Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34
Коррекционный этап. Непосредственная конструктивная деятельность детей, формирование необходимых конструктивных навыков и умений с четкими коррекционными задачами: развитие произвольности, совершенствование психических процессов и связной речи, развитие творческих способностей и воображения, способности к планированию деятельности.
Заключительный этап. Оценка результата собственной деятельности и самоанализ, подведение итогов, снятие мышечного напряжения, релакс-пауза.
При проведении занятий учитывались сложности передвижения и размещения.
В целях предупреждения физического переутомления в середине занятия необходимо делать короткий перерыв для проведения физкультминуток. В случаях выраженного нарушения вертикализации у детей желательно использовать специальные стулья.
На запястья детей с выраженными гиперкинезами целесообразно надеть утяжелители.
Индивидуальные занятия строятся потому же принципу.
Формы организации обучения: конструирование но образцу, конструирование по модели, конструирование по условиям, конструирование по схеме, конструирование по заданной теме, конструирование по замыслу (свободное).
В коррекционно-развивающем процессе необходимо использовать различные виды конструирования: из игровых строительных материалов, из бумаги, из природного и бросового материала. Наиболее интересным нам представляется конструирование из природного и бросового материала, так как именно эти виды конструирования способствуют развитию творческого мышления ребенка и наиболее просты в организации обучающих занятий.
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений у детей с ДЦП
Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование конструктивной деятельности, подразделяется на несколько этапов. На каждом этапе решаются определенные задачи.
Поставленные задачи реализуются последовательно. Переход на следующий этап осуществляется при усвоении ребенком предыдущего.
Большое внимание необходимо уделять развитию речи как коммуникативной функции. На каждом этапе обучения нужно активно стимулировать вербализацию ребенком последовательности своих действий после получения инструкции, комментирование во время выполнения работы, словесную оценку результатов собственной деятельности.
Целесообразно в ходе конструктивной деятельности стимулировать ребенка к использованию лексико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, правильно использовать предлоги на, под, в и др., наречия сверху, снизу сзади и др.
Этап первый. Общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения
Развитие конструирования детей с ДЦП невозможно без достаточного уровня тонкой моторики, координации движений и пространственной ориентировки.
Затруднения в конструировании из различных материалов (складывание разрезной картинки и картинки из кубиков, копирование асимметричной фигуры из палочек) у испытуемых детей тесно связаны с нарушениями в пространственной ориентировке, координации движений, низким качеством моторики, поэтому обучению детей с ДЦП конструированию должна предшествовать подготовительная работа, направленная на нормализацию мышечного тонуса, развитие тонкой моторики, общей координации движений и пространственной ориентировки.
Для детей с легкой и средней степенью тяжести ДЦП (спастической и гемипаретической формой) с целью нормализации мышечного тонуса, увеличения объема активных движений, преодоления обусловленных переменным тонусом насильственных движений (гиперкинезе») в течение подготовительного периода проводятся дыхательные и расслабляющие тренинги, используются игры-упражнения с водой, крупой, песком, тестом, фасолью, горохом, орехами и т.п., в результате которых удается добиваться снижения мышечного напряжения и эмоциональной зажатости, развития и укрепления голоса, умения управлять им, появления самоконтроля и повышения уровня произвольности,
Большое внимание на данном этапе должно уделяться обучению различать правую и левую сторону с предваряющими упражнениями на выделение ведущей руки и последующим введением понятия противоположной руки.
В процессе работы дыхательные и расслабляющие упражнения выполнялись в начале каждого экспериментального занятия. Продолжительность дыхательных упражнений не превышала 3-5 минут.
На начальном этапе необходимо отметить дифференцированность подхода к участию в коррекционном процессе детей с ДЦП.
В работе с детьми с гемипаретической формой ДЦП с поражением справа особое внимание уделялось коррекции пространственных нарушений. При поражении слева пространственные нарушения практически незначительны, поэтому акцент сделан на совершенствование общей координации движений и развитие тонкой моторики.
В случае спастической диплегии работу с детьми начинали с расслабляющих дыхательных, физических упражнений и расслабляющего массажа. При гемипарезах подготовительные упражнения подбирались таким образом, чтобы активизировать мышечный тонус.
Дыхательные упражнения
1. Упражнение «Футбол» — перекатывание при помощи направленной воздушной струи легкого поролонового или ватного шарика по поверхности стола. Выполняется в течение 1 — 2 минут. Желателен соревновательный компонент (побеждает тот, кто смог загнать «мяч» в ворота).
2. Упражнение «Мыльные пузыри». Выполняется в течение 1 -2 минут. Возможно соревнование, чьи пузыри крупнее, дольше летают, большего размера и т.д. Трубочки для выдувания пузырей разовые.
3. Упражнение «Знакомство». Инструкция педагога: «Сядьте в круг. Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз, положите ладони на пол. А теперь по часовой стрелке по очереди сделайте глубокий вдох через рот, поднимите руки и задержите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз, наклоняясь в круг, произнесите на выдохе свое имя». Выполняется 1 раз.
4. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ребенок на выдохе произносит свое имя и фамилию.
5. Упражнение «Сосед». Инструкция педагога: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Снова сделайте глубокий вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на выдохе имя соседа». И так по кругу. Аналогично выполняется упражнение по кругу влево. Выполняется по 1 разу.
6. Упражнение «Свеча». Инструкция педагога: «Сделайте глубокий вдох через нос, потянитесь вверх всем телом (ладони сомкнуты, руки вытянуты над головой), выдохните с силой через рот («задуйте свечу»), наклонившись вперед, резко опустите руки перед собой, ладонями коснитесь пола». Выполняется 1-3 раза.
Упражнения для расслабления рук
1. Плавные потряхивания руки ребенка от плеча (взрослый потряхивает поочередно правую и левую руку ребенка).
2. Имитационные движения для кистей рук:
Активизирующие пассивно-активные и активные упражнения при сниженном мышечном тонусе
1. Массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой.
2. Сжимание и разжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами.
3. Катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами.
4. Поочередное сжимание большими и указательными пальцами рук (большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами) мягкого поролонового мячика.
5. Прокатывание по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно пружинного металлического колечка для суджока и т.д.
Перед началом работы с детьми с гиперкинезами желательно использовать мешочки с песком, наложенные на тыльные поверхности кистей рук ребенка, а также утяжеленные кубики для конструктивных игр.
Упражнения для развития тонкой моторики
Чтобы добиться необходимого для успешного конструирования уровня развития тонкой моторики, преодолеть нарушение манипулятивной функции рук, слабость, неточность движений, ограничение их объема и крайне низкий уровень координации, для детей с ДЦП была разработана система упражнений, формирующих, развивающих и совершенствующих тонкомоторные навыки.
Благодаря результативности данных упражнений для кисти и пальцев рук они приобрели первостепенное значение в коррекционной работе с детьми с ДЦП.
Учитывая специфику дефекта (ДЦП), работа эта проводится систематически, последовательно, кропотливо, но без лишней спешки, шаг за шагом продвигаясь вперед. Подобранные для использования упражнения, с одной стороны, динамичны и эмоционально приятны, с другой, — строго дозированы и не допускают перегрузки, переутомления ребенка.
Данные тренировочные упражнения просты и доступны, не требуют ни специальной подготовки, ни сложного оборудования и могут использоваться для индивидуальной работы с детьми с различными формами ДЦП не только педагогами и психологами, но и родителями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка, заинтересованными в оказании помощи ребенку в преодолении этих трудностей, способными кропотливо и последовательно работать с ним дома.
Регулярное выполнение этих упражнений способствует закреплению приобретенных в процессе коррекционной работы навыков в условиях, приближенных к повседневной бытовой и игровой деятельности ребенка (или имитирующих их).
1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.
2. Упражнение с поролоновым
мячиком 1(диаметр 3-4см) Выполняется
сначала кистью одной, затем другой
руки. Ладонь при этом плотно прижата к
столу. Приподнимаются поочередно пальцы
от мизинца к большому и
надавливают на поролоновый мячик, плотно
прижимая его к столу и удерживая прижатым
к поверхности стола
5 — 10 секунд.
3. Упражнение с поролоновым
мячиком 2. Мячик поочередно сжимается
пальцами правой и левой рук (сначала
большими пальцами, затем указательными,
средними, безымянными и мизинцами). В
каждой позиции мяч
удерживается не менее 4 секунд.
4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется.
5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.
6. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым — вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замкнутым).
7. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям.
8. Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем).
9. Упражнение «Умелый портной». Используется толстая игла для вышивания с тупым концом и широким ушком (в иглу вдета толстая нить с завязанными одним узелком обоими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкой ткани размером 10 X 10 см. Один край лоскутка необходимо обшить, держа иглу указательным и большим пальцем, второй — средним и большим, третий — безымянным и большим, четвертый — мизинцем и большим. Задание выполняется сначала ведущей, затем другой рукой.
10. Упражнение «Игла — художник 1». Для этого упражнения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут толстой одноцветной мягкой ткани такого же размера, толстая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям предметов (геометрические фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист бумаги с контурными рисунками подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предметов, держа иглу сначала большим и указательным пальцем, далее работа выполняется со сменой пальца: большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2 -3 мм (по показу взрослого).