видами архитектуры, особенностями сооружений способствует проведение прогулок, наблюдений , экскурсий, рассматривание иллюстраций, показ диафильмов, диапозитивов, беседы об увиденном, чтение художественных произведений, пение песен. С целью развития творческой инициативы и самостоятельности детей, а также закрепления полученных конструктивных навыков постепенно начинает вводиться конструирование по замыслу и по определённой теме, обучение их умению создавать элементарный замысел и воспитание способности реализовать его, добиваясь поставленной цели.