Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:06, дипломная работа
Цель: определить направленность деятельности учителя, влияющую на коррекцию внимания младших школьников. Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования.
Раскрыть понятие внимания, особенности его развития у младших школьников.
Описать возрастные особенности детей младшего
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие внимания.
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3.Пути воспитания внимания младших школьников учителем
1.4.Нетрадиционные методы коррекции младших школьников
ГЛАВА 2. Процесс развития внимания младших школьников в классе КРО
2.1. Описание исследования
2.2. Методы изучения внимания младших школьников
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента
2.4. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников в классе КРО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей [8]. Проблемой нарушения внимания в школе чаще всего занимается учитель, возможно, потому, что в ходе обучения ребенка в начальной школе развивается его внимание, память, мышление, и существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции нарушений внимания.
Знание психологии внимания важно для решения многих практических задач, встающих перед педагогом, воспитателем. Оно может быть полезно для:
- развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные педагогические и воспитательные выводы;
- организации занятий, направленных на развитие внимания детей;
- ведения грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной родительской помощи своему ребенку;
Все вышесказанное и подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Цель: определить направленность деятельности учителя, влияющую на коррекцию внимания младших школьников.
Объект: процесс коррекции внимания у детей младшего школьного возраста.
Предмет: направление деятельности учителя, эффективно влияющие на коррекцию внимания младших школьников.
Гипотеза: деятельность учителя в коррекции внимания младших школьников будет эффективной, если:
- будут использоваться методы наблюдения;
- устанавливать причинно-следств
Задачи:
школьного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, психодиагностические методики, эксперимент.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие внимания.
Внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Внимание – это поток сознания, который может быть внешним и внутренним. При внешнем внимании человек не взаимодействует с тем, что находится в поле его внимания, потому что оно только скользит по поверхности окружающей человека реальности. Взаимодействие возникает тогда, когда внимание человека захвачено чем-либо внешним, которое проникло вовнутрь его и объединилось с той частью внутри, которая созвучна внешнему объекту. И тогда внимание к таким созвучным внешним объектам словно проходит через призму захваченности. Оно уже не свободно, но привязано к внешнему объекту и зависит от него. Между внешним объектом и внутренним вниманием возникает мост. Внимание имеет еще одну особенность – оно может увеличивать значимость объекта, на котором сосредоточено, все зависит от того, как долго или как часто это сосредоточение продолжалось. Следующей особенностью внимания является его способность воздействовать на объект внимания и трансформировать его. Конечно, результаты взаимодействия зависят от размеров силы, с которой внимание человека будет взаимодействовать. И есть внимание сновидящего, которое удерживает человека в единстве с окружающей его реальностью. Это очень важный аспект внимания, так как благодаря ему возможен духовный опыт человека, идущего путем своего предназначения, что позволяет ему быть смиренным и безупречным при взаимодействии с окружающей его реальностью.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное или пассивное внимание имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то внимание является произвольным, или активным. Произвольное внимание является актом воли, оно присуще только человеку и возникло в процессе труда. Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное внимание.
Основные свойства внимания.
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация, или интенсивность, внимания.
Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Устойчивость и колебания внимания.
Внимание характеризуется
Внимание развивается постепенн
Понятие «внимание» заключается в
ясном и четком отражении человеком
того, что он воспринимает или делает,
в выделении одних объектов или
свойств и качеств с
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Одной из основных форм познавательной деятельности человека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств. В познавательном отношении из всех анализаторов ведущая роль принадлежит зрению и слуху, хотя считается, что жизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух, чем через зрение. В познавательном отношении большое значение имеют осязательные ощущения, так как они носят комплексный характер. В них объединяются ощущения прикосновения, температурные и двигательные ощущения. Посредством осязания познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойства материала и т. д. В результате этих ощущений создается целостный образ предмета, как необходимый для детей с нарушениями слуха при формировании у них словесной речи.
К активным познавательным средствам можно отнести и еще один вид ощущений — кинестетические ощущения, т. е. ощущения движений органов тела и самого человека. Кинестетические ощущения в значительной степени связаны со зрением, тактильным восприятием, слухом. Их необходимо использовать как вспомогательные средства для выработки более самостоятельных и устойчивых кинестетических ощущений. Использование кинестетической чувствительности должно найти широкое применение при обучении детей распознавать некоторые свойства предметов: массу предмета по степени мышечного усилия, упругость, величину, форму и т. д.
Полноценное развитие психических процессов, в том числе и всех видов ощущений, во многом зависит от определенных условий, среди которых особое значение имеет внимание.
В развитии внимания у нормального ребенка и ребенка, имеющего нарушения слуха, имеется много общего. Прежде всего, это непроизвольность внимания, которая вызывается интересными для ребенка предметами или явлениями, при воздействии на него нового, необычного. Такие существенные свойства внимания, как устойчивость, распределяемость и переключаемость, у дошкольников развиты слабо. Ребенок в раннем возрасте не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чем-либо сосредоточиться. В основном это результат общей ориентировки в окружающем, направленной на обследование предметов, их свойств и регулирование практических действий, а не на удержание внимания. С возрастом происходят определенные изменения: увеличивается сосредоточенность и устойчивость внимания. Но все же перелом наступает под влиянием новых видов деятельности и новых требований, предъявляемых взрослыми. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, используется универсальное средство организации внимания — речь. Роль речи возрастает не только как непосредственного регулятора, но и как регулятора поведения ребенка, что создает предпосылки для формирования произвольного внимания.
Развитие внимания ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С развитием произвольного внимания, непроизвольное не только не исчезает, а сохраняется и развивается.
Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1) концентрация внимания
2) устойчивость характеризуется
длительностью сосредоточенност
3) объем внимания
4) распределение - способность одновременного
выполнения нескольких
5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.
Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.
Внимание направлено на: | |
движение |
Моторное |
мышление |
Интеллектуальное |
восприятие |
Сенсорное |
Рис. 1. Формы проявления
Характеризуется | |
непроизвольное |
отсутствием целенаправленного волевого акта |
произвольное |
наличием целенаправленного |
послепроизвольное |
целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий |
Рис. 2. Типы
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.