Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 65.19 Кб (Скачать файл)

Коррекционный этап. Непосредственная конструктив​ная деятельность детей, формирование необходимых конст​руктивных навыков и умений с четкими коррекционными задачами: развитие произвольности, совершенствование психических процессов и связной речи, развитие творческих способностей и воображения, способности к планиро​ванию деятельности.

Заключительный этап. Оценка результата собствен​ной деятельности и самоанализ, подведение итогов, снятие мышечного напряжения, релакс-пауза.

При проведении занятий учитывались сложности пере​движения и размещения.

В целях предупреждения физического переутомления в середине занятия необходимо делать короткий перерыв для проведения физкультминуток. В случаях выраженного на​рушения вертикализации у детей желательно использовать специальные стулья.

На запястья детей с выраженными гиперкинезами целе​сообразно надеть утяжелители.

Индивидуальные занятия строятся потому же принципу.

Формы организации обучения: конструирование но об​разцу, конструирование по модели, конструирование по ус​ловиям, конструирование по схеме, конструирование по за​данной теме, конструирование по замыслу (свободное).

В коррекционно-развивающем процессе необходимо ис​пользовать различные виды конструирования: из игровых строительных материалов, из бумаги, из природного и бро​сового материала. Наиболее интересным нам представляет​ся конструирование из природного и бросового материала, так как именно эти виды конструирования способствуют развитию творческого мышления ребенка и наиболее про​сты в организации обучающих занятий.

2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений у детей с ДЦП

Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование конструктивной деятельности, подразделя​ется на несколько этапов. На каждом этапе решаются опре​деленные задачи.

Поставленные задачи реализуются последовательно. Пе​реход на следующий этап осуществляется при усвоении ре​бенком предыдущего.

Большое внимание необходимо уделять развитию речи как коммуникативной функции. На каждом этапе обучения нужно активно стимулировать вербализацию ребенком по​следовательности своих действий после получения инструк​ции, комментирование во время выполнения работы, сло​весную оценку результатов собственной деятельности.

Целесообразно в ходе конструктивной деятельности сти​мулировать ребенка к использованию лексико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отно​шения, правильно использовать предлоги на, под, в и др., наречия сверху, снизу сзади и др.

Этап первый. Общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения

Развитие конструирования детей с ДЦП невозможно без достаточного уровня тонкой моторики, координации дви​жений и пространственной ориентировки.

Затруднения в конструировании из различных материа​лов (складывание разрезной картинки и картинки из куби​ков, копирование асимметричной фигуры из палочек) у ис​пытуемых детей тесно связаны с нарушениями в простран​ственной ориентировке, координации движений, низким качеством моторики, поэтому обучению детей с ДЦП конструированию долж​на предшествовать подготовительная работа, направленная на нормализацию мышечного тонуса, развитие тонкой мо​торики, общей координации движений и пространственной ориентировки.

Для детей с легкой и средней степенью тяжести ДЦП (спастической и гемипаретической формой) с целью нормализации мышечного тонуса, увеличения объема активных движений, преодоления обусловленных переменным тонусом насильственных движений (гиперкинезе») в течение подготовительного периода проводятся дыхательные и расслабляющие тренинги, используются игры-упражнения с водой, крупой, песком, тестом, фасолью, горохом, орехами и т.п., в результате которых удается добиваться снижения мышечного напряжения и эмоциональной зажатости, раз​вития и укрепления голоса, умения управлять им, появле​ния самоконтроля и повышения уровня произвольности,

Большое внимание на данном этапе должно уделяться обучению различать правую и левую сторону с предваряющими упражнениями на выделение ведущей руки и после​дующим введением понятия противоположной руки.

В процессе работы дыхательные и расслабляющие упражнения выполнялись в начале каждого экспериментального занятия. Продолжительность дыхательных уп​ражнений не превышала 3-5 минут.

На начальном этапе необходимо отметить дифференцированность подхода к участию в коррекционном процессе детей с ДЦП.

В работе с детьми с гемипаретической формой ДЦП с по​ражением справа особое внимание уделялось коррекции пространственных нарушений. При поражении слева про​странственные нарушения практически незначительны, поэтому акцент сделан на совершенствование общей координации движений и развитие тонкой моторики.

В случае спастической диплегии работу с детьми начина​ли с расслабляющих дыхательных, физических упражне​ний и расслабляющего массажа. При гемипарезах подгото​вительные упражнения подбирались таким образом, чтобы активизировать мышечный тонус.

Дыхательные упражнения

1. Упражнение «Футбол» — перекатывание при помощи направленной воздушной струи легкого поролонового или ватного шарика по поверхности стола. Выполняется в течение 1 — 2 минут. Желателен соревновательный компонент (побеждает тот, кто смог загнать «мяч» в во​рота).

2.​ Упражнение «Мыльные пузыри». Выполняется в тече​ние 1 -2 минут. Возможно соревнование, чьи пузыри крупнее, дольше летают, большего размера и т.д. Трубоч​ки для выдувания пузырей разовые.

3.​ Упражнение «Знакомство». Инструкция педагога: «Сядьте в круг. Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ла​дони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз, положите ладони на пол. А теперь по часовой стрелке по очереди сделайте глубокий вдох через рот, поднимите руки и за​держите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз, наклоняясь в круг, произнесите на выдохе свое имя». Выпол​няется 1 раз.

4.​ Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ребенок на выдохе произносит свое имя и фамилию.

5.​ Упражнение «Сосед». Инструкция педагога: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Снова сде​лайте глубокий вдох через нос, поднимите руки через сто​роны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на выдохе имя соседа». И так по кругу. Аналогично выпол​няется упражнение по кругу влево. Выполняется по 1 разу.

6.​ Упражнение «Свеча». Инструкция педагога: «Сделайте глубокий вдох через нос, потянитесь вверх всем телом (ла​дони сомкнуты, руки вытянуты над головой), выдохните с силой через рот («задуйте свечу»), наклонившись вперед, резко опустите руки перед собой, ладонями коснитесь по​ла». Выполняется 1-3 раза.

Упражнения для расслабления рук

1. Плавные потряхивания  руки ребенка от плеча (взрослый  потряхивает поочередно правую и левую руку ребенка).

2. Имитационные движения  для кистей рук:

    • «стряхивание воды с кисти», 
    • «полоскание белья»,
    • «поглаживание кошки».
    1. Массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:
    • поглаживающие движения по каждому пальцу от кон​чика к основанию,
    • разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию, 
    • поглаживание тыльной поверхности кисти и предпле​чья,
    • похлопывание тыльной поверхности кисти и предпле​чья, 
    • вращение пальцев (каждого пальца в отдельности) и круговые движения кисти,  
    • отведение и приведение кистей рук поочередно (впра​во — влево),
    • движение супинации (выгибание руки ладонью вверх) — пронации (прогибание ладонью вниз),
    • поочередное сгибание пальцев,
    • противопоставление большого пальца остальным,
    • щеточный массаж кистей и пальцев рук (щетки раз​ной степени жесткости) и т. д.

Активизирующие пассивно-активные и активные уп​ражнения при сниженном мышечном тонусе

1.​ Массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой.

2.​ Сжимание и разжимание резиновых и пластиковых мя​чиков с шипами.

3.​ Катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами.

4.​ Поочередное сжимание большими и указательными пальцами рук (большими и средними, большими и безы​мянными, большими и мизинцами) мягкого поролоново​го мячика.

5.​ Прокатывание по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно пружинного металлического колечка для суджока и т.д.

Перед началом работы с детьми с гиперкинезами жела​тельно использовать мешочки с песком, наложенные на тыльные поверхности кистей рук ребенка, а также утяже​ленные кубики для конструктивных игр.

Упражнения для развития тонкой моторики

Чтобы добиться необходимого для успешного конструи​рования уровня развития тонкой моторики, преодолеть на​рушение манипулятивной функции рук, слабость, неточ​ность движений, ограничение их объема и крайне низкий уровень координации, для детей с ДЦП была разработана система упражнений, формирующих, развивающих и со​вершенствующих тонкомоторные навыки.

Благодаря результативности данных упражнений для кисти и пальцев рук они приобрели первостепенное значе​ние в коррекционной работе с детьми с ДЦП.

Учитывая специфику дефекта (ДЦП), работа эта прово​дится систематически, последовательно, кропотливо, но без лишней спешки, шаг за шагом продвигаясь вперед. По​добранные для использования упражнения, с одной сторо​ны, динамичны и эмоционально приятны, с другой, — стро​го дозированы и не допускают перегрузки, переутомления ребенка.

Данные тренировочные упражнения просты и доступны, не требуют ни специальной подготовки, ни сложного обору​дования и могут использоваться для индивидуальной рабо​ты с детьми с различными формами ДЦП не только педаго​гами и психологами, но и родителями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка, заинтересован​ными в оказании помощи ребенку в преодолении этих труд​ностей, способными кропотливо и последовательно рабо​тать с ним дома.

Регулярное выполнение этих упражнений способствует закреплению приобретенных в процессе коррекционной работы навыков в условиях, приближенных к повседневной бытовой и игровой деятельности ребенка (или имитирую​щих их).

1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.

2. Упражнение с поролоновым мячиком 1(диаметр 3-4см) Выполняется сначала кистью одной, затем другой 
руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и 
надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 
5 — 10 секунд.

3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала 
большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч 
удерживается не менее 4 секунд.

4.​ Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Вы​полняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется.

5.​ Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Вы​полняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инст​рукции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

6.​ Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообраз​ным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым — вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замкнутым).

7.​ Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные каранда​ши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятель​но произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнур​ки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям.

8.​ Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлоп​чатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), за​тем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем).

9.​ Упражнение «Умелый портной». Используется толстая игла для вышивания с тупым концом и широким ушком (в иглу вдета толстая нить с завязанными одним узелком обо​ими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкой ткани размером 10 X 10 см. Один край лоскутка необходи​мо обшить, держа иглу указательным и большим пальцем, второй — средним и большим, третий — безымянным и большим, четвертый — мизинцем и большим. Задание вы​полняется сначала ведущей, затем другой рукой.

10.​ Упражнение «Игла — художник 1». Для этого упраж​нения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут тол​стой одноцветной мягкой ткани такого же размера, тол​стая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой нит​кой с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям предметов (геометри​ческие фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист бумаги с контурными рисунками подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по кон​турам предметов, держа иглу сначала большим и указа​тельным пальцем, далее работа выполняется со сменой пальца: большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2 -3 мм (по показу взрослого).

Информация о работе Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП