Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34
У дошкольников 5-6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности: ребёнок стремится научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует. Если раньше у детей только намечалось стремление научиться, в данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Дети способны проявлять старание и упорство. Проявляются элементы самоконтроля. Дети учатся анализировать постройку, рассказывать о ней, хотя словесное выражение последовательности работы вызывает у них большие затруднения. Методы и приёмы работы с детьми несколько изменяются: образец часто примерный (показываются основные части конструкции), в качестве образца могут использоваться фотографии, рисунки, иллюстрации или игрушки; предлагается преобразовать образец по условиям, по теме, по замыслу. При этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др. Таким образом, дети чаще придумывают свой вариант постройки, перенимают друг у друга конструктивные решения.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) ребёнок становится более наблюдательным, у него повышается работоспособность, сенсорные способности в основном уже сформированы. Учитывая это, выдвигаются более сложные задачи в обучении конструированию. Программа по конструированию предусматривает дальнейшее умственное развитие детей, формирование элементарных навыков учебной деятельности (планирование, контроль, анализ, оценка своей работы), развитие умения произвольно управлять своим поведением и познавательными процессами, а также воспитание эстетических чувств. По сравнению со старшей группой возрастает роль коллективной работы; в связи с этим больше требований предъявляется к умению детей распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с замыслом. Образец даётся лишь для того, чтобы показать на нём какой-то конструктивный прием (например, как построить лоджию у высотного дома). Шире используются чертежи, схемы, фотографии, рисунки. Дети много конструируют по темам, по условиям, которые становятся значительно сложнее. Больше внимания отводится конструированию по замыслу. Возможно конструирование по собственным рисункам-чертежам. Старшие дошкольники активно и самостоятельно ищут решения конструктивных задач. Они должны уметь представить и рассказать, какой будет конструкция, какова последовательность ее изготовления, какой материал потребуется, мотивируя свои предложения. После завершения работы они способны проанализировать результат своей конструктивной деятельности вначале с помощью педагога, постепенно переходя к самостоятельному анализу (самоанализу) ее. Занятия конструированием по-прежнему тесно связаны с игрой, которая возникает уже по инициативе детей.
Психологи и педагоги считают конструирование одним из важных видов психической деятельности и развитии ребёнка, так как в процессе конструирования в значительной степени формируются как познавательные и практические действия, так и диалектическое мышление (как форма творческого мышления). Творческий характер конструктивной деятельности, её виды исследованы в трудах А.Р.Лурия (контурные модели), Л.А.Парамоновой, Н.Н.Поддьякова (заданные условия), В.Ф.Изотовой (рисунок, фотография, тема, наблюдения); более того, выделены критерии оценки детского творчества (А.Н.Давидчук, В.Ф.Изотова, А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков); определено понятие «конструктиниая задача» (А.Р.Лурия, А.Н.Давидчук).
Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Уровень сформированности конструктивной деятельности определяет особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Вассерман Л.И считает, что недостаточный уровень развития конструктивной деятельности, трудности в выделении углов, стыков между элементами конструкции приводят к нарушению письма, которое представляет собой процесс конструирования цифр и букв.
Рядом исследователей установлено, что образное мышление ребенка может служить для усвоения обобщенных знаний, таким образом приобретая абстрактный характер. Важным средством обучения являются пространственные модели (в том числе графические). Без обобщенных представлений о структуре конструируемых объектов невозможно развитие конструктивного творчества, создание новых вариантов конструкций. Формирование обобщенных представлений о структуре предмета есть построение умственной модели. По мнению Л. Цеханской, обучение графическому моделированию способствует выработке у детей умения планировать в обобщенной графической форме собственные практические действия
Конструирование и строительные игры представляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника с детским церебральным параличом. Занятия конструированием не только способствуют развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формируют умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулируют развитие воображения, а также способствуют совершенствованию коммуникативных навыков.
М.Силакова в своих исследованиях
показала, что без соответствующего обучения
дети не могут сопровождать конструирование
речью: анализировать образец, планировать
деятельность, давать словесный отчёт
о последовательности построения, описывать
пространственные отношения элементов
постройки. Следовательно, конструктивная деятельность д
Исследования Л.А.Венгера с соавторами, посв
Анализ литературных данных позволяет констатировать, что конструктивная деятельность детей с ДЦП является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве. Упражнения с разборными игрушками играют важную роль в процессе формирования манипулятивной деятельности рук, развитии пространственных ориентировок. Ни в коем случае нельзя сводить формирование процесса конструирования к механической деятельности под диктовку. Необходимо развивать способность к самостоятельной целенаправленной деятельности с использованием дозированной помощи взрослого [14].
Формирование конструктивных и изобразительных навыков у детей с ДЦП происходит в тесном единстве со становлением двигательных функций рук: захватом и удержанием предметов в различном положении по отношению к ребенку. По мере развития общих представлений об окружающем мире, интереса и потребности в осуществлении конструирования и самого процесса изображения формируются соотносительные действия с предметами под контролем зрения [9].
Развитие конструирования способствует совершенствованию наглядных форм мышления, что существенно повышает потенциал детей с детским церебральным параличом, как в отношении поучения, так и в отношении профподготовки и профориентации до и, т.е. конструирование является прогностическим фактором»
В процессе занятия конструированием формируется способность к целенаправленной деятельности. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия: разбирая образец на детали, а затем, собирая их в модель, он на практике осуществляет анализ и синтез [22].
Все это еще в большей степени относится к формированию навыков конструктивной деятельности у детей с ДЦП.
В недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности этих детей степень тяжести двигательного дефекта является важным, но не основным фактором. Определяющую роль в формировании адекватности восприятия и отображения предметов играет уровень умственного развития ребенка [15].
Трудности формирования навыков конструирования у детей с церебральным параличом обусловлены нарушением моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы[18].
У многих детей с церебральным параличом наблюдаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в заторможенности перцептивных действий.
По данным Мамайчук И.И., при нарушении перцептивных действий у детей с ДЦП выявлена неспособность к интеграции частей воспринимаемого предмета в целостный образ [15].
Результаты исследования И.Ю. Левченко, О.Г. Приходы показали, что при конструировании из кубиков или палочек больной детским церебральным параличом не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинок видит также в основном изображение справа. Выполняя пробы Кооса, собирая разрезные картинки, дети правильно находят части данной картинки, но не могут их правильно положить относительно друг друга вследствие нарушения пространственного восприятия. При копировании асимметричной фигуры из палочек или кубиков делают ее зеркальной [11].
Э.С.Калижнюк отмечает недостаточность развития согласованных движений глаза и руки, что затрудняет не только обучение чтению и письму, но и формирование навыков самообслуживания, трудовых и учебных навыков и умений [7].
Ипполитова М.В. в своих трудах установила, что у детей с органическим поражением центральной нервной системы, последствием которого является и ДЦП, страдает не только двигательный анализатор, но и недостаточно развита зрительно-моторная координация, сочетающаяся с неправильными установками тела, головы и конечностей. Это приводит к нарушению способности к прослеживанию за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной, а, следовательно, и конструктивной деятельности [5].
Вывод по главе I:
Глава II
Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности
Особенности личности и познавательной сферы детей с ДЦП, степень поражения, уровень сформированное конструктивных навыков, тонкой моторики определяют основные подходы к организации и содержанию всей психокоррекционной работы, а также вытекающие конкретные задачи обучения их конструированию:
Дети с ДЦП часто имеют проблемы в общении со сверстниками, поэтому серьезный акцент в коррекционной работе делается на групповые и подгрупповые занятия, основными задачами которых, кроме непосредственно обучения конструированию, являются формирование и совершенствование коммуникативных навыков, коррекция тревожности, агрессивности , развитие способности к саморегуляции.
Сформулированы примерные педагогические условия, способствующие эффективности коррекционной работы:
Определена примерная структура занятия:
Ориентировочный этап. Сплочение группы, организация совместной деятельности, выполнение дыхательных упражнений, снижение эмоционального напряжения, нормализация тонуса мышц.