Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:06, дипломная работа
Цель: определить направленность деятельности учителя, влияющую на коррекцию внимания младших школьников. Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования.
Раскрыть понятие внимания, особенности его развития у младших школьников.
Описать возрастные особенности детей младшего
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие внимания.
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3.Пути воспитания внимания младших школьников учителем
1.4.Нетрадиционные методы коррекции младших школьников
ГЛАВА 2. Процесс развития внимания младших школьников в классе КРО
2.1. Описание исследования
2.2. Методы изучения внимания младших школьников
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента
2.4. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников в классе КРО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из данного вывода мы решили использовать такие психодиагностические методики, как:
-Корректурная проба Бурдона
Измеряется количественные характеристики внимания (концентрация, точность и продуктивность) и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности. В работе используется бланк теста Бурдона в модификации, предложенной советским психологом П.А. Рудиком. Эксперимент выполняется коллективно при последующей самостоятельной обработке результатов. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения – 1 минута. Испытуемый зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения испытуемый приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: «Внимание. Начали!» Основная работа осуществляется в течение 5 минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: «Поставьте крест». Такой крест ставится испытуемым в том месте строки, где его застала данная команда, и служит в дальнейшем цели исследования динамики внимания (Приложение 1).
-Методика «Таблица Шульте», предложенная Ф. Д. Горбовым. Отыскивание чисел с переключением (красно-черная таблица)
Используется таблица Горбова-Шульте размером 25 X 20 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен (Приложение 2).
В данном исследование участвовали учащиеся 4 класса КРО.
Каждому из испытуемых, в данном коррекционном классе, были предложены вышеизложенные методики, при проведении исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе.
Перед нами стоит цель исследования: выявить уровень развития внимания с помощью психодиагностических методов и подтвердить гипотезу, поставленную в данной дипломной работе: деятельность учителя в коррекции внимания младших школьников будет эффективной, если:
- будут использоваться методы наблюдения;
- устанавливать причинно-следств
Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы.
Рассмотрим полученные данные в табличной характеристике (табл. 1.)
Табличная характеристика (общие сведения).
Таблица 1.
Показатель |
Доля, в % |
Возраст 9лет 10 лет |
|
60 | |
40 | |
Пол девочек мальчиков |
|
50 | |
50 | |
Успеваемость в школе отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно |
|
22 | |
62 | |
16 | |
--- |
Из табл. 1 видно, что возрастные показатели исследуемой группы детей в ней преобладают дети с возрастом 10 лет (60% от всех испытуемых), гендерные же различая, по группе распределены равномерно. По показателю успеваемости в учебном заведении, в исследовательской группе большинство (62%) обучаются на «хорошо», и лишь малое количество (16%), получают удовлетворительные отметки.
Из всего вышесказанного нашей задачей является: провести диагностику уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста класса КРО с помощью психодиагностичечкий методик.
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента
Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова (Приложение 2), в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1), количественные же показатели по данной методике представлены в Приложении 4.
Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в абс. значениях)
Исходя из количественных подсчетов, на первом этапе исследования в классе КРО, средним значением переключаемости внимания является значение в 5,9 секунд – показатели ниже данного значения указывают на высокую переключаемость внимания, показатели выше- на низкую.
Таким образом, анализ данных на первом этапе исследования показывает (рис. 2), что среди исследуемой группы детей преобладает высокий уровень переключаемости внимания (45%), но следует отметить, что также значительны показания среди детей с низким уровнем переключаемости внимания (25%).
Рис. 2. Показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в %)
Следующим нашим шагом в первичном сборе данных была диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы детей, для этих целей нами была использована методика корректурная проба Бурдона (Приложение 1). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 3 и 4), индивидуальные показатели по каждой шкале представлены в Приложении 5 рассмотрим их.
Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых (в %)
Анализ данных уровня концентрации внимания на данном этапе показывает, что среди испытуемых детей, в данном классе КРО, преобладает средний уровень, но при этом следует отметить, что среди испытуемых девочек преобладает высокий уровень концентрации внимания (46%), а у испытуемых мальчиков данная характеристика значительно ниже и установлена на среднем уровне (52%).
Подобные данные указывают на гендерные различия в развитии данной характеристики внимания, т.к. мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.
Кроме диагностики концентрации внимания методика корректурной пробы Бурдона предполагала определение устойчивости внимания, рассмотрим полученные данные данной характеристики на первом этап исследования (рис. 4).
Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых (в %)
Рассматривая и анализируя полученные данные по устойчивости внимания, мы можем сделать заключение, что уровень развития устойчивости на первом этапе среди исследуемой группы находится на среднем уровне (52 – 54 %), как среди девочек, так и среди испытуемых мальчиков.
Анализ данных данного эксперимента свидетельствует о том, что основные изучаемые характеристики внимания среди исследуемой группы детей, такие как уровень переключаемости внимания находится на достаточно высоком уровне, несмотря на то, что класс коррекционный. При этом следует отметить, что данный показатель выявлен не у всех исследуемых детей, т.к. имеется группа лиц, которым необходимо провести коррекционную работу по развитию данного качества.
Изучение концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы показала, что мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.
На основе полученных данных нами была определенна коррекционная программа упражнений по развитию определенных качеств внимания, которые вошли в опытно-экспериментальную работу по развитию внимания у младших школьников класса КРО. Рассмотрим её подробнее.
2.4. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников в классе КРО
В ходе государственной практики, я была в роли учителя в классе КРО и мною была поставлена задача, а влияет ли роль учителя на развитие внимания младших школьников. На основе анализа литературы мы изучили особенности детей младшего школьного возраста, а на основе методик выявили уровень развития внимания. После этого мы разработали комплекс упражнений, влияющих на коррекцию внимания учащихся класса КРО. Данные упражнения были использованы во время перемен, в начале урока, во время урока и во время физкультминуток. (Приложение 3)
После сбора общей информации об учащихся мы провели несколько уроков с применением комплекса упражнений по формированию внимания (Приложение 3) у младших школьников и после провели повторную диагностику с использованием тех же диагностических методик, что мы использовали на первом этапе данного эксперимента. Опишем результаты, полученные нами на втором этапе экспериментального исследования.
Анализ данных на втором этапе исследования по методике Шульте-Горбова показывает, что в экспериментальной группе переключаемость внимания возросла и это свидетельствует о том, что использование комплекса методических упражнений на уроках учителем может способствовать развитию переключаемости внимания у младших школьников. (рис. 5). Индивидуально количественные показатели представлены в приложении 5.
Рис. 5. Количественные показатели уровня переключаемости внимания в экспериментальной и контрольной группе (в абс. значениях)
Рассмотрим также анализ сравнительных данных по переключаемости внимания детей младшего школьного возраста входе формирующего эксперимента (рис. 6).
Рис. 6. Показатели изменения уровня переключаемости внимания среди исследуемой группы детей на двух этапах (в %)
Рассматривая и анализируя уровень переключаемости внимания на двух этап исследования, мы можем утверждать, что на втором этапе высокий уровень переключаемости внимания преобладает у 78,5% исследуемых детей, и составляет разницу от первого этапа в 33,5%, что, безусловно, указывает на эффективность применения развивающих упражнений.
При этом следует отметить, что показатели низкого уровня переключаемости внимания на втором этапе, в отличие от первого отсутствуют полностью.
Выводы по методике: таким образом, анализ представленных данных переключаемости внимания на двух этапах исследования, подтверждает успешность экспериментальной работы по формированию переключаемости внимания среди детей младшего школьного возраста полностью.
После диагностики переключаемости внимания среди исследуемых детей мы провели повторную диагностику по методике корректурная проба Бурдона в классе КРО с этими же учащимися. Нами был произведен сравнительный анализ показателей данных на втором этапе исследования по уровню концентрации и устойчивости внимания среди мальчиков и девочек в исследуемой группе детей, рассмотрим полученные данные (таб. 2).
Таблица 2.
Сравнительные показатели уровня концентрации и устойчивости внимания среди учащихся (в %)
Среди |
концентрация внимания | |||||
I этап |
II этап | |||||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | |
Мальчиков |
32% |
52% |
16% |
--- |
68% |
32% |
Девочек |
46% |
34% |
20% |
--- |
72% |
28% |
Среди |
устойчивость внимания | |||||
I этап |
II этап | |||||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | |
мальчиков |
30% |
52% |
18% |
12,5% |
67% |
20,5% |
Девочек |
26% |
54% |
20% |
--- |
64% |
36% |