Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие конструктивной деятельности…………………………………..6
1.2. Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе…………………...8
1.3. Значение и особенности формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП…………………………………………………………………….13
Глава II. Методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП…………………………………………………..18
2.1. Основные подходы к организации и содержанию занятий по формированию конструктивной деятельности………………………………18
2.2. Этапы коррекционно- развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений детей с ДЦП…………………………...20
2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков детей с ДЦП…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 65.19 Кб (Скачать файл)

11.​ Упражнение «Игла — художник 2». Выполняется ана​логично упражнению 10, но без предварительного прори​совывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструк​ции («Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мя​чик, солнышко и т.д.»). После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет).

12. Графический слуховой диктант с иглой 1. Для выпол​нения диктанта понадобится чистый лист бумаги в круп​ную клетку, под который подложен лоскут толстой мяг​кой ткани, а вместо карандаша используется игла для вышивания (см. упр.9, 10, 11). Проколы выполняются в углах клеток под диктовку, начиная от обозначенной взрослым точки на листе. Так же, как и в упр-х 10, 11, при работе с иглой сочетание пальцев меняется, но после​довательность определяется инструкцией взрослого. В конце диктанта ребенок рассматривает лист бумаги и пы​тается отгадать получившиеся предметы, затем обводит по проколам на листе контуры и уточняет правильность отгадок.

13. Графический слуховой диктант 2. Выполняется ана​логично упражнению 12 с отгадыванием получившихся предметов по проколам без прорисовки.

14. Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для дик​танта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком соблюдении правил безопасности при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, а при необходимости недель, следует упражнять ребенка в правильном и безо​пасном пользовании ножницами до получения устойчивых навыков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий:

    • Четкое следование инструкции взрослого.
    • Чередование вертикальных и горизонтальных «шагов».
    • Размеры «шагов» соответствуют четному количеству клеток (например: 4, 2, 8 и т.д.). 
    • После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

15.​ Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина 4-5 см, диаметр 1,5-2 см) или стандартной пробкой от бу​тылки (из натурального пробкового дерева). Все пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый палец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком. Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плотно прижатыми друг к другу. Упражнение выполняется пальцами сначала ведущей, затем другой руки.

16.​ Упражнение «Ножницы» с деревянной палочкой или пробкой (см. упр. 15). Пробка или палочка зажимается между двумя пальцами ведущей руки сначала у их осно​вания, затем режущими движениями, имитирующими движения ножниц, палочка или пробка постепенно пере​мещается к первым (верхним) фалангам и крепко удер​живается. Все остальные пальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. Затем работа продолжается со следующей парой, средним и безымянным пальцем, да​лее безымянным и мизинцем, и аналогично пальцами другой руки.

17.​ Упражнение «Веселые прищепки 1». На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10-1 5 см друг от друга привязываются шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60-70 см). Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета (при​цепить прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка).

18.​ Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется ана​логично упр. 17 с некоторым усложнением: после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать какую-либо прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.

19.​ Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоения упражнения 18 задание еще более усложняется: ребенку предлагается ловить прищепками подвижные шнурки (взрослый в это время двигает перекладину или дергает горизонтальную веревку, на которой закреплены цвет​ные шнурки).

2.3. Упражнения для формирования начальных конструктивных навыков  детей с ДЦП

Для формирования и дальнейшего совершенствования на​выков конструктивной деятельности у детей старшего дошко​льного возраста с ДЦП использовались следующие дос​тупные, в том числе нетрадиционные, упражнения. Эти уп​ражнения также способствуют развитию тонкой моторики, пространственной ориентации, общей координации движе​ний. С целью развития речевой активности детей побуждали к речевому сопровождению собственных действий. Продол​жительность выполнения этих упражнений от 5 до 10 минут.

1. Взрослый выкладывает узор  из счетных палочек, цвет​ных кубиков или разноцветных пуговиц одного размера, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руки.

2. Задание выполняется аналогично  предыдущему, но узор ребенок  выкладывает по памяти без  зрительной опоры на образец.

3. Задание выполняется аналогично  предыдущему, но узор ребенок  выкладывает по словесной инструкции.

4.​ Взрослый и ребенок усаживаются друг против друга. У каждого набор цветных счетных палочек. Взрослый вы​кладывает узор из палочек, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внима​ние ребенка на его правую руку, попросить указать пра​вую и левую руки сидящего напротив взрослого.

5.​ Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.

6.​ Построение дорожек, узоров из цветных кубиков Ники​тина сначала по образцу сопряженно, затем по памяти и словесной инструкции.

7.​ Продолжение узора. Взрослый начинает выкладывать узор из счетных палочек, цветных пуговиц, кубиков или зерен риса и гречки. Ребенок должен установить логиче​скую последовательность в расположении деталей ли​нейного узора и продолжить ряд самостоятельно.

8. В качестве строительного материала для различных по​строек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси-колой», «Кока-колой», «Мириндой» и т.д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании по стройки ребенок берет каждую шашку указанными 
взрослым пальцами (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизин​цем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, со​ревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д.

9. Строительство башни из пятикопеечных  монеток. Монет​ки аккуратно укладываются одна на другую поочередно то правой, то левой рукой. Так же, как и в предыдущем уп​ражнении, при скалывании постройки ребенок берет каж​дую монетку указанными взрослым пальцами (большим— указательным, большим — средним, большим — безы​мянным, большим — мизинцем). Победившим считается тот «строитель», чья башня окажется самой высокой.

10. Складывание листа бумаги  формата А4. Предлагается все время  складывать лист бумаги пополам (вертикальный и горизонтальный  сгиб). Победит тот, у кого полу​чится самый маленький прямоугольник, оценивается также качество сгибов.

11. Складывание квадратного листа  бумаги (размер 210x210 мм) по диагоналям. Оценивается размер тре​угольника и качество сгибов.

12. Конструирование изображений  животных из различ​ных геометрических фигур. Ребенку предъявляются для 
беглого просмотра различные изображения животных из геометрических фигур и предлагаются нарисованные геометрические фигуры (круги, квадраты, ромбы, трапеции, овалы, прямоугольники различного размера). После просмотра ребенок, определив и вырезав необходимые ему геометрические фигуры, конструирует из них различных животных. В заключение составляется сказ​ка с участием созданных персонажей.

Вывод по главе II:

  1. Формирование деятельности конструирования детей с ДЦП оказывается эффективным только в результате целенаправленной коррекционной работы, включающей общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения для нормализации тонуса, развития тонкой моторики и первоначальных конструктивных навыков, дыхательные упражнения, ознакомление с материалами для конструирования, непосредственно обучение конструированию.
  2. Эффективность коррекционной работы по формированию деятельности конструирования повышается при соблюдении следующих специальных условий:
    • учет клинической формы, степени тяжести заболевания и сторонности поражения;
    • использование дифференцированных приемов в работе;
    • введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т.д.);
    • введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;
    • использование специального оборудования во время проведения занятий.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конструирование — один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия и мышления ребенка.

Конструктивная деятельность является основой формирования и

закрепления представлений о величине и количестве. Упражнения с разборным игровым материалом играют важную роль в процессе формирования манипулятивной деятельности рук, развитии пространственных ориентировок.

В процессе конструирования не только осуществляется пространственная организация объектов (формы, положения, размера, композиционных и пространственных отношений между ними), но и отражаются их основные функциональные особенности.

У детей с церебральным параличом в силу несформированности манипулятивных функций рук, нарушения пространственного и тактильного восприятия, наглядных форм мышления и других базовых компонентов этой деятельности, затруднено формирование конструктивных навыков и умений.

Формирование деятельности конструирования дошкольников с ДЦП оказывается эффективным только в результате целенаправленной многоступенчатой коррекционной работы, включающей упражнения для нормализации тонуса, развития тонкой моторики и первоначальных конструктивных навыков, дыхательные упражнения, ознакомление с материалами для конструирования, непосредственно обучение конструированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, - 1986. 
  2. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространст​венному моделированию. /Дошкольное воспитание. — 1982. — №3
  3. Виноградова Л.И., Коноваленко С.В. взаимосвязь конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом со сторонностью и степенью двигательного поражения, Коррекционная педагогика и смежные с ней науки Журнал №2, 2005
  4. Гаврилушкина Т.Н. «Развитие конструктивных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», М., 1996.
  5. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспита​ние детей с церебральным параличом в семье. — М.: Просвеще​ние, 1993
  6. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений с ДЦП. // Специальная школа. - 1967 - №3. 
  7. Калижнюк Э.С. К вопросу о зеркальном письме у детей с церебральными параличами //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. -1970. №10. 
  8. КОНОВАЛЕНКО С.В. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОТИВ ДЦП. Начальный этап обуче​ния конструированию дошкольников с детскими церебральными параличами /С.В. КОНОВАЛЕНКО. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
  9. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. -2004. -№1(3).
  10. Куцакова JT.B. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. -М.: Изд. «Совершенство», 1999.
  11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и вос​питания детей с нарушениями опорно-двигательного аппара​та. — М.: Академия, 2001.
  12. Леон Лоренсо С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. М.: Педагогика. - 1986. 
  13. Леон Лоренсо С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. М.: Педагогика. - 1986. 
  14. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1981
  15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблема​ми в развитии. — СПб.: Речь, 2001.
  16. Мирошник З.М. Формирование конструктивных действий как психологических предпосылок трудовых умений у учащихся 1-2 класса: Дисс. . канд. психол. наук. Киев, 1990
  17. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду,- М., 1961
  18. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. Сборник научных трудов. М.: Просвещение. - 1989.
  19. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. Сборник научных трудов. М.: Просвещение. - 1989.
  20. Парамонова Л.А. И85   Детское творческое конструирование. — М.: Изд. дом "Карапуз", 1999.
  21. Парамонова JI.A. Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1979. - 182 с.
  22. Пустовой Е.А. Психологический анализ конструктивно-технической деятельности учащихся в трудовом обучении с использованием специальных учебных конструкторов: Дисс. . канд. психол. наук. Ростов на Дону, 1975
  23. Силакова М. Условия творческого решения конструктивных задач // Дошкольное воспитание. 1996.- №5
  24. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекционно- педагогическая работа по формированию конструктивной деятельности детей с ДЦП